ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 февраля 2022 года
Дело №А56-61107/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 18.10.2021;
от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 11.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42191/2021) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2021 по делу № А56-61107/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
установил:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: <***>, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 1; далее - Общество, заявитель, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 21.06.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-578/2021, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением от 30.09.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что УФАС не истребовало у третьих лиц необходимые доказательства, без которых невозможно установить фактические обстоятельства технологического присоединения объектов заявителя к сетям третьих лиц.
Податель жалобы ссылается на то, что Обществом в результате двух выездных проверок объекта присоединения установлен факт технологического присоединения объекта заявителя к кабельной линии 0,4 кВ ФИО4, присоединенной к трансформаторной подстанции, также принадлежащей ФИО4 Данный факт подтверждается актом осмотра №20-532303/АОЭ 14.10.2020 и фотографией от 10:01:00 14.10.2020. Факт установки распределительного щита 0,4 кВ, указанного в акте осмотра, подтверждается фотографией от 10:13:00 14.10.2020.
Также выявлено существующее технологическое присоединение объектов электрохозяйства ФИО4 к ВЛ-10 кВ, принадлежащей ФИО5. и ФИО6 (ранее принадлежавшей ОАО НПП «Буревестник»).
Надлежащее технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежавших ОАО НПП «Буревестник» (ВЛ-10 кВ, ТП 366), подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности от 24.04.2000.
Податель жалобы считает, что ввиду большого количества сетей, принадлежащих ФИО4, которые были присоединены к сетям ОАО НПП «Буревестник», принимая во внимание отсутствие претензий ОАО НПП «Буревестник», ФИО5. и ФИО6 относительно объема мощности, приходящейся на энергопринимающие устройства ФИО4, а также руководствуясь презумпцией добросовестности и положениями законодательства, позволяющими ОАО НПП «Буревестник», ФИО5. и ФИО6 осуществлять опосредованное присоединение энергопринимающих устройств иных заявителей, следует заключить, что объекты ФИО4 присоединены к сетям ОАО НПП «Буревестник» / ФИО5. и ФИО6
Таким образом, заявитель при подаче заявки не указал факт ранее состоявшегося опосредованного технологического присоединения жилого дома и размер существующей мощности, согласно заявке в отношении объекта заявителя никогда не осуществлялось технологическое присоединение. Непредоставление указанных сведений является нарушением порядка заключения договора, установленного Правилами.
Также у Общества отсутствовала точная информация о расположении объекта присоединения, что являлось объективным препятствием к заключению договора с заявителем.
От ФИО7 поступило ходатайство о привлечении его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В соответствии с частью 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции полномочия на привлечение третьих лиц отсутствуют, оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции не установлено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель УФАС просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление ФИО7 (вх. №1215 от 08.02.202) с жалобой на действия (бездействие).
12.10.2020 ФИО7 направил заявку № 20-532303 в адрес Сетевой организации на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Приозерский муниципальный р-н, Красноозерское сельское поселение, вбл. дер. Силино (далее - Объект), максимальная присоединяемая мощность - 15 кВт.
19.10.2020 ПАО «Россети Ленэнерго» направило заявителю письмо № ЭСКЛ/16-01/22092 об отсутствии правовых оснований для выдачи проекта договора ввиду отсутствия в составе документов, подтверждающих существующее опосредованное присоединение объекта заявителя.
Усмотрев в действиях Общества признаки нарушения пункта 15 Правил N 861, должностным лицом Управления составлен протокол от 14.04.2021№ Пр/05/35 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Ленинградским УФАС от 21.06.2021о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-578/2021, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 30.09.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Правила присоединения в пункте 7 устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
Как следует из материалов дела, 12.10.2020 ФИО7 направил заявку № 20-532303 в адрес Сетевой организации на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Приозерский муниципальный р-н, Красноозерское сельское поселение, вбл. дер. Силино (далее - Объект), максимальная присоединяемая мощность - 15 кВт.
ПАО «Россети Ленэнерго» считает, что объект заявителя присоединен к сетям Общества опосредованно через сети третьих лиц. Обществом в результате двух выездных проверок объекта присоединения объекта присоединения к кабельной линии 0,4 кВ ФИО4, присоединенной к трансформаторной подстанции, также принадлежащей ФИО4 Также выявлено существующее технологическое присоединение объектов электрохозяйства ФИО4 к ВЛ-10 кВ, принадлежащей ОАО НПП «Буревестник».
Однако Управление установлено, что согласно акту о технологическом присоединении № 126683 от 13.02.2014 стороной технологического присоединения является ФИО5 и ФИО6
АИ «ИЦ Буревестник» не является стороной-участником технологического присоединения.
Кроме того, ненадлежащее присоединение объектов ФИО7 к третьим лицам не освобождает заявителя от заключения с последним договора технологического присоединения в установленном законом порядке.
В материалы дела не представлено документов о надлежащем присоединении сетей ФИО7 к сетям ФИО5. и ФИО6
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод Ленинградского УФАС, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861, что образует объективную сторону состава состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Наказание в виде штрафа в размере 600000 руб. назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 30.09.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2021 по делу № А56-61107/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
А.Б. Семенова
Н.О. Третьякова