ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-61738/2022 от 20.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 сентября 2023 года

Дело №А56-61738/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2, по доверенности от 15.09.2023;

от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 30.12.2022; ФИО4, по доверенности от 10.01.2023;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26934/2023) общества с ограниченной ответственностью "Кераматика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2023 по делу № А56-61738/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кераматика"

к Балтийской таможне

о признании незаконным и отмене постановлений,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кераматика» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Балтийской таможни (далее – Таможня) от 06.04.2022 по делам об административных правонарушениях №1026000-52/2022 и №1026000-53/2022.

Решением суда от 05.07.2023 постановление Балтийской таможни от 06.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10216000-52/2022 в части вида наказания изменено, штраф заменен на предупреждение. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 05.07.2023 отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы в действиях Общества отсутствует состав и событие вменяемого административного правонарушения.

Также податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представители Таможни просили в удовлетворении жалобы отказать.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 13.09.2020, 12.11.2020 таможенным представителем ООО «С-Брокер» от имени и по поручению Общества в соответствии с договором таможенного представителя с декларантом от 02.08.2017 №СБ/02-08/17-2 в Балтийскую таможню на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) поданы декларации на товары № 10216170/130920/0238420 и № 10216170/121120/0298476 с целью помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Согласно сведениям, заявленным в ДТ 10216170/130920/0238420:

- отправитель товара компания «FLORTM CERAMICHE S.P.A.», Италия.

-получатель товара, декларант и лицо, ответственное за финансовое урегулирование Общество;

-сведения в гр. 54 ДТ: ООО «С-Брокер»;

- товары в контейнере № TEMU6667188:

№1 «Плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика), неглазурованная...», вес нетто - 371 кг, цена - 90.59 евро, таможенная стоимость – 15 141,46 руб., классификационный код ЕТН ВЭДЕАЭС 6907211000;

№2 «Плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика), неглазурованная...», вес нетто - 30 кг, цена -7,31 евро, таможенная стоимость – 1 223,02 руб., классификационный код ЕТН ВЭД ЕАЭС 6907211000.

№3 «Плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика), неглазурованная...», вес нетто - 159 кг, цена – 38,82 евро, таможенная стоимость – 6 488,82 руб., классификационный код ЕТН ВЭД ЕАЭС 6907211000.

№4 «Плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика) глазурованная...», вес нетто – 12 320 кг, цена – 3 008,97 евро, таможенная стоимость – 502 872,90 руб., классификационный код ЕТН ВЭД ЕАЭС 6907219009. Страна происхождения/отправления - Италия.

Согласно сведениям, заявленным в ДТ № 10216170/121120/0298476: - отправитель товара компания «FLORIM CERAMICHE S.P.A.», Италия.

-получатель товара, декларант и лицо, ответственное за финансовое урегулирование Общество;

-сведения в гр. 54 ДТ: ООО «С-Брокер»;

Товары в контейнере № FSCU4844992:

№1 «Плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика), неглазурованная...», вес нетто – 4 534 кг, цена – 1 610,4 евро, таможенная стоимость – 191 177,73 руб., классификационный код ЕТН ВЭД ЕАЭС 6907211000;

№2 «Плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика), неглазурованная...», вес нетто - 201 кг, цена -71,42 евро, таможенная стоимость – 8 477,32 руб., классификационный код ЕТН ВЭД ЕАЭС 6907211000;

№3 «Плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика) глазурованная...», вес нетто – 20 279 кг, цена – 7 201,34 евро, таможенная стоимость – 854 898,11 руб., классификационный код ЕТН ВЭД ЕАЭС 6907219009. Страна происхождения/отправления - Италия.

Согласно сведениям, указанным в ДТ № 10216170/130920/0238420, инвойсу № 112/00001 от 25.08.2020, прилагаемому к комплекту ДТ, общая стоимость товара составила 3 145,69 евро, общая таможенная стоимость товара составила 3 071 411,47 руб.

Согласно сведениям, указанным в ДТ № 10216170/121120/0298476, инвойсу № 10/KERA от 14.10.2020, прилагаемому к комплекту ДТ, общая стоимость товара составила 8 883,16 Евро, общая таможенная стоимость товара составила 1 054 553,16 рублей.

13.11.2020 товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

27.10.2021 Таможней проведена камеральная таможенная проверка № Ю216000/210/271021/А000862 в отношении Общества по вопросу контроля достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ № 10216170/130920/0238420, № 10216170/121120/0298476, по результатам которой установлено, что таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

В графе «А» ДТС-1 к ДТ №10216170/130920/0238420 указана цена, подлежащая уплате за товар, что подтверждается сведениями о стоимости товара, указанным в инвойсе № 112/00001 от 25.08.2020, представленном при таможенном декларировании: товар №1 – 90,59 евро, товар №2 – 7,31 евро, товар №3 38,82 евро, товар №4 – 3 008,97 евро.

В графе «А» ДТС-1 к ДТ № 10216170/121120/0298476 указана цена, подлежащая уплате за товар, что подтверждается сведениями о стоимости товара, указанным в инвойсе № 10/KERA от 14.10.2020, представленном при таможенном декларировании: товар №1 – 1 610,4 евро, товар №2 - 71,42 евро, товар №3 – 7 201,34 евро.

В целях проверки достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/130920/0238420, 10216170/121120/0298476 в адрес ООО «Кераматика» выставлено Требование о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке от 13.09.2021 № 08-10/32435.

Письмом ГУБК ФТС России в адрес Балтийской таможни направлены полученные из Представительства таможенной службы Российской Федерации в Итальянской Республике комплекты экспортных документов (экспортная декларация с приложением, перевод) с указанием номеров контейнеров, на основании которых осуществлялось таможенное декларирование товаров, ввезенных по ДТ № 10216170/130920/0238420, №10216170/121120/0298476 в стране отправления (Италия).

Из представленных экспортных деклараций №20ITQSS010115399ЕЗ (контейнер № TEMU6667188) и № 20ITQ SS010143118Е1 (контейнер № FSCU4844992) установлено, что сведения о товарах, указанных в них, корреспондируются со сведениями, заявленными в ДТ № 10216170/130920/0238420 и № 10216170/121120/0298476 по наименованию товара, производителю, количеству грузовых мест, количеству товара, а также по номеру контейнера, в котором они перемещались, и условиям поставки.

В ходе проверки документов установлено, что сведения о стоимости товаров, указанные в экспортных документах, превышают стоимость товаров, заявленной в ДТ № 10216170/130920/0238420 (сумма по счету в гр. 22 экспортной ДТ – 31 853,88 евро), № 10216170/121120/0298476 (сумма по счету в гр. 22 экспортной ДТ – 46 587,46 евро). В инвойсе, представленном при таможенном декларировании товаров, указана общая стоимость товаров в сумме 8 883,16 Евро и 3145,69 Евро соответственно.

Таким образом, Таможня пришла к выводу, что заявленные сведения о товарах, задекларированных Обществом по ДТ № 10216170/130920/0238420 и №10216170/121120/0298476, не соответствуют фактическим сведениям, установленным таможенным органом при проведении таможенного контроля, а именно: сведения о цене товара, подлежащей уплате за товар, являющейся основой для расчета таможенной стоимости товара, заявлены недостоверно, следовательно, сведения о таможенной стоимости указанных товаров заявлены в указанных ДТ недостоверно.

Таможенная стоимость товаров, заявленная Обществом в ДТ № 10216170/130920/0238420 и №10216170/121120/0298476, не является стоимостью сделки, то есть ценой, подлежащей уплате за эти товары при их продаже для ввоза на единую Таможенную территорию ЕАЭС.

С учетом всех установленных обстоятельств, таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ №10216170/130920/0238420 и 10216170/121120/0298476, по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день регистрации ДТ №10216170/130920/0238420 составляет: товар №1 - 94 679,67 руб., товар №2 - 7 025,36 руб., товар №3 - 40 577,01 руб., товар №4 - 2 929 129,43 руб.; по ДТ №10216170/121120/0298476: товар №1 – 790 497,75 руб., товар №2 – 37 774,09 руб., товар №3 – 3 621 432,89 руб.

Заявление таможенным представителем ООО «С-Брокер» от имени и по поручению Общества при декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов: экономический ущерб, нанесенный данным правонарушением, составил 744 697,87 руб. и 1 018 539,27 руб. соответственно.

По результатам проведенного таможенного контроля после выпуска товаров составлен акт камеральной таможенной проверки от 27.10.2021 № 10216000/210/271021/А000862 и приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары № 10216170/130920/0238420 и №10216170/121120/0298476.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления таможенным органом в отношении Общества протоколов от 14.02.2022 об административных правонарушениях № 10216000-52/2022 и № 10216000-53/2022.

06.04.2022 Таможней вынесены постановления о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях № 10216000-52/2022, № 10216000-53/2022, которыми Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ в виде взыскания 50 000 руб. штрафа.

Не согласившись с указанными постановлениями Таможни, Общество оспорило их в арбитражном суде.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, пришел к выводу, что решение суда подлежит изменению.

Согласно статье 16.7 Кодекса представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию следующие сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), статистическая стоимость; о сделке с товарами и ее условиях.

В силу пункта 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Как следует из материалов дела, Общество заключило с ООО «С-Брокер» договор об оказании услуг таможенного представителя 02.08.2017 № СБ/02-08/17-2 с целью декларирования поступившего в адрес первого товара.

В рамках данного договора для таможенного декларирования товаров по ДТ № 10216170/130920/0238420 и №10216170/121120/0298476 Общество представило таможенному представителю ООО «С-Брокер» документы, содержащие недостоверные сведения о стоимости товаров необходимых для определения таможенной стоимости и представления их в таможенный орган.

Данные обстоятельства в их совокупности указывают на то, что Общество является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.

Общество обладало возможностью запросить у отправителя товаров или в таможенной службе Италии экспортные декларации на товары с комплектом прилагаемых к ним документов, в том числе оригиналы инвойсов, экспортные декларации до подачи ДТ №10216170/130920/0238420, №10216170/121120/0298476 и тем самым установить, что таможенная стоимость товаров, не соответствует стоимости товаров, указанной в коммерческих документах, предоставленных при таможенном декларировании. Однако указанных действий Общество не осуществило.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, в ходе производства по делу не установлено.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.

Таким образом, в действиях (бездействии) общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые постановления являются законными и обоснованными, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания нормы.

Таким образом, с 06.04.2022 к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ; Общество должно быть привлечено к ответственности за совершение одного административного правонарушения выявленного при проведении одного контрольного мероприятия, с назначением наказания как за совершение одного административного правонарушения.

Как установлено апелляционным судом, в отношении Общества была проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой составлен один акт 27.10.2021 №10216000/210/271021/А00862.

Как следует из оспариваемых постановлений, первым было вынесено постановление от 06.04.2022 по делу об административном правонарушении №1026000-52/2022.

Поскольку нарушения выявлены в рамках одного контрольного мероприятия, одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, то с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание должно быть назначено как за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.

В целях применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "мероприятие контроля (надзора)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - "Федеральный закон N 294") и Федерального закона N 248-ФЗ.

Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания данной нормы.

Понятие государственного контроля согласно Федеральному закону N 294 и Федеральному закону N 248-ФЗ по своему содержанию и существу, идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при ведении статистической отчетности.

Учитывая положения Закона N 70-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает, что Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи, с чем законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности от 06.04.2022 по делу об административном правонарушении №1026000-52/2022.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает незаконным и подлежащем отмене постановление Таможни от 06.04.2022 по делу об административном правонарушении №1026000-53/2022..

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2023 по делу № А56-61738/2022 изменить.

Признать незаконным и отменить постановление Балтийской таможни от 06.04.2022 по делу об административном правонарушении №1026000-53/2022.

В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2023 по делу № А56-61738/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Н.А. Мильгевская

А.Б. Семенова