ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-60324/2021 от 25.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 февраля 2022 года

Дело №А56-60324/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.03.2021

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41524/2021) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2021 по делу № А56-60324/2021 (судья Покровский С.С.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Титанит»

к Балтийской таможне

о признании недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Титанит» (ОГРН <***>, далее – заявитель, декларант, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее – таможенный орган, Таможня) от 11.04.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее – ДТ) № 10216170/050221/0030750, а также об обязании Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата 29817,88 руб. излишне уплаченных таможенных платежей.

Решением суда от 26.10.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 26.10.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В апелляционной жалобе таможенным органом приведены доводы относительно решения от 30.04.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10216170/190121/0012008, не имеющего отношения к настоящему спору.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в отзыве на заявление, который был представлен в суд первой инстанции; представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 05.02.2013 № 001/02/2013, заключенного ООО «Титанит» (покупатель, декларант) с компанией ACTIVE SHARE, S.L., Испания (продавец), на условиях поставки EXW EMILIA ROMAGNA на таможенную территорию Евразийского экономического союза Обществом ввезены и задекларированы по ДТ № 10216170/050221/0030750 товары из 18 наименований, в том числе, товар №2 - плитка керамическая облицовочная для полов и стен из керамогранита (каменная керамика), глазурованная, с коэффициентом поглощения воды не более 0,5 мас. %, производства CERAMICHE GARDENIA ORCHIDEA S.P.A., модель JUST LIFE BE SC RET, товарный знак GARDENIA ORCHIDEA, артикул 0050106/G; код по ТН ВЭД ЕАЭС: 6907 21 900 9, таможенная стоимость 152075,22 руб.

Таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс, ТК ЕАЭС) по «стоимости сделки с ввозимыми товарами», исходя из цены товара, указанной в инвойсе № AS01305 от 13.01.2021 1485,21 Евро.

При осуществлении контроля таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенной декларации, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, а именно:

- не представлены платежные поручения по предыдущим поставкам, факт оплаты предыдущих поставок не подтвержден документально, в связи с чем невозможно проконтролировать соблюдение покупателем установленных контрактом условий оплаты товара;

- банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по данной поставке, заверенные в установленном порядке не представлены;

- в представленных документах отсутствует экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык;

- факт отсутствия влияния на стоимость сделки скидок и аналогичных факторов не подтвержден документально;

- в представленном комплекте документов отсутствуют документы, подтверждающие структуру таможенной стоимости;

- в соответствии с пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС путем сопоставления сведений, полученных из информационных систем, используемых таможенным органом, выявлено, что ранее (аналогично товару 1-4) оформлены ДТ по таможенной стоимости, превышающей заявленную в данной ДТ.

В связи с изложенным 06.02.2021 таможенным органом в адрес Общества был направлен запрос о предоставлении в срок до 15.02.2021(при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС в срок до 05.04.2021) следующих документов и (или) сведений:

1) пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракт; пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки;

2) оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; сведения о страховании/нестраховании товара; оригинал договора на ТЭО, со всеми приложениями, поручениями на перевозку груза, заявками на перевозку, отражающими сведения об оказанных услугах, связанных с перевозкой груза, а также согласованных тарифах на услуги; платежные документы, подтверждающие оплату страхования и/или фрахта по данной поставке;

2) информация об уровне стоимости декларируемых товаров на внутреннем/мировом рынке, с учетом страны происхождения, производителя и характеристик товара; ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт; прайс-лист производителя и иные ценовые предложения производителя товаров;

4) документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены;

5) договор реализации ввозимого товара на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры, товарные накладные к нему, банковские платежные документы по предшествующим поставка указанного товара; расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке;

6) оригинал договора купли-продажи со всеми имеющимися спецификациями, приложениями и дополнениями, либо надлежащим образом заверенная копия; оригинал инвойса, заказов, подтверждения заказов и спецификации (приложения) на поставку;

7) банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) в рамках контракта по данной и предыдущим поставкам: платежные поручения с отметками банка, выписка из лицевого счета, SWIFT, ведомость банковского контроля;

8) иные документы и сведения, которые могут подтвердить заявленную таможенную стоимость товара.

Кроме того, таможенный орган направил заявителю расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров, задекларированных по ДТ №10216170/050221/0030750.

Товар по ДТ №10216170/050221/0030750 выпущен таможенным органом 06.02.2021 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при предоставлении Обществом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с направленным Таможней расчетом (таможенная расписка №10216170/060221/ЭР1117245 от 06.02.2021).

Письмом от 12.03.2021 Общество представило в таможенный орган пояснения, а также запрошенные документы: контракт № 001/2/2013 от 05.02.2013 и дополнительные соглашения к контракту от 14.03.2014, от 13.09.2016; от 10.03.2017; от 12.10.2017; от 04.02.2019; от 31.05.2019; от 15.05.2020; от 10.02.2020; от 23.11.2020; инвойс № AS01305 от 13.01.2021; письмо об отсутствии экспортной декларации от 05.03.2021; информационное письмо с переводом от фабрики Active Share S.L; договор оказания транспортно-экспедиционных услуг № 10/04/2019-1 от 10.04.2019; приложение № 1 к договору № 10/04/2019-1 от 10.04.2019 (поручение экспедитору № 150121-75(OD) от 18/01/2021; счёт-фактура № 02/01/14 от 01.02.2021; счет на оплату транспортно-экспедиционных услуг № 02/01/14 от 09/02/2021; акт оказания услуг № 02/01/14 от 09.02.2021 к договору № 10/04/2019-1 от 10.04.2019 к счету № 02/01/14 от 01.02.2021; платежное поручение № 147 от 09.02.2021 (оплата по счёту 02/01/14 от 01.02.2021 за ТЭУ); информационное письмо о не страховании; прайс-лист; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии товаров: выписка о перечислении средств по сделке; заявление на перевод №141 от 01.10.2020 с отметками банка, с указанием номера контракта, паспорта сделки, счёта покупателя и продавца, позволяющие идентифицировать платежи с ввезенными товарами; информационное письмо от 25.02.2021; бухгалтерские документы об оприходовании и реализации поставки по ДТ №10216170/050221/0030750: договор поставки №Т0605/20 от 05 июня 2021; счет-фактуры; товарные накладные; карточки счета 41, 19, 60 за февраль 2021; ведомость банковского контроля.

По результатам анализа представленных Обществом документов Таможня пришла к выводу о том, что представленные декларантом при таможенном декларировании, а также дополнительно представленные документы и сведения о таможенной стоимости товаров не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, в связи с чем 11.04.2021 Таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10216170/050221/0030750, в отношении № 2 (таможенная стоимость указанного товара определена таможенным органом в размере 254895,47 руб., что привело к увеличению общей таможенной стоимости по спорной ДТ (графа 12) до 5408057,01 руб.).

Таможенная стоимость товара № 2 определена таможенным органом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода, предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС по стоимости сделки с однородными товарами на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации по ДТ №10216170/240820/0219185 (т.1).

Не согласившись с решением Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10216170/050221/0030750, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 26.10.2021 в связи со следующим.

Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;

2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.

Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.

Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.

Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - Постановление № 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).

С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.

Как указано в пункте 11 Постановления № 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.

При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.

В пункте 13 Постановления № 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.

В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.

Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.

В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость спорного товара № 2, задекларированного по ДТ №10216170/050221/0030750, определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по «стоимости сделки с ввозимыми товарами», исходя из цены товара, указанной в инвойсе № AS01305 от 13.01.2021 (1485,21 Евро; 10,36 Евро/м2), с учетом транспортных расходов в сумме 17039,04 руб.

В подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости Обществом были представлены с ДТ №10216170/050221/0030750, а также по запросу таможенного органа письмом от 12.03.2021 следующие документы и пояснения: контракт № 001/2/2013 от 05.02.2013 и дополнительные соглашения к контракту от 14.03.2014, от 13.09.2016; от 10.03.2017; от 12.10.2017; от 04.02.2019; от 31.05.2019; от 15.05.2020; от 10.02.2020; от 23.11.2020; инвойс № AS01305 от 13.01.2021; письмо об отсутствии экспортной декларации от 05.03.2021; информационное письмо с переводом от фабрики Active Share S.L; договор оказания транспортно-экспедиционных услуг № 10/04/2019-1 от 10.04.2019; приложение № 1 к договору № 10/04/2019-1 от 10.04.2019 (поручение экспедитору № 150121-75(OD) от 18/01/2021; счёт-фактура № 02/01/14 от 01.02.2021; счет на оплату транспортно-экспедиционных услуг № 02/01/14 от 09/02/2021; акт оказания услуг № 02/01/14 от 09.02.2021 к договору № 10/04/2019-1 от 10.04.2019 к счету № 02/01/14 от 01.02.2021; платежное поручение № 147 от 09.02.2021 (оплата по счёту 02/01/14 от 01.02.2021 за ТЭУ); информационное письмо о не страховании; прайс-лист; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии товаров: выписка о перечислении средств по сделке; заявление на перевод №141 от 01.10.2020 с отметками банка, с указанием номера контракта, паспорта сделки, счёта покупателя и продавца, позволяющие идентифицировать платежи с ввезенными товарами; информационное письмо от 25.02.2021; бухгалтерские документы об оприходовании и реализации поставки по ДТ №10216170/050221/0030750: договор поставки №Т0605/20 от 05 июня 2021; счет-фактуры; товарные накладные; карточки счета 41, 19, 60 за февраль 2021; ведомость банковского контроля.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта от 05.02.2013 № 001/2/2013 (далее – Контракт) (в редакции дополнительного соглашения от 23.11.2020) продавец обязуется продать и поставить, а покупатель принять и оплатить товары для строительства, ремонта и обустройства дома, в том числе на условиях поставки EXW EMILIA ROMAGNA (Италия).

В соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.2, 3.2 Контракта поставка товаров по Контракту осуществляется партиями; количество товаров по каждой партии, наименование, цена товара (которая включает в себя стоимость маркировки, упаковки, транспортировки до порта погрузки, стоимость работ по погрузке, стоимость экспортных таможенных пошлин) указывается в инвойсах, которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта. Оплата товара осуществляется путем перечисления 100% стоимости партии товара не позднее 120 календарных дней с даты завершения таможенного оформления товара на территории Российской Федерации.

В силу пункта 3.3 Контракта по договоренности сторон возможна 100% предоплата за товар.

В соответствии с условиями Контракта в инвойсе от 13.01.2021 № AS01305 сторонами Контракта согласованы наименование, количество, цена и общая стоимость поставляемого товара, а также условия поставки.

Дополнительным соглашением от 04.02.2019 к Контракту установлено, что коммерческая наценка поставщика составляет 1-2% от стоимости поставляемой партии товара (пункт 2.4). В инвойсе от 13.01.2021 № AS01305 также указана коммерческая наценка поставщика 1-2%. Указанное свидетельствует о том, что поставщик извлекает прибыль из каждой поставки.

В подтверждение цены товара Обществом представлен по запросу таможенного органа прайс-лист компании производителя плитки, задекларированной в спорной ДТ в качестве товара № 2 (CERAMICHE GARDENIA ORCHIDEA S.P.A.) на 2021 год, из которого следует, что цена спорной плитки модели JUST LIFE BE SC RET составляет 10,25 Евро/м2, что ниже цены товара, указанной в инвойсе от 13.01.2021 № AS01305 (1036 Евро/м2) и соответствует согласованным сторонами Контракта условиям о торговой наценке продавца - компании «ACTIVE SHARE, S.L.».

В подтверждение факта оплаты (предоплаты) за поставленный товар Обществом представлены: заявление на перевод № 141 от 01.10.2020 с отметками банка, с указанием номера контракта, паспорта сделки, счёта покупателя и продавца, позволяющие идентифицировать платеж с ввезенными товарами, а также информационное письмо от 25.02.2021. Осуществление предоплаты за поставленный по спорной ДТ товар не противоречит пункту 3.3 Контракта.

Оплата спорной партии товара в той сумме, которая указана в инвойсе, также подтверждается ведомостью банковского контроля УНК 13020007/2179/0018/2/1.

Судом не установлено противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные Обществом документы подтверждают заявленную стоимость товаров.

Доводы Таможни о том, что Обществом не представлена информация о расходах на производство спорного товара и его экспорт в Российскую Федерацию, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку ни Общество ни его контрагент - компания «ACTIVE SHARE, S.L.» не являются производителями ввезенного по спорной ДТ товара; документы о транспортных расходах по доставке товара до границы ЕАЭС представлены Обществом по запросу Таможни письмом от 12.03.2021 (расходы на транспортировку включены в структуру таможенной стоимости).

Ссылки подателя жалобы на непредставление декларантом экспортной декларации подлежит отклонению, поскольку письмом от 12.03.2021 Общество пояснило, что предоставить экспортную таможенную декларацию не представляется возможным, поскольку в ответ на запрос Общества представитель иностранной компании «ACTIVE SHARE, S.L.» сообщил, что предоставление экспортной таможенной декларации, принятой таможенными органами страны отправления, не предусмотрено внешнеторговым кКонтрактом № 001/2/2013 от 05.02.2013 и дополнительными соглашениями к нему.

Поскольку Общество представило все необходимые, имеющиеся в его распоряжении в силу закона и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную им таможенную стоимость ввезенного товара, само по себе непредставление части запрошенных Таможней документов не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не является рассматриваемом случае достаточным основанием для принятия оспариваемых решений о внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ.

Пунктом 8 Постановления № 49 разъяснено, что таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.

По мнению суда апелляционной инстанции, Таможней не доказана невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности. Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенным органом не представлено.

Отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные (идентичные) ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в ДТ № 10216170/050221/0030750 сведений о таможенной стоимости спорных товаров.

Таким образом, апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Таможней в решении от 11.04.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10216170/050221/0030750, не приведены достаточные доводы, исключающие возможность применения Обществом метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Кроме того, таможенная стоимость товаров определена Таможней в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода, предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС по стоимости сделки с однородными товарами на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации по ДТ №10216170/240820/0219185.

В силу пункта 2 части 2 статьи 45 ТК ЕАЭС методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 – 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.

В частности, допускается разумное отклонение от установленных соответственно статьями 41 и 42 настоящего Кодекса требований о том, что идентичные оцениваемым или однородные с оцениваемыми товары должны быть проданы для вывозы и ввезены на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.

Однако корректировка стоимости с учетом представленной законом гибкости в применении предыдущих методов должна быть разумна, учитывать все коммерческие условия, влияющие на формирование стоимости товаров, и не должна приводить к установлению несправедливой цены (статья VI Генерального соглашение по тарифам и торговле 1994 года, статьи 3, 5, 9 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, статья 45 ТК ЕАЭС).

Как видно из материалов дела, таможенный орган в качестве источника для сравнения принял сведения о стоимости товара, задекларированного по ДТ №10216170/240820/0219185 (т.1).

Таким образом, таможенный орган использовал в качестве источника декларацию, поданную за пределами сопоставимого 90-дневного периода, а именно, с разницей более пяти месяцев, что не является разумным отклонением от установленного законом срока в 90 дней.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительными решения Таможни от 11.04.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10216170/050221/0030750, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал Таможню возвратить Обществу излишне взысканные таможенные платежи в размере 29817,88 руб. (спор по сумме дополнительно уплаченных таможенных платежей отсутствует).

Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 26.10.2021 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2021 года по делу № А56-60324/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.И. Протас