ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
19 января 2022 года
Дело №А56-56604/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз»
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее – административный орган, ФАС России) от №17/04/7.32.3-225/2021 от 14.05.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 17.09.2021, принятым в виде резолютивной части, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 05.10.2021.
Не согласившись с вынесенным решением, ФАС России направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не в полной мере исследованы обстоятельства дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Определением от 16.12.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ, поскольку решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принято судом первой инстанции ранее истечения сроков, установленных для представления доказательств и иных документов, а также в отсутствие материалов дела об АП №17/04/7.32.3-225/2021.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции стороны о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Обществом размещено извещение №32009057097 по проведению конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству объектов газораспределения в Ленинградской области (3 этап) по программе газификации Российской Федерации.
Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром.
Согласно итоговому протоколу от 22.05.2020 № 22-02-26/056-03 ООО «Спецвысотстрой» отказано в допуске к участию в Конкурентном отборе на основании несоответствия заявки пункту 3 раздела 1 Методики анализа и оценки заявок участников и пункту 3.5.4 Документации о закупке.
В ФАС России ООО «Спецвысотстрой» от 29.05.2020 №605 подана жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса.
Решением ФАС России от 05.06.2020 № 223ФЗ-433/20 жалоба ООО «Спецвысотстрой» на действия Общества при проведении открытого конкурса признана обоснованной, в действиях заявителя установлены нарушение части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. На основании пункта 3 данного решения Обществу выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Выявленное нарушение Обществом части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ послужило основанием для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Постановлением от 14.05.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-225/2021 ООО «Газпром Межрегионгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ № 223 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ № 223, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положением о закупках).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Анализ и рассмотрение заявок на участие в конкурсе проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки участников конкурентного отбора».
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, образует как предъявление к участнику закупки требований, которые не указаны в документации о закупке товаров, так и оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, не установленным такой документацией.
Подпунктом 3.5.4 спорной Документации о Маркетинговых исследованиях предусмотрено обязательное предоставление согласия на обработку и передачу персональных данных всех физических лиц, сведения о которых содержатся в составе заявки (по форме 2.2).
Судом первой инстанции установлено, что по итогам рассмотрения заявок на участие в закупках, Обществу отказано допуске к участию в Конкурентной закупке на основании несоответствия заявки пункту 3 раздела 1 Методики анализа и оценки заявок участников и пункту 3.5.4 Документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Методики анализа и оценки заявок участников заявки на участие в закупке, включая все документы в их составе, проверяются на предмет полноты состава заявки, правильности оформления документов и достоверности представленных сведений.
Основанием для отклонения заявки является несоответствие проверяемых параметров требованиям документации, в том числе отсутствие заполненных форм, несоответствие представленных в формах сведений требованиям форм или недостоверность представленных сведений (пункт 5 Документации о закупках).
На стадии рассмотрения заявок все заявки первоначально проверяются на предмет представления в составе заявки всех предусмотренных Документации обязательных документов. Отсутствие каких-либо документов, представление которых предусмотрено требованиями Документации, является основанием для отклонения такой заявки.
Вопреки доводам жалобы, согласие на обработку и передачу персональных данных всех физических лиц, сведения о которых содержатся в составе заявки, должны быть представлены по форме 2.2, независимо о того, указаны они в форме 4 или в прочих документах, то есть форма 2.2 является обязательной для предоставления в составе заявки.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ).
Из положений Закона № 152-ФЗ следует, что персональные данные физических лиц не могут обрабатываться без их письменного согласия (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ). При этом под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу и пр. (пункт 3 статьи3 Закона № 152-ФЗ).
В свою очередь, заказчик, получивший от участника закупки персональные данные любых физических лиц, указанных в документах, входящих в состав заявки, автоматически приобретает статус оператора (пункт 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ).
При этом базовое условие для обработки персональных данных - это наличие согласия субъекта персональных данных на их обработку. Если такого согласия нет, персональные данные обрабатываться не могут. Комиссия заказчика не вправе изучать документы участника закупки, представленные в составе заявки (в том числе формы, содержащие персональные данные физических лиц)), если такими лицами не дано согласие на обработку персональных данных.
Таким образом, при отсутствии в составе заявки согласия всех лиц, поименованных в заявке, заказчик не вправе изучать соответствующие документы (формы) в составе заявки (в том числе форму 4).
Более того, требование о предоставление согласия на обработку персональных данных соответствует положениям Закона № 152-ФЗ, такое требование содержится в аукционной документации, следовательно, оснований полагать, что Общество предъявляло к участнику закупки требования и осуществляло оценку его заявки по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, не имеется, что свидетельствует об отсутствии в действиях заказчика нарушения положений части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, а, следовательно, и события административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам ФАС, факт не обжалования решения и предписания ФАС России в судебном порядке, а также фактическое исполнение предписания заказчиком вовсе не свидетельствует о законности привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При указанных выше обстоятельствах оспариваемое постановление ФАС России о привлечении Общества к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 октября 2021 года по делу № А56-56604/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.05.2021 №17/04/7.32.3-225/2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Л.В. Зотеева