ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 января 2024 года
Дело №А56-59631/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца: Генеральный директор ФИО2, ФИО3
по доверенности от 14.06.2023, ФИО4 по доверенности от 14.06.2023
от ответчика: ФИО5 по доверенности от 09.01.2024
от 3-го лица: ФИО6 по доверенности от 29.11.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35369/2023) ООО "АТОЛЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2023 по делу № А56-59631/2023, принятое
по иску ООО "АТОЛЛ"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
3-е лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АТОЛЛ» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет по печати) от 22.05.2023 № 220921, о замене отказа от 22.05.2023 № 220921 на разрешение на установку (перемещение) объекта для размещения информации - консольной вывески.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет градостроительства и архитектуры (далее - КГА).
Решением суда от 30.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, согласно которому признать недействительным оспариваемое решение Комитета по печати. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Комитета по печати является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представители Общество поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Комитета по печати, КГА просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по печати с заявлением от 24.04.2023 №194327 о выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации, вид объекта: консольная вывеска, место установки: стена по адресу: <...>, лит. А.
Комитетом по печати был выдан отказ от 22.05.2023 №220921 в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта - консольной вывески, размер (0,7 х 0,28) х 4; (0,7 х 0,48) х 2.
Не согласившись с указанным отказом Комитета по печати, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка разрешения на установку объектов для размещения информации выдает Комитет по печати после согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Согласно абзацу 1 пункта 7 Порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе КГА, в срок, не превышающий 11 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от Комитета по печати, рассматривают в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ в согласовании.
Согласно абзацу 3 пункта 7 Порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о КГА, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679 (далее - Положение), задачами КГА являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию КГА при согласовании вывесок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство является градостроительной деятельностью. Цели благоустройства, в том числе обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории.
Пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории определено, как деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению, в том числе эстетического состояния территории муниципального образования.
Для реализации указанных задач в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (далее - Закон №891-180) Правила благоустройства содержат перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, а требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства устанавливаются эстетическими регламентами объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В соответствии со статьей 9 Закона № 891-180 размещение элементов благоустройства на объекте благоустройства осуществляется на основании проектов благоустройства, которые согласованы в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила благоустройства), приложением № 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (далее - Эстетические регламенты) утвержден эстетический регламент наружной рекламы и информации.
Наружная информация (объекты для размещения информации), к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности, а также в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
Согласно абзацу 3 пункта 7 порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно абзацу 5 пункта 7 Порядка КГА отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках процедуры, определенной Порядком, КГА были рассмотрены и 02.05.2023 отклонены от согласования информационные материалы по заявлению Общества от 22.04.2023 № 194327 на установку вывески объекта для размещения информации - блочного консольного указателя из 3-х блоков «ОПЕРАТИВНАЯ ПОЛИГРАФИЯ ПЕЧАТИ ШТАМПЫ; ТУРФИРМА «АТОЛЛ» ВИЗЫ ТУРЫ СТРАХОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИЯ; АНТИКВАРИАТ СКУПКА КОМИССИЯ» на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 9, лит. А.
На основании отказа КГА в согласовании заявления № 194327 Комитетом по печати принято решение 22.05.2023 № 220921 об отказе в выдаче разрешения на установку или перемещение объекта для размещения информации.
Ранее Комитетом по печати заявителю выдано разрешение от 01.05.2015 № 16481, которое в последствии продлевалось с пометкой «согласовано на период действия разрешения» (Разрешение от 16.06.2018 № 66971). В информационных материалах указанного разрешения в визуализации размещения консольного указателя преднамеренно закрыт консольный указатель, установленный с другой стороны от арки (обзор перекрыт фонарным столбом и автомобилем).
В резолюции КГА об отказе в согласовании заявления № 194327 указано на нарушение норм законодательства в сфере градостроительной деятельности на основании пункта 2.3.5 приложения №3 к Правилам благоустройства, с пункта 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и на основании пунктов 1.2.2.1, 1.2.3, 1.5.9, 1.5.12, 1.5.13, 1.7.4 приложения №6 к Эстетическим регламентам и пункта 2.3.5.8.3 приложения №3 к Правилам благоустройства.
Согласно Правилам застройки и землепользования Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524, здание расположено в многофункциональной зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, объектов общественно-деловой застройки, расположенных на территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга (за исключением исторической застройки пригородов), с включением объектов инженерной инфраструктуры (кодовое обозначение зоны Т3ЖД3).
В соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок, указателей, меню должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения; иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
В соответствии с пунктом 1.2.3 приложения №6 к Эстетическим регламентам композиционно-графическое решение вывесок, указателей, меню должно соответствовать требованиям лаконичности, обобщенности, унификации.
В соответствии с пунктом 1.5.9 приложения №6 к Эстетическим регламентам установка консольных вывесок и консольных указателей в пределах одного фасада здания, сооружения или на стыках зданий допускается на расстоянии не менее 10 м друг от друга.
В соответствии с пунктом 1.5.12 приложения №6 к Эстетическим регламентам размещение информации заинтересованного лица допускается не более чем на одной малой консольной вывеске, или на вертикальной консольной вывеске, или на одном блоке блочного консольного указателя в пределах фасада здания, сооружения, где располагается помещение заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 1.5.13 приложения №6 к Эстетическим регламентам композиционно-графическое решение консольных вывесок, консольных указателей включает: композиционно-графическое решение конструкции из металла; композиционно-графическое решение информационного блока, в том числе - фон информационного блока, шрифтовая композиция размещаемой информации и ее декоративное оформление (при наличии).
В соответствии с пунктом 1.7.4 приложения №6 к Эстетическим регламентам обязательной частью композиционно-графического решения настенного указателя является наличие элемента навигации (указание на местонахождение, направление движения).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в настоящее время слева от арки (на расстоянии менее 3 метров от места установки конструкции Общества) в соответствии с разрешением Комитета по печати от 13.03.2021 № 143997 на основании заявления ИП ФИО7 от 12.02.2021 № 127410 размещается блочный консольный указатель. В заявлении от 12.02.2021 № 127410 указано, что на установку конструкции ранее выдано разрешение от 21.02.2016 № 27773.
Следует учесть, что в информационных материалах приложения к разрешению Комитета по печати от 13.03.2021 № 143997 консольный указатель Общества отсутствовал. Ответственность за достоверность предоставленных сведений, в том числе за актуальность фотографий, несёт заявитель.
Исходя из изложенного, при наличии действующего разрешения Комитета по печати от 13.03.2021 № 143997 (консоль, размещенная в соответствии с данным разрешением видна в информационных материалах заявления № 194327) размещение консольного указателя с другой стороны от арки противоречит требованиям приложения №6 к Эстетическим регламентам и не может быть согласовано КГА.
Одновременно заявителю рекомендовалось подавать все блоки отдельными пакетами документов от каждого арендатора. В эскизном проекте и компьютерном монтаже показывать остальные блоки условно пунктиром, что является соответствующим требованиям пункта 1.5.12 приложения №6 к Эстетическим регламентам.
Также КГА в своем решении указал на требования пункта 1.2.3 приложения №6 к Эстетическим регламентам, в соответствии с которыми композиционно-графическое решение вывесок, указателей, меню должно соответствовать требованиям лаконичности, обобщенности, унификации. Планируемая к размещению консольная вывеска излишне перегружена информацией, что создает визуальный шум и нарушает архитектурно-градостроительный облик здания по указанному адресу.
По информации автоматизированной информационной системы управления градостроительной деятельностью протяжённость фасада рассматриваемого здания (Санкт-Петербург, ул. Восстания, д.9) составляет 24 м. Учитывая наличие согласованных консольных вывесок/указателей на границе с фасадом здания по ул. Восстания д.11, и требования пункта 1.5.9 приложения №6 к Эстетическим регламентам по размещению консольных вывесок в местах архитектурных членений фасада, возможность размещения консольного указателя Общества с учётом требований по размещению объектов для размещения информации существенно ограничена.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что отказ Комитета в согласовании размещения указанного элемента наружной информации и принятое в связи с этим решение Комитета по печати соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 августа 2023 года по делу № А56-59631/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АТОЛЛ» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
М.И. Денисюк
Л.В. Зотеева