ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-58574/2021 от 28.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 апреля 2022 года

Дело №А56-58574/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Горбачевой О.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 22.06.2021

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36361/2021) АО "Элопак" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2021 по делу № А56-58574/2021, принятое

по заявлению АО "Элопак"

к Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области

об оспаривании постановления

установил:

Акционерное общество «Элопак» (ОГРН: <***>, адрес: 119048, Москва, ул. Усачёва, 35, стр. 1; далее – АО "Элопак", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, 27; далее – заявитель, Управление, Роспотребнадзор), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), о признании недействительным представления от 17.06.2021 № 127 по делу об административном правонарушении.

Решением от 05.10.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, АО "Элопак" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что Общество не производит и не выпускает в обращение упаковку для алкогольной продукции, в связи с чем аккредитованная испытательная лаборатория «ИнтТест» ООО «Перспектива» проводила оценку образцов на соответствие конкретно предъявляемым к ним ТР ТС 005/2011 требованиям, обусловленным типом продукции для контакта с которой предназначена упаковка.

Рассмотрение дела апелляционным судом откладывалось в связи с оспариванием Обществом предписания №1214 от 07.06.2021, вынесенного Управлением по результатам указанной проверки, в арбитражном суде в рамках дела №А56-56121/2021.

В судебном заседании 28.03.2022 произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судья Фуркало О.В. заменена на судью Протас Н.И.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Управление на основании распоряжения от 26.04.2021 № 47-01-04-285-21 провело 24.05.2021 в отношении Общества плановую выездную проверку по вопросу соблюдения Обществом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, по результатам которой 07.06.2021 составило акт № 47-01-285-21.

В ходе проверки Управление выявило и зафиксировало в названном акте в числе прочих нарушение Обществом требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769. Выявленное нарушение заключалось в том, что утвержденные в Обществе и введенные в действие 30.01.2018 технические условия ТУ 17.21.14-001-18328735-2018 «Заготовки коробок из комбинированных материалов для упаковывания пищевых жидкостей и пищевых продуктов» распространяются, в том числе на упаковку для алкогольных напитков, однако в соответствии с представленным протоколом испытаний от 15.02.2021 № 126/21, на основании которого Обществу выдана декларация о соответствии на продукцию от 16.02.2021, испытания такой упаковки в модельной среде – 20% раствор этилового спирта в нарушение требований ТР ТС 005/2011 не проводились.

По факту выявленного нарушения Управление 07.06.2021 составило в отношении Общества протокол № 356 по делу об административном правонарушении, 17.06.2021 вынесло постановление № 127 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.

На основании постановления от 17.06.2021 № 127 Управление выдало Обществу представление с такими же датой и номером, которым обязало Общество устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

Общество, не согласившись с постановлением и представлением Управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.

Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, регулирует Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона N 184-ФЗ декларирование соответствия - это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

При этом подтверждение соответствия состоит в документальном удостоверении соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Схема подтверждения соответствия представляет собой перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 184-ФЗ схема подтверждения может осуществляться путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств либо принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента (пункт 2 статьи 24 Закона N 184-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона N 184-ФЗ при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 названной статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

Императивное правило, закрепленное в пункте 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ, гласит, что продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, выпускается в обращение только после подтверждения такого соответствия.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 утверждена Единая форма декларации о соответствии (далее – Единая форма).

Согласно приложению № 2 к Единой форме в позиции 4 декларации указываются нормативные правовые акты (далее – НПА), соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов) и предусмотренных Единым перечнем. При проведении декларирования соответствия допускается не указывать разделы (пункты, подпункты) НПА в случае применения данного НПА в целом.

В позиции 3 декларации о соответствии указывается в числе прочего обозначение НПА и (или) технических нормативных правовых актов, нормативных документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция.

В позиции 5 декларации приводится обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии. В качестве таких документов могут использоваться: подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Как следует из имеющейся в материалах дела декларации о соответствии от 16.02.2021, она выдана Обществу как изготовителю на упаковку потребительскую из комбинированных материалов (ламинированный материал: полиэтиленовая пленка/картон/полиэтиленовая пленка) для упаковывания пищевых жидкостей и пищевых продуктов, в том числе продуктов предназначенных для детского питания. Упаковка представляет собой заготовки коробок с высечками с нанесенными линиями сгиба (биговкой) и продольным сварным швом стилей А, Б, Б1, видами сечения дна Standard, Mini, Maxi, King-Size, форматов Pure-Pak®Classic/Pure-Pak®Classic с угловой панелью Curve, Pure-Pak®Diamond/Pure-Pak®Diamond с угловой панелью Curve, Pure-Pak®Sense/Pure-Pak®Sense с угловой панелью Wave, артикулов BU*, DU*, BS*, DS*, где «*» - любая комбинация из чисел от 0 до 9, либо бук латинского алфавита от A до Z, обозначающих конструктивные особенности заготовок (л.д.136).

В позиции 3 декларации о соответствии от 16.02.2021 указано, что представленная для оценки соответствия упаковка из комбинированных материалов изготовлена в соответствии с утвержденными в Обществе и введенными в действие 30.01.2018 техническими условиями ТУ 17.21.14-001-18328735-2018 «Заготовки коробок из комбинированных материалов для упаковывания пищевых жидкостей и пищевых продуктов» (л.д.148-171).

В позиции 4 декларации о соответствии указан ТР ТС 005/2011 в целом, следовательно, оценка продукции Общества проводилась на ее соответствии в целом требованиям ТР ТС 005/2011.

Как следует из представленных в материалы дела технических условий ТУ 17.21.14-001-18328735-2018, они распространяются на заготовки коробок из комбинированных материалов, предназначенных для упаковывания пищевых жидкостей и пищевых продуктов (вода, молоко, молочнокислые продукты, фрукты, ягоды, фруктово-овощные и фруктово-ягодные соки и смеси, безалкогольные напитки, пищевые продукты с влажностью до и более 15%), в том числе продуктов, предназначенных для детского питания, а также алкогольной продукции (алкогольные напитки, вина).

В соответствии с пунктом 24 технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции», утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98, для алкогольной продукции применяется упаковка, обеспечивающая ее безопасность и сохранение потребительских свойств алкогольной продукции при обращении ее в течение срока годности и соответствующая требованиям указанного технического регламента и ТР ТС 005/2011.

Согласно части 1 статьи 1 ТР ТС 005/2011 указанный регламент распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства в соответствии с Приложением 5 к регламенту, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.

В пункте 5 приложения 5 к ТР ТС 005/2011 указана упаковка из комбинированных материалов для пищевой и парфюмерно-косметической продукции, продукции промышленного и бытового назначения (коррексы, пачки, мешки, пакеты, флаконы, банки, упаковочно-этикеточные материалы, контейнеры, лотки, тубы, стаканчики, коробки).

В соответствии с частью 3 статьи 1 ТР ТС 005/2011 данный регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности.

В силу статьи 2 ТР ТС 005/2011 изготовитель (производитель) – юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие от своего имени производство и (или) выпуск в обращение упаковки (укупорочных средств) и ответственные за ее соответствие требованиям безопасности данного технического регламента.

Как указано в части 1 статьи 5 ТР ТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) и процессы ее хранения, транспортирования и утилизации должны соответствовать требованиям безопасности названной статьи.

Безопасность упаковки должна обеспечиваться совокупностью требований к применяемым материалам, контактирующим с пищевой продукцией, в части санитарно-гигиенических показателей (часть 3 статьи 5 ТР ТС 005/2011).

В силу части 4 статьи 5 ТР ТС 005/2011 упаковка, контактирующая с пищевой продукцией, включая детское питание, должна соответствовать санитарно-гигиеническим показателям, указанным в Приложениях 1 и 1.1. Условия моделирования санитарно-химических исследований упаковки указаны в Приложении 2.

Упаковка, предназначенная для упаковывания пищевой продукции, включая детское питание, парфюмерно-косметической продукции, игрушек, изделий детского ассортимента, не должна выделять в контактирующие с ними модельные и воздушную среды вещества в количествах, вредных для здоровья человека, превышающих предельно допустимые количества миграции химических веществ (часть 5 статьи 5 ТР ТС 005/2011).

В соответствии с требованиями части 6.5 статьи 5 ТР ТС 005/2011 упаковка из комбинированных материалов должна быть герметичной (при наличии укупорочных средств) или обеспечивать установленную прочность соединительных швов, ее поверхность внутреннего покрытия не должна быть окислена, ее внутренняя поверхность должна быть стойкой к воздействию упаковываемой продукции.

В приложении № 1 к ТР ТС 005/2011 установлены санитарно-гигиенические показатели безопасности и нормативы веществ, выделяющихся из упаковки (укупорочных средств), контактирующих с пищевой продукцией.

В соответствии с перечнем модельных средств, используемых при исследовании упаковки (укупорочных средств) (приложением 2 к ТР ТС 005/2011), для алкогольных напитков и вин для санитарно-химических исследований их упаковки используются дистиллированная вода, 20% раствор этилового спирта, 2% раствор лимонной кислоты.

Из материалов дела и протокола испытаний от 15.02.2021 № 126/21 следует, и Обществом не оспаривается, что испытания упаковки в модельной среде – 20% раствор этилового спирта не проводились, в то время как упаковка произведена в соответствии с ТУ 17.21.14-001-18328735-2018, распространяющимися на алкогольные напитки и вина.

Управление и суд первой инстанции пришли к выводу о том, что у Общества имеется оборудование для производства комбинированной упаковки для алкогольной продукции; при декларировании соответствия продукции Общество указало информацию о соответствии выпускаемой в обращение продукции, без проведения подтверждающих ее соответствие исследований в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 005/2011 перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковка (укупорочные средства) должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента.

Таким образом, обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, фактически выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. В связи с этим факт наличия оборудования для производства соответствующей продукции не может в силу перечисленных положений законодательства возлагать на предпринимателя или юридическое лицо не предусмотренную законом обязанность подтверждать соответствие продукции, которая ими не производится и не выпускается в обращение.

Вместе с тем, доказательств того, что в обращение поступила алкогольная продукция в упаковке, произведенной Обществом в соответствии с ТУ 17.21.14-001-18328735-2018, материалы дела не содержат.

При этом заявитель в обоснование заявленных требований указывает на то, что Общество не производит и не выпускает в обращение упаковку для алкогольной продукции.

Указанный довод Управлением надлежащими доказательствами не опровергнут.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на оборудовании Общества может производиться в том числе упаковка для алкогольной продукции, не относим к применимым положениям ТР ТС 005/2011.

Возможность Общества изготавливать упаковку для алкогольной продукции не означает, что Общество фактически осуществляет такое изготовление. При этом, сама возможность производить упаковку для алкогольной продукции делает Общество ее изготовителем, что противоречит буквальному смыслу статьи 2 ТР ТС 005/2011.

Как следует из материалов дела, в декларации о соответствии от 16.02.2021 указано, что она принята на основании протокола испытаний № 126/21 от 15.02.2021, выданного аккредитованной испытательной лабораторией «ИнтТест» ООО «Перспектива».

Лаборатория проводила испытания только тех представленных Обществом образцов упаковки, которые производятся и выпускаются им в обращение, то есть предназначенных для упаковывания:

(а) пищевых жидкостей и пищевых продуктов (вода, молоко, молочнокислые продукты, фрукты, ягоды, фруктово-овощные и фруктово-ягодные соки и смеси, безалкогольные напитки, пищевые продукты с влажностью до и более 15 %);

(б) продуктов, предназначенных для детского питания.

Соответственно, выбор лабораторией модельных сред (дистиллированная вода, 0,3% раствор молочной кислоты, 3,0% раствор молочной кислоты и 2,0% раствор лимонной кислоты) обусловлен типом продукции, для контакта с которой предназначены представленные образцы упаковки (т.е. вода, молоко, молочнокислые продукты, фрукты, ягоды, фруктово-овощные и фруктово-ягодные соки и смеси, безалкогольные напитки, пищевые продукты с влажностью до и более 15 %) (стр. 2, 4, 6, 8 и 10 протокола испытаний).

По результатам проведенных испытаний лаборатория выдала Обществу Протокол, в котором указано, что он «распространяется только на образцы, подвергнутые испытаниям» (стр. 1 протокола).

Следовательно, лаборатория проводила оценку этих образцов на соответствие конкретно предъявляемым к ним ТР ТС 005/2011 требованиям, а не на соответствие требованиям, которые установлены в отношении тех типов упаковки, которые Обществом не производятся и не выпускаются в обращение (например, упаковка для алкогольной или парфюмерно-косметической продукции, продукции промышленного и бытового назначения).

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что поскольку Декларация о соответствии принята на основании Протокола, область ее применения ограничена упаковкой, предназначенной для пищевых жидкостей и пищевых продуктов и продуктов для детского питания.

При этом согласно Протоколу, выпускаемая Обществом в обращение упаковка соответствует требованиям ТР ТС 005/2011; соответствующий вывод основан на проведении всех испытаний, предусмотренных ТР ТС 005/2011 для анализируемой продукции.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что Декларация содержит недостоверные сведения, противоречит материалам дела.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу положений статьи 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, следовательно, представление следует судьбе постановления, и в случае признания незаконным и отмены постановления об административной ответственности, представление также подлежит признанию незаконным и отмене.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 05.10.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта и удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.

Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 октября 2021 года по делу № А56-58574/2021 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 17.06.2021 № 127.

Признать недействительным представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 17.06.2021 № 127.

Возвратить из федерального бюджета Акционерному обществу «Элопак» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

О.В. Горбачева

Н.И. Протас