ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-58532/20 от 24.03.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 марта 2021 года

Дело №А56-58532/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Мельниковой Н.А.

судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 21.08.2020

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 30.03.2020

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1340/2021) ЗАО "РАНТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2020 по делу № А56-58532/2020(судья Мигукина Н.Э.), принятое

по иску ООО "СВ-Эксплуатация"

к ЗАО "РАНТ"

об обязании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СВ-Эксплуатация» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к закрытому акционерному обществу «РАНТ» с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязании в срок до 01 февраля 2021 года передать системы внутридомового теплоснабжения и техническую документацию многоквартирных домов по адресу: <...>, дом 60, корпус 1, строение 1 (далее -МКД № 58 и МКД № 60), в том числе:

- инструкцию по эксплуатации МКД № 58 и МКД № 60 по форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 № 45 «Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранения Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома»;

- заключение по проекту теплоэнергетической инспекции (МКД № 58 и МКД № 60);

- допуски Ростехнадзора тепловых установок (УУТЭ) (МКД № 58 и МКД № 60);

- технические условия на подключение дома к теплосетям (МКД № 58 и МКД № 60);

- технические паспорта на узлы учета присоединения, систему отопления (посекционно), систему ГВС, эксплуатационный паспорт на наружные тепловые сети, принципиальную тепловую схему, поэтажные схемы (МКД № 58 и МКД № 60);

- спецификация теплового оборудования (МКД № 58 и МКД № 60);

- акт приемки законченного строительства тепловых энергоустановок (МКД № 58 и МКД № 60);

- акт-допуск в постоянную эксплуатацию тепловых установок (МКД № 58 и МКД № 60);

- руководство по эксплуатации коммерческих узлов учета (КУУ) тепла (МКД № 58 и МКД № 60);

- акт передачи тепловых нагрузок (МКД № 58 и МКД № 60);

- инструкция по эксплуатации системы отопления (МКД № 58 и МКД № 60);

- режимная карта балансировки систем отопления (МКД № 58 и МКД № 60);

- проект теплоснабжения домов (МКД № 58 и МКД № 60);

- исполнительные чертежи контуров заземления (МКД № 58 и МКД № 60);

- монтажная электрическая схема и спецификация оборудования на автоматику ИТП и ГРЩ (МКД № 58 и МКД № 60);

- исполнительные чертежи наружных тепловых сетей (МКД № 58 и МКД № 60);

- акты ввода в эксплуатацию, паспорта, руководства по эксплуатации насосного оборудования (МКД № 58 и МКД № 60);

- паспорта на узлы учета: горячего водоснабжения и отопления (МКД № 58 и МКД № 60);

- акты снятия последних показаний с узлов учета с момента передачи дома (МКД № 58 и МКД № 60);

- акты осмотра, проверки состояния (испытания) системы внутридомового теплоснабжения, приборов учета, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра МКД № 58 и МКД № 60;

- в срок до 01.02.2021 организовать установку индивидуальных приборов учета тепловой энергии в помещениях собственников МКД № 58 и МКД № 60 путем передачи им данных приборов учета, схемы монтажа и другой исполнительской документации по приборам учета; а также возместить судебных расходы и издержки.

Решением суда от 01.12.2020 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, оставить исковое заявление без рассмотрения, ссылаясь на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора.

В судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с восстановлением спорной документации, намерении заключить мировое соглашение с истцом, а также возбуждением в отношении ЗАО "РАНТ" процедуры банкротства наблюдение.

Рассмотрев ходатайство ответчика об отложении судебного заседания, апелляционный суд, руководствуясь нормами статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклонил данное ходатайство как необоснованное. Какие именно документы находятся в процессе восстановления в данный момент представитель ответчика пояснить не смог, ходатайство не мотивировано необходимостью совершения каких-либо процессуальных действий или наличием иных причин, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы.

Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта (часть 1 статьи 139 АПК РФ).

Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Судом апелляционной инстанции не принимается довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, несоблюдение претензионного порядка не может являться безусловным основанием для оставления иска без рассмотрения, так как такое решение может привести к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон (пункт 4 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком не было проявлено намерение добровольно удовлетворить исковые требования, следовательно, в досудебном порядке спор в принципе не мог быть урегулирован.

Кроме того, истец представил в материалы дела адресованные ответчику претензионные письма от 06.06.2019 № 22/19, от 28.10.2019 № 54/19, от 20.03.2020 № 39/2020, от 14.04.2020 № 51/2020, от 22.05.2020 № 63/2020, содержащие требования о передаче систем теплоснабжения и технической документации многоквартирных домов.

С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, основания для оставления иска без рассмотрения в соответствии с частью 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> и дом 60, корпус 1, строение 1, строительство которых осуществлялось ответчиком.

Многоквартирные дома введены в эксплуатацию 25.12.2018, сведения об управлении домами с 01.05.2019 внесены Государственной жилищной инспекцией в соответствующий раздел Реестра, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "СВ-Эксплуатация" (лицензия от 29.05.2015 № 78-000295.

Вместе с тем, по состоянию на дату подачи иска (10.07.2020) застройщиком – ЗАО "РАНТ" управляющей организации – ООО "СВ-Эксплуатация" не переданы системы внутридомового теплоснабжения и техническая документация на МКД, а также не организована установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии в помещениях МКД, что послужило основанием для предъявления иска в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплен в пунктах 24, 26 Правил № 491, а также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила № 416).

В соответствии с пунктом 20 названных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491). Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил № 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.

Пунктом 25 Правил № 491 предусмотрена обязанность застройщика, осуществившего строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, передать в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.

Согласно пункту 4.38 СП 68.13330.2017 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" после ввода объекта в эксплуатацию застройщик (технический заказчик) обязан передать организации, которая будет эксплуатировать объект капитального строительства, результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта, иную документацию на объект, которая необходима для его эксплуатации.

На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что у ответчика имеется обязанность по передаче истцу технической документации и иных документов, связанных с управлением спорными многоквартирными домами.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных Правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Данная обязанность предусмотрена и пунктом 7 статьи 11 Закона № 261-ФЗ, согласно которой застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии (часть 7 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).

Таким образом, законодательством об энергосбережении установлена обязанность застройщика оснащать многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии. При этом техническая возможность для установления таких приборов презюмируется.

Разрешение на ввод в эксплуатацию № 78-08-53-2018 выдано Службой ГСН 25.12.2018, то есть после 01.01.2012.

Часть 10 статьи 11 Закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении" предоставляет собственникам здания, строения или сооружения, а также собственникам помещений в многоквартирном доме право предъявлять требования к застройщику в случае обнаружения факта несоответствия возведенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт здания, строения или сооружения требованиям энергетической эффективности или требованиям об оснащенности приборами учета. Такие требования могут быть предъявлены в разумный срок. Застройщик по выбору собственника обязан:

а) устранить имеющиеся недостатки за свой счет;

б) возместить собственнику произведенные им расходы на устранение недостатков.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается и ответчиком не оспорен факт невыполнения обязанности застройщиком, сдавшего спорные МКД в эксплуатацию после 01.01.2012, оснастить дома индивидуальными приборами учета, требование истца, осуществляющего управление МКД, оснастить квартиры таким приборами учета, является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2020 по делу № А56-58532/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Мельникова

Судьи

Г.Н. Богдановская

Я.Г. Смирнова