ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 января 2022 года
Дело №А56-60340/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 13.01.2021
от заинтересованного лица: предст. ФИО3 – доверенность от 23.05.2021
от третьего лица: предст. ФИО4 – доверенность от 20.08.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34980/2021) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 по делу № А56-60340/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Жилищного комитета
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «СтандартИндустрия»
об оспаривании решения и предписания
установил:
Жилищный комитет обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС, Управление) от 01.04.2021 № 04/8981/21, а также предписания от 01.04.2021 № 04/8980/21, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «СтандартИндустрия» (далее – Общество).
Решением суда первой инстанции от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных Жилищным комитетом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Жилищный комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 09.09.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Комитетом требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы ссылается на то, что Обществу было правомерно отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта «а» пункта 53 и подпункта «б» пункта 53 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение № 615), в связи с несоответствием его заявки требованиям пунктов 23 и 38 Положения № 615, поскольку в составе заявки не были представлены акты приемочной комиссии.
В судебном заседании 07.12.2021 представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Управления и Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.01.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга от 12.01.2021 № 1А-21, номер извещения № 017220000052100001.
В cooтветствии с протоколом Комиссии Жилищного комитета по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга (далее – Комиссия по проведению предварительного отбора Жилищного комитета) от 16.02.2021 № 1/1А-21 Обществу отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта «а» пункта 53 и подпункта «б» пункта 53 Положения № 615, в связи с несоответствием его заявки требованиям пунктов 23 и 38 Положения № 615.
Общество обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. от 12.03.2021 № 8625-ЭП/21) на действия Комиссии по проведению предварительного отбора Жилищного комитета при проведении предварительного отбора от 12.01.2021 № 1А-21.
Решением Санкт-Петербургского УФАС от 01.04.2021 № 04/8981/21 жалоба Общества признана обоснованной, в действиях Комиссии по предварительному отбору Жилищного комитета установлено нарушение подпункта «б» пункта 52 Положения № 615.
Санкт-Петербургским УФАС также вынесено предписание от 01.04.2021 №04/8980/21, которым Организатору конкурсного отбора – Жилищному комитету предписано отменить протокол от 16.02.2021 № 1/1А-21 и пересмотреть повторно заявку Общества.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС, Жилищный комитет обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 09.09.2021 в связи со следующим.
Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установлен Положением № 615.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 615 принципами привлечения подрядных организаций являются:
- создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;
- добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.
Как определено в пункте 2 Положения № 615 "предварительный отбор" - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор;
Порядок проведения предварительного отбора установлен в разделе II Положения № 615
Пунктом 23 Положения № 615 установлены следующие требования к участникам предварительного отбора:
п) наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением. При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере:
не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником предварительного отбора как членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 8 настоящего Положения;
не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным участником предварительного отбора, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 8 настоящего Положения.
Размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по всем исполненным контрактам и (или) договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта, определяется как совокупная стоимость услуг и (или) работ по таким контрактам и (или) договорам.
Минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по представляемым участником предварительного отбора исполненным контрактам и (или) договорам не устанавливается в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "е" и "ж" пункта 8 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 38 Положения № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения:
- копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом "п" пункта 23 настоящего Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
В соответствии с пунктом 52 Положения № 615 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.
При этом, в силу пункта 53 Положения № 615 решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:
а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;
б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;
в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу от 16.02.2021 № 1/1А-21 Обществу отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта «а» пункта 53 и подпункта «б» пункта 53 Положения № 615, в связи с несоответствием его заявки требованиям пунктов 23 и 38 Положения № 615, а именно «в составе заявки ООО «СтандартИндустрия» в качестве подтверждения опыта выполнения работ представлены документы по 4 контрактам, из которых: по контрактам №Ф.2018.328908 от 10.07.2018 на ремонт наружных сетей ГВС на сумму 995 000,00, № 1452000004200004060001 от 20.04.2020 на капитальный ремонт диспансера на сумму 3 734 558,00, №03452000072190000720001 от 02.12.2019 на ремонт санитарных помещений 1-2 отделений на сумму 309 053,10 №2 от 06.05.2019 на капитальный ремонт фасада административного здания на сумму 3 578 750, по всем контрактам представлены акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, однако в соответствии с п.5.3. сдача объекта в эксплуатацию и приемка его государственным заказчиком оформляется актом приемочной комиссии, подписанным сторонами. Акты приемочной комиссии, подписанные сторонами, в составе заявки не представлены. Таким образом, не подтверждена приемка заказчиком работ, выполненных в полном объеме.
Также по контракту №Ф.2018.328908 от 10.07.2018 на сумму 995 000,00 выполнялся ремонт наружных сетей ГВС. Данные работы не являются работами, аналогичными предмету предварительного отбора, так как выполняемые работы не относятся к видам работ, предусмотренным пунктом 2 таблицы раздела 111 документации. Работы по ремонту наружных сетей ГВС не являются работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту здании, являющихся объектами капитального строительства.
Таким образом, не подтверждено наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету предварительного отбора за последние 3 гола, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам».
В соответствии с подпунктом п) пункта 23, с подпунктом б) пункта 38 Положения 615, пунктом 12) раздела V документации, к участнику предварительного отбора установлено требование о наличие у участника за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства в том числе по договорам, соответствии с Положением.
В соответствии с пунктом 13.11 раздела VI документации участник в составе заявки на участие в предварительном отборе должен предоставить копии не менее 3 исполненных контрактов и (иди) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного пунктом 12) раздела V «Требования к участникам предварительного отбора», опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, являющихся объектами капитального строительства, и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
При этом, в соответствии с пунктом 12) раздела V документации, совокупная стоимость ранее оказанных услуг и (или) выполненных работ по контрактам и (или) договорам должна составлять не менее 5 999 999,99 руб. при уровне ответственности, не превышающем 60,0 млн. руб.
Как установлено Управлением и судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в составе заявки ООО «СтандартИндустрия» в качестве подтверждения опыта выполнения работ представлены документы по 4 контрактам:
- №Ф.2018.328908 от 10.07.2018 на ремонт наружных сетей ГВС на сумму 995 000 руб.;
- № 01452000004200004060001 от 20.04.2020 на капитальный ремонт диспансера на сумму 3 734 558 руб.;
- № 03452000072190000720001 от 02.12.2019 на ремонт санитарных помещений 1- 2 отделений на сумму 309 053 руб.;
- № 2 от 06.05.2019 на капитальный ремонт фасада административного здания на сумму 3 578 750 руб.
Как обоснованно указано Управлением и судом первой инстанции, предметом контракта №Ф.2018.328908 от 10.07.2018 на сумму 995 000 руб. являлось выполнение ремонта наружных сетей ГВС. Данные работы не являются работами, аналогичными предмету - предварительного отбора, так как выполняемые работы не относятся к видам работ, предусмотренным таблицы раздела III Документации о проведении предварительного отбора (работы по ремонту наружных сетей ГВС не являются работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, являющихся объектами капитального строительства).
Таким образом, Управление и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что контракт № Ф.2018.328908 от 10.07.2018 не может быть учтен в качестве подтверждения опыта выполнения работ по предмету предварительного отбора.
Вместе с тем, представленные Обществом контракты №01452000004200004060001 от 20.04.2020, №03452000072190000720001, от 02.12.2019, №2 от 06.05.2019 подтверждают опыт оказанных услуг (или) выполненных работ на сумму не менее 5 999 999,99 руб., что соответствует требованиям Документации о проведении предварительного отбора.
По всем вышеперечисленным контрактам Обществом представлены акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, подтверждающие факт выполнения работ по контрактам и их стоимость.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с пунктом 5.3 контрактов сдача объекта в эксплуатацию и приемка его государственным заказчиком оформляется актом приемочной комиссии, подписанным сторонами. Согласно подпункту 4.2 (4.2.16. 4.2.15. 4.2.12) контрактов подрядчик обязан сдать объект (результат выполненных работ) приемочной комиссии.
Таким образом, податель жалобы указывает на то, что подтверждением исполнения контрактов являются акты сдачи-приемки работ (формы КС-2, КС-3), счета-фактуры и акты приемочной комиссии.
Поскольку в составе заявки Общества не были представлены акты приемочной комиссии, подписанные cтopoнaми контрактов и подтверждающие сдачу объектов, то по мнению подателя жалобы указанные контракты не могут быть зачтены в качестве подтверждения опыта выполнения работ, так как не подтверждено исполнение контрактов в полном объеме (не подтверждена приемка работ в полном объеме).
Таким образом, по мнению подателя жалобы, Обществом не было подтверждено наличие опыта выполнения работ аналогичных предмету предварительного отбора, в связи с чем Обществу правомерно отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта «а» пункта 53 и подпункта «б» пункта 53 Положения № 615, в связи с несоответствием его заявки требованиям пунктов 23 и 38 Положения № 615.
Указанные доводы Жилищного комитета правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно подпункту «б» пункта 38 Положения № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать, в том числе копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом «п» пункта 23 Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
Аналогичные положения установлены также пунктом 13.11 Документации о проведении предварительного отбора.
Таким образом, положениями подпункта «б» пункта 38 Положения № 615 и пункта 13.11 Документации о проведении предварительного отбора не предусмотрено представление в составе заявки актов приемочной комиссии, подписанных cтopoнaми контрактов. При этом в Положении № 615 также отсутствует требование о предоставлении участником предварительного отбора всех поименованных в контрактах, подтверждающих опыт выполнения работ, документов, которые составляются сторонами контракта.
Как следует из материалов дела, в актах по форме КС-2, представленных Обществом в составе заявки, в качестве подтверждения приемки выполненных работ в полном объеме по контрактам, содержатся сведения о комплексе строительно-монтажных работ, выполненных в отношении объектов на сумму, равную цене контрактов, в указанные в контрактах сроки.
Таким образом, Обществом в составе заявки были представлены документы (акты приемки выполненных работ по форме КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3), которые подтверждают приемку заказчиком работ по контрактам и содержат сведения об окончательной стоимости принятых заказчиком работ по контрактам.
При таких обстоятельствах, Управление и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Комиссии по предварительному отбору Жилищного комитета оснований полагать, что Общество не представило в составе заявки на участие в предварительном отборе документы, свидетельствующие об исполнении контрактов, представленных Обществом в качестве подтверждения наличия у него опыта работ, аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполненных работ и их первоначальная стоимость в полном объеме
Как уже указывалось выше, представленные Обществом в составе заявки контракты № 01452000004200004060001 от 20.04.2020, № 03452000072190000720001, от 02.12.2019, № 2 от 06.05.2019 подтверждают опыт оказанных услуг (или) выполненных работ на сумму не менее 5 999 999,99 руб.
Учитывая изложенное, Управление пришло к обоснованному выводу о том, что Комиссия по предварительному отбору Жилищного комитета неправомерно отказала ООО «СтандартИндустрия» во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Жилищным комитетом требований о признании недействительными вынесенных Санкт-Петербургским УФАС решения от 01.04.2021 № 04/8981/21 и предписания от 01.04.2021 № 04/8980/21, принятых по результатам рассмотрения жалобы ООО «СтандартИндустрия».
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 09.09.2021 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 сентября 2021 года по делу № А56-60340/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас