ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-57581/2021 от 16.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 февраля 2022 года

Дело №А56-57581/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Семеновой А.Б., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,

при участии:

от истца (заявителя): Груздева Э.О. по доверенности от 10.01.2022; Ханнанов М.Х. по доверенности от 10.01.2022;

от ответчика (должника): Ковалевич В.В. по доверенности от 16.06.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42446/2021) общества с ограниченной ответственностью "Великолукский свиноводческий комплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2021 по делу № А56-57581/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Великолукский свиноводческий комплекс"

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным отказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Великолукский свиноводческий комплекс" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент) о признании незаконным отказа от 26.05.2021 № 07-22/11687.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2021требования ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" просит решении суда от 10.11.2021 отменить, ссылаясь на то, что подп. 12 пункту 1 раздела I Критериев при определении категории НВОС, в отношении свиноводческих площадок, не может быть применен, поскольку при постановке объекта НВОС на учет необходимо руководствоваться подп. 12 п. 1 раздела II Критериев.Исходя из физических характеристик объекта, лагуна является сооружением и входит в состав единого недвижимого комплекса строений и сооружений, зарегистрированного в ЕГРН, то есть относится к недвижимому имуществу.Лагуна также нормативно отнесена к сооружениям (СП 469.1325800.2019 «Свод правил «Сооружения животноводческих, птицеводческих, звероводческих предприятий (Правила эксплуатации)), СП 289.1325800.2017 «Свод правил «Сооружения животноводческих, птицеводческих, звероводчески с предприятий (Правила проектирования)»).

15.02.2021 от ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых в том числе указывает на то, что Обществом разработаны соответствующие документы (ТУ 20.15.80-001-84290629-2016 «Органическое удобрение «Агроплюс», технологический регламент производства удобрения «Агроплюс» ГОСТ Р 53117-2008). Из технологических документов на удобрение «Агроплюс» следует, что при получении удобрения навоз свиней проходит естественную биологическую обработку в лагунах, стимулируемую препаратами биодеструткторами, то есть не утилизируется на специальном оборудовании и установках. Следовательно, процессы, происходящие в ходе выдерживания навоза в лагунах, не являются деятельностью по его обезвреживанию и утилизации в смысле Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.Общество не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность по утилизации отходов I-IVклассов опасности, а именно «стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней», не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью их дальнейшего транспортирования, обработки (утилизации), размещения, не реализует образующийся в результате основной деятельности навоз свиной в качестве товара или продукции, а использует его в качестве органического удобрения для собственных нужд путем внесения удобрения на собственные или арендованные поля.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Департамента просил в удовлетворении жалобы отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", утвержденных Приказом Минприроды РФ от 07.08.2018 №352, Обществом проведена инвентаризация и составлен отчет инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для филиала Репродуктор 7-25 «Альшуты» от 02.04.2021г.

После проведения инвентаризации заявителем установлено, что изменились характеристики процессов, а именно: количество источников выбросов загрязняющих веществ и объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что требует актуализации сведений в Реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Также, ввиду издания Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", возникла необходимость актуализировать сведения в отношении категории объекта НВОС.

11.05.2021 ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" в соответствии пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 28, 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 №572 обратилось в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Управление Росприроднадзора) с заявлением об актуализации сведений об объекте НВОС «Репродуктор 7-25 (Альшуты»).

В письме от 26.05.2021 №07-22/11687 Управление Росприроднадзора актуализировало сведения в части изменения технологических производств (изменения источников выбросов), однако отказало в актуализации сведений относительно категории объекта НВОС.

Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно пункту 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (пункт 2 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).

На основании пункта 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Из материалов дела следует, что объекту НВОС «Репродуктор 7-25 (Альшуты)» Псковская область, Усвятский район, у д. Альшуты» ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» при постановке на государственный учет в соответствии с действующим законодательством была присвоена I категория негативного воздействия (58-0160-001090-П). Объект введен в эксплуатацию 13.02.2014 года.

В настоящее время Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее — Критерии).

В соответствии с вышеуказанными Критериями для определения категории объекта НВОС при осуществлении деятельности по выращиванию и разведению свиней применяется показатель «Проектная мощность». К объектам I категории в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 Критерий относятся ОНВОС с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.); с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 г.).

К объектам II категории в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 относятся ОНВОС, на которых осуществляется деятельность по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг (за исключением хозяйственной и иной деятельности, указанной в подпункте 21 пункта 1 настоящего документа). Заявленная проектная мощность составляет 5954 мест для свиней. При актуализации сведений об объекте НВОС, подтверждающих документов по проектной мощности, позволяющих изменить категорию, предприятием представлено не было.

Учитывая, что пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлен закрытый (исчерпывающий) перечень оснований для актуализации сведений об объекте НВОС и изменение нормативных правовых актов не включено в данный перечень, оснований для изменения ранее присвоенной категории объекта НВОС «Репродуктор 7-25 (Альшуты)» на момент рассмотрения заявки по актуализации не имелось.

Как установлено судом первой инстанции, ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" осуществляет деятельность по утилизации отхода III класса опасности «стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней» код 1 12 552 12 32 3 и имеет лицензию от 27.01.2020 № (60)-2871-ТОУ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части транспортирования отходов I-IV классов опасности, обработки и утилизации отходов III класса опасности, в том числе, по вышеуказанному адресу. В результате обработки и утилизации отхода «стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней» код 1 12 552 12 32 3 получают органическое удобрение «Агроплюс».

В соответствии с технологическим регламентом производства органического удобрения «Агроплюс», утвержденным генеральным директором предприятия, процесс утилизации навозных стоков проводится в лагунах методом естественного биологического брожения. Для ускорения процесса сбраживания используют биорегенератор «Оксидол».

Таким образом, лагуны являются технологическим оборудованием для утилизации отхода «стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней» и производства удобрения «Агроплюс».

Согласно данным представленной формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» (№ отчета 4140870) в 2020 году на данном объекте утилизировано 22480 тонны стоков навозных, соответственно 3,566 тонн в час.

Указанные сведения позволяют сделать вывод, что на объекте осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся утилизации отходов производства III класса опасности с применением оборудования с проектной мощностью 1 тонна в час и более, что также является основанием для отнесения объекта к 1 категории по пп.12 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Кроме того, используя данные об объемах лагун, объемах образованных стоков, сроках выдерживания стоков в лагунах, производительности и времени работы перекачивающих устройств, возможно, определить проектную мощность утилизации.

Также Общество обращалось ранее в Управлении по вопросу изменения категории (вх. от 19.01.2021 № 915).

Управлением в Росприроднадзор был направлен 12.02.2021 запрос № 01-22/2701 и получены соответствующие разъяснения письмом от 12.03.2021 № МК-02-02-31/7163, в которых Росприроднадзор указал на то, что пунктом 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ установлен закрытый (исчерпывающий) перечень оснований для актуализации сведений об объекте НВОС. Изменение нормативных правовых актов не включено в перечень оснований для актуализации сведений об объекте НВОС.

Полученная информация была направлена в адрес Общества 18.03.2021.

С учетом изложенного, мнение Общества об изменении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не является основанием для актуализации сведений о вышеуказанном объекте.

При таких обстоятельствах основания для переоценки вывода суда первой инстанции о законности и обоснованности оспоренного отказа Департамента от 26.05.2021 № 07-22/11687 у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Соответствие оспоренного отказа закону исключает возможность удовлетворения заявленных Обществом требований.

Таким образом, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно. Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2021 по делу № А56-57581/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

А.Б. Семенова

Н.О. Третьякова