ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-59542/2021 от 19.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 января 2022 года

Дело №А56-59542/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 24.12.2021;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 27.12.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36597/2021) Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2021 по делу № А56-59542/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Навигатор-СБС»

к Государственной административно-технической инспекции

об оспаривании постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Навигатор-СБС» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – административный орган, инспекция) от 16.06.2021 №2865 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №48130 от 27.05.2021, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон №273-70) с назначении наказания в виде административного штрафа в размере 220 000 руб.

Решением суда от 11.10.2021 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав правонарушения. Инспекция со ссылкой на пункт 6.2 Контракта полагает, что после окончания срока действия ордера подрядная организация обязана приостановить выполнение работ до выполнения заказчиком обязанностей, препятствующих исполнению контракта.

В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель Общества выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 27.05.2021 специалистом ГАТИ при участии представителя Общества и двух понятых в ходе осмотра выявлен факт административного правонарушения ООО «Навигатор-СБС», выразившегося в производстве работ и невосстановлении элементов благоустройства, нарушенных после производства работ по ордерам ГАТИ № У-3841 от 14.03.2019, УУ-5107 от 04.04.2019, №У-3195 от 05.03.2019, срок действия которых истек 15.09.2020, а именно:

-по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов от д. 122, лит. А до пр. Маршала
ФИО4 в зоне действия ордера размещено временное ограждение из металлической сетки на металлических стойках, информационный щит, складированы строительные материалы, грунт, щебень; присутствует строительная техника, рабочий персонал; благоустройство по восстановлению асфальтобетонного покрытия не восстановлено прямолинейной картой, имеет механические повреждения, выбоины, трещины, не промазаны швы сопряжения, неоднородно, нарушены высотные отметки проезжей части; газон не восстановлен, отсутствует плодородный слой почвы, травостой;

- по адресу: Санкт-Петербург, перекресток пр. Ветеранов и пр. Маршала ФИО4, перекресток пр. Ветеранов и ул. Солдата Корзуна элементы благоустройства - асфальтобетонное покрытие проезжей части пр. Ветеранов не восстановлено прямолинейной картой, имеет механические повреждения, выбоины, трещины, не промазаны швы сопряжения, неоднородно, нарушены высотные отметки проезжей части.

- по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов от пр. Маршала ФИО4 до ул. Козлова (по проекту: пр. Ветеранов на участке от ул. Лени ФИО5 до выхода Урицкой насосной станции) элементы благоустройства - асфальтобетонное покрытие проезжей части пр. Ветеранов не восстановлено прямолинейной картой, имеет механические повреждения, выбоины, трещины, не промазаны швы сопряжения, неоднородно, нарушены высотные отметки проезжей части; газон не восстановлен, отсутствует плодородный слой почвы, травостой.

Выявленные Инспекцией нарушения отражены в протоколе осмотра от 27.05.2021 с приложением фототаблиц и схем осмотра.

Указанные обстоятельства послужили основанием, для составления уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 27.05.2021 №48130, в соответствии с которым действия Общества квалифицированы по пункту 2 статьи 14 Закон № 273-70.

Постановлением ГАТИ от 16.06.2021 №2865 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №48130 от 27.05.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 220 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, признав Общество действующим в состоянии крайней необходимости (статья 2.7 КоАП РФ), признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Статьей 14 Закона N 273-70 установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70 (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2019 N 674-151) производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила № 875).

В соответствии с пунктом 6.11 Правил N 875 ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.

В силу пунктов 4.4, 4.5 Правил №875, установка и размещение временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, в том числе строительных лесов, за исключением производства работ, указанных в разделе 5 Правил, а также складирование и размещение временных инженерных коммуникаций, материалов, оборудования, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства работ, без ордера ГАТИ запрещено.

Пунктами 3.2.18 и 11.1 Правил N 875 установлено, что производитель работ обязан после проведения работ восстановить элементы благоустройства, нарушенные в результате производства работ, в сроки производства работ, указанные в ордере ГАТИ.

Административным органом установлено, что по ордерам ГАТИ № У-5107 от 04.04.2019, № У-3195 от 05.03.2019 в части выявленных нарушений двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.

Следовательно, часть выявленных правонарушений по ордерам ГАТИ № У-5107 от 04.04.2019, № У-3195 от 05.03.2019 исключена административным органом из события, вмененного Обществу правонарушения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно ордеру ГАТИ № У-3841 от 14.03.2019 Общество является производителем работ по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов от д. 122, лит. А до пр. Маршала ФИО4. Срок действия выданного ордера истек 15.09.2020.

В ходе проверки 27.05.2021 административным органом установлен факт правонарушения - в зоне действия ордера по окончания срока его действия размещено временное ограждение из металлической сетки на металлических стойках, информационный щит, складированы строительные материалы, грунт, щебень; присутствует строительная техника, рабочий персонал; благоустройство по восстановлению асфальтобетонного покрытия не восстановлено прямолинейной картой, имеет механические повреждения, выбоины, трещины, не промазаны швы сопряжения, неоднородно, нарушены высотные отметки проезжей части; газон не восстановлен, отсутствует плодородный слой почвы, травостой.

Нарушение подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (протоколом осмотра, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении и иными материалами административного дела).

Таким образом, следует признать, что в действиях Общества имеется событие правонарушения.

Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что между Обществом и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - Заказчик) заключен государственный контракт № 3/19 от 21.01.2019 в отношении объекта - Реконструкция водопроводной сети Д= 600-800 мм по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов на участке от ул. Лени ФИО5 до выхода Урицкой насосной станции.

Работы на объекте выполнялись Обществом на основании ордера ГАТИ № У-3841 от 14.03.2019, со сроком действия - до 15.09.2020.

В процессе выполнения работ, в связи с корректировкой проектной документации, предоставленной Заказчиком, была выявлена необходимость выполнения дополнительного объема работ, ранее не предусмотренного условиями Контракта. Данное обстоятельство повлекло необходимость неоднократного увеличения сроков производства работ по Контракту, в связи с чем Дополнительным соглашением № 7 от 30.12.2020 Обществом и Заказчиком принято решение о внесении изменений в условия Контракта в части срока выполнения и сдачи работ - по 30.09.2021.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Правил 875 заказчик работ обязан до начала производства работ получить ордер ГАТИ на производство работ; контролировать сроки производства работ, качество восстановления элементов благоустройства, нарушенных при производстве работ.

В соответствии с пунктом 6.11 Правил 875 производство работ разрешено только в сроки и в зоне производства работ, которые указаны в ордере.
Аналогичные условия закреплены в пункте 4.1.8. Контракта, согласно которому на
Заказчике лежит обязанность по получению в государственных органах или иных уполномоченных организациях разрешения на производство работ согласно требованиям действующего законодательства.

Пунктом 4.2.3. Контракта, установлено, что в случае выявления Подрядчиком необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, либо работ, не учтенных в сметной документации, Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней письменно сообщить об этом Заказчику.

Обращением от 28.07.2020 № 864 Общество предупреждало Заказчика о необходимости предоставления в срок не позднее 14.08.2020 нового ордера ГАТИ с целью получения распоряжения ГАТИ о временном ограничении движения транспортных средств в зоне производства работ.

Письмами от 09.07.2020 № 770, от 11.08.2020 № 931 Общество также неоднократно уведомляло Заказчика о необходимости получения всей разрешительной документации, включая ордер ГАТИ.

Однако Заказчик, в нарушение своих обязанностей по Контракту, а также, несмотря на неоднократные и заблаговременные обращения Подрядчика, не обращался в ГАТИ за получением ордера на производство работ по объекту на новый срок либо о его пролонгации.

Более того, соблюдение обеспечения бесперебойного выполнения работ на объекте в сроки, установленные Контрактом, было вызвано требованием самого Заказчика, изложенным в письме от 03.04.2020 № исх-00333/001 (л.д. 110-112).

Поскольку срок действия Ордера (по 15.09.2020) заведомо не
охватывал весь срок производства работ на Объекте, предусмотренный контрактом с учетом дополнительного соглашения, подписанного между Обществом и Заказчиком, и Заказчиком не приняты все меры в силу положений пунктов 3.1.1, 3.1.4 Правил №875 по получению нового ордера на весь срок производства работ по Контракту, даже с учетом неоднократного обращения Подрядчика в его адрес, то в данном конкретном случае апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества субъективной стороны правонарушения.

Вопреки доводам ГАТИ, подрядчик не имел возможности остановить работы в связи с полученным указанием от заказчика и ввиду того, что прокладка канализационных сетей должна была быть завершена до начала зимнего периода. В любом случае, до завершения работ подрядчик не имел возможность демонтировать ограждение зоны производства работ в целях безопасности граждан. При этом, материалами дела подтверждается, что работы не были завершены в установленный срок и благоустройство не восстановлено не по вине подрядчика.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Отсутствие вины во вмененном правонарушении свидетельствует об отсутствие состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В данном случае ошибочные выводы суда первой инстанции в части применения статьи 2.7 КоАП РФ не привели к принятию неправильного решения, в связи с чем решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2021 года по делу № А56-59542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас