ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
01 ноября 2022 года
Дело №А56-59173/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29891/2022) Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2022 по делу № А56-59173/2022 (судья Мильгевская Н.А.), принятое
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Восход групп»
об оспаривании решения от 29.03.2020 № 44-978/22
установил:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент, Заказчик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 29.03.2022 по делу № 44-978/22 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Восход групп» (далее - Общество, ООО «Восход групп»).
Решением суда первой инстанции от 26.07.2022 в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Департамент направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 26.07.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что установленные в извещении требования о представлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров (в том числе кабелей), которые не относятся к используемым материалам, а перейдут на баланс Заказчика по акту приема-передачи, являются правомерными и соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департамент (Заказчик) 14.03.3022 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru разместил извещение №0372100014922000003 о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж кабельной системы электрообогрева кровли административного здания; начальная (максимальная) цена контракта 1 926 172,80 руб.
ООО «Восход групп» направило в Санкт-Петербургское УФАС жалобу (вх. №8105-ЭП/22 от 23.03.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона по извещению № 0372100014922000003, в которой Общество ссылалось на неправомерно установление Заказчиком требований об указании в первой части заявки конкретных показателей товаров по кабелям типов 1-5, указанных в пунктах 8-12 пункта 9.2 раздела 2 Приложения № 2 «Техническое задание».
Решением Санкт-Петербургского УФАС от 29.03.2022 по делу № 44-978/22 жалоба ООО «Восход групп» признана обоснованной; в действиях Департамента (Заказчика) установлено нарушение части 3 статьи 43 Закона № 44-ФЗ.
Не согласившись с указанными решением Санкт-Петербургского УФАС, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 26.07.2022 в связи со следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ конкурентными способами являются, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В силу части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона № 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Частью 2 статьи 43 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В силу части 3 статьи 43 Закона № 44-Ф3 требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, исходя из приведенных положений частей 1 и 2 статьи 43 Закон № 44-ФЗ, информация о конкретных характеристиках предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, указывается в заявке только в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Как следует из материалов дела, объектом закупки по извещению об электронном аукционе № 0372100014922000003 является поставка и монтаж кабельной системы электрообогрева кровли административного здания.
В пункте 33 извещения предусмотрены следующие требования к составу заявки:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
б) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ);
в) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе»
Пункт 9.2 раздела 2 Приложения № 2 «Техническое задание» к извещению содержит перечень материалов и оборудования, используемого подрядчиком для выполнения работ по дооснащению системой обогрева кровли здания Департамента, в том числе описание их характеристик.
Исходя из пункта 33 извещения конкретные показатели по всем перечисленным в пункте 9.2 раздела 2 Приложения № 2 «Техническое задание» товарам, используемым при выполнении работ, должны быть указаны в заявке участника спорного электронного аукциона, что правомерно расценено Управлением как нарушение части 3 статьи 43 Закона № 44-ФЗ.
Вопреки доводам подателя жалобы, из извещения и приложений к нему не усматривается, что все товары, перечисленные в пункте 9.2 раздела 2 Приложения № 2 «Техническое задание» (в том числе кабели, клеммы, гофрированные трубы, клипсы, скобы, зажимы, кронштейны, бирки и противопожарная пена) передаются заказчику по товарной накладной или акту передачи, а также что указанный товар принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В рассматриваемом случае, перечисленные товары являютсястроительными и расходными материалами, используемыми при выполнении работ, являющихся объектом закупки, без которых невозможно выполнить такие работы.
Установление заказчиком в извещении требований к конкретным показателям товаров, используемых при выполнении работ, не противоречит Закону № 44-ФЗ Сами по себе требования к качественным характеристикам товаров, используемых для производства работ, устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем, требование об указании в заявке конкретных показателей по всем перечисленным в пункте 9.2 раздела 2 Приложения № 2 «Техническое задание» товарам, используемым при выполнении работ, является нарушением пункта 1 части 1 и части 3 статьи 43 Закона № 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании недействительным решения Санкт-Петербургского УФАС от 29.03.2022 по делу №44-978/22.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены решения суда от 26.07.2022 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 июля 2022 года по делу № А56-59173/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас