ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-62497/2023 от 26.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 марта 2024 года

Дело №А56-62497/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Масенковой И.В.

судей Пивцаева Е.И., Слобожаниной В.Б.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Овчинниковой А.Ю.

при участии:

от истца (заявителя): ФИО1 по доверенности от 26.07.2023

от ответчика (должника): 1.Иванова О.В. по доверенности от 09.01.2024; 2. ФИО2 на основании протокола №7 от 26.07.2023

от 3-их лиц: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело

по иску ФИО3

к 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу; 2) некоммерческой организации Жилищно-строительный кооператив №984

3-и лица: 1) Нотариус ФИО4; 2) ФИО5

о признании недействительным решения,

установил:

ФИО3 (далее – ФИО3, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган), некоммерческой организации Жилищно-строительный кооператив №984 (далее – ЖСК №984) о признании недействительными решения и (или) документов, на основании которых была внесена в ЕГРЮЛ регистрационная запись №2237801234560 от 16.05.2023 об изменениях в сведения о юридическом лице ЖСК №984, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о возложении полномочий председателя правления ЖСК №984 на ФИО5 с 16.05.2023, и на основании которых председателем правления ЖСК №984 был избран (назначен) ФИО5 (ИНН <***>); о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ЖСК №984, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись под государственным регистрационным номером 2237801234560 от 16.05.2023 о возложении полномочий председателя правления ЖСК №984 на ФИО5 с 16.05.2023; об обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи о признании недействительным решения о внесении записи ГРН 2237801234560 от 16.05.2023 и записи под государственным регистрационным номером 2237801234560 от 16.05.2023 о возложении полномочий председателя правления ЖСК №984 на ФИО5 с 16.05.2023; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 07.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены нотариус ФИО4, ФИО5, предварительное и основное судебные заседания отложены на 28.09.2023.

Решением суда 17.10.2023 в иске отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Определением от 22.01.2024 суд апелляционной инстанции пришел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в связи с отсутствием в материалах дела доказательств извещения ФИО5 о судебном разбирательстве.

В судебном заседании 26.02.2024 заявитель требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель регистрирующего органа против удовлетворения требований, заявленных к инспекции, возражал, полагал, что права заявителя не нарушены.

ФИО5, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, отзыв не представил, обстоятельства, положенные в основу заявленных требований, не оспорил.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, некоммерческая организация Жилищно-строительный кооператив №984 16.01.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037800066908.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, с 27.06.2006 являлся ФИО3

05.05.2023 в Инспекцию поступило в электронном виде заявление № 59190А по форме Р13014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно - о ФИО5, как лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ЖСК №984, в связи с прекращением полномочий ФИО3

Указанные электронные документы были подписаны врио нотариуса Санкт-Петербурга ФИО4 ФИО6

По результатам рассмотрения представленного пакета документов налоговый орган принял решение от 16.05.2023 № 59190А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ЖСК №984.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ (по состоянию на 17.05.2023), председателем ЖСК и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ЖСК №984 является ФИО5

Ссылаясь на то, что решение налогового органа и запись в ЕГРЮЛ о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ЖСК №984, являются незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы ФИО3, последний обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленные требования, находит их подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ определен порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

В соответствии с указанным пунктом в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Представление документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Закона (п. 2 ст. 18 Закона № 129- ФЗ).

В силу п. 4.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В компетенцию регистрирующих органов, в том числе и вышестоящих регистрирующих органов при рассмотрении жалобы, не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей.

Пунктом 1.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.

При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 ст. 9 Закона №129-ФЗ).

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (далее – Требования).

В силу пункта 23 Требований заявление может быть удостоверено подписями нескольких заявителей.

Подлинность подписи заявителя на заявлении по форме №Р13014 должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке в соответствии с абз. 4 п. 99 Требований, за исключением случаев направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п.34 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@).

Согласно ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 30.09.2020 № 226 утверждены формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.

Данным Приказом утверждена форма удостоверительной надписи о засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица (форма № 2.7), реквизитами которой являются, в том числе, фамилия, имя, отчество лица, подписавшего документ, а также содержатся сведения о подписании документа в присутствии нотариуса и установлении личности лица, подписавшего документ.

В соответствии со ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если за совершением нотариального действия обратился представитель заявителя, проверяются полномочия представителя.

В рассматриваемом случае, направленные в регистрирующий орган электронные документы были подписаны врио нотариуса Санкт-Петербурга ФИО4 ФИО6 К заявлению были приложены листы «И» со сведениями о прекращении у ФИО3 полномочий лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Кооператива, и возникновении соответствующих полномочий у ФИО5

В листе «П» на странице 1 «Сведения о заявителе» было указано, что заявителем является лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.

Достоверность указанных в заявлении по форме № Р13014 сведений была заверена подписью ФИО5, подлинность которой засвидетельствована в нотариальном порядке врио нотариуса Санкт-Петербурга ФИО4 ФИО6 по форме № 2.7, утвержденной Приказом Минюста России от 30.09.2020 № 226.

Принимая во внимание, что подлинность подписи была засвидетельствована в нотариальном порядке, регистрирующий орган пришел к правомерному выводу о том, что заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно о ФИО5, как лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ЖСК №984, отвечает требованиям Закона №129-ФЗ.

В пункте 4.2 ст. 9 Закона №129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-Ф3 мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Порядок).

В соответствии с пп. 1 п. 2 Порядка основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица, письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов.

Возражений относительно предстоящей государственной регистрации по форме №Р38001 в регистрирующий орган не поступало.

Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду того, что помимо требования о признании недействительным решения регистрирующего органа, ФИО3 было заявлено требование о признании недействительными решения и (или) документы, на основании которых была внесена в ЕГРЮЛ регистрационная запись №2237801234560 от 16.05.2023 об изменениях в сведения о юридическом лице ЖСК №984, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о возложении полномочий председателя правления ЖСК №984 на ФИО5 с 16.05.2023, и на основании которых председателем правления ЖСК №984 был избран (назначен) ФИО5 (ИНН <***>), поскольку такое решение ЖСК не принималось.

Так, порядок избрания председателя правления ЖСК регламентируется положениями гл. 4 ГК РФ, нормами ЖК РФ и уставом ЖСК.

Председатель правления ЖСК избирается правлением ЖСК из своего состава на срок, определенный уставом ЖСК (ст. 117, 119 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 118 ЖК РФ правление ЖСК избирается из числа членов ЖСК общим собранием членов ЖСК в количестве и на срок, которые определены уставом ЖСК.

ФИО5 (ИНН <***>) не является членом ЖСК №984, что подтверждается Справкой об отсутствии членства в ЖСК №984 от 15.06.2023,в силу чего он не может быть избран в состав Правления ЖСК №984, а, следовательно, и председателем правления ЖСК №984.

Также согласно п. 10.3.1. Устава ЖСК №984 Кандидат на должность Председателя ЖСК - Управляющего домом для включения в список для голосования не менее чем за 2 недели до даты проведения собрания представляет в Правление, ЖСК информацию о кандидате (резюме).

Информация должна содержать подтвержденные документально следующие сведения:

- Фамилия, Имя, Отчество;

- Возраст;

- Образование;

- Опыт работы и занимаемые должности.

Однако ФИО5 (ИНН <***>) информацию о себе, как о кандидате (резюме) в Правление ЖСК №984 не представил, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Кроме того, в доме собрание членов кооператива и заседание правления кооператива, на которых избирался бы новый председатель правления ЖСК №984 ФИО5, не проводились, решения об избрании ФИО5 председателем ЖСК №984 не принимались.

Представленный в качестве основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о ФИО5 как о председателе Протокол №1-1 от 27.04.2023 составлен без проведения собрания, ни оригинал, ни копия указанного протокола при рассмотрении дела не представлены.

Также следует отметить, что оспаривая решение и (или) документы, на основании которых была внесена в ЕГРЮЛ регистрационная запись №2237801234560 от 16.05.2023, заявитель ссылается на нарушение порядка проведения собрания, предусмотренный ст.181.2 ГК РФ, поскольку члены ЖСК о проведении собрания и его повестке надлежащим образом уведомлены не были, с Протоколом №1-1 от 27.04.2023 также не ознакамливались.

В силу п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2, п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания является одним из оснований признания решения общего собрания участников общества недействительным (пп. 1 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

В соответствии с абз.2 п.108 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 25) к нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (пп.1 п.1 ст.181.4 ГК РФ).

В рассматриваемом случае доказательств извещения членов ЖКС о проведении собрания, равно как и материалов собрания и доказательств голосования членов ЖСК за кандидатуру ФИО5, доказательств ознакомления членов кооператива с протоколом, в деле не имеется, и сторонами не представлено.

Само ЖСК №984 факт проведения собрания и избрания ФИО5 отрицает, равно как и подачу в регистрирующий орган заявления о смене лица, имеющего право действовать от имени ЖСК без доверенности, отрицает.

Кроме того, как следует из пояснений ЖСК, кандидатура ФИО5 не соответствует требованиям, установленным ГК РФ, ЖК РФ и Уставом самого ЖСК.

Также ЖСК №984 ссылается на принятие решения по вопросу, который к компетенции собрания, указанного в протоколе, не относится.

Согласно ст.181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Поскольку собрание 27.04.2023 в ЖСК №984 не проводилось, члены ЖСК в таком собрании не участвовали и решений по поводу избрания ФИО5 не принимали, о принятии такого решения уведомлены не были, а сама кандидатура ФИО5 не соответствует установленным требованиям, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии предусмотренных ст.181.5 ГК РФ оснований для признания решения собрания ЖСК об избрании ФИО5 председателем ЖСК №984 ничтожным.

Поскольку решение, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись о ФИО5 как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ЖСК №984 признано ничтожным, решение МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ЖСК №984 о внесении регистрационной записи ГРН №2237801234560 от 16.05.2023, принятое на основании поданных недействительных документов, содержащих недостоверную информацию, подлежит признанию недействительным на основании статей 4, 5, 11, 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в отношении соответствующей записи в ЕГРЮЛ подлежат внесению сведения о признании ее недействительной.

В связи с удовлетворением заявленных требований расходы по уплате госпошлины подлежат возложению на ФИО5

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2023 по делу № А56-62497/2023 отменить.

Признать недействительными решения и (или) документы, на основании которых была внесена в ЕГРЮЛ регистрационная запись №2237801234560 от 16.05.2023 об изменениях в сведения о юридическом лице ЖСК №984, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о возложении полномочий председателя правления ЖСК №984 на ФИО5 с 16.05.2023, и на основании которых председателем правления ЖСК №984 был избран (назначен) ФИО5 (ИНН <***>).

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ЖСК №984, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись под государственным регистрационным номером 2237801234560 от 16.05.2023 о возложении полномочий председателя правления ЖСК №984 на ФИО5 с 16.05.2023.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу внести в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи о признании недействительным решения о внесении записи ГРН 2237801234560 от 16.05.2023 и записи под государственным регистрационным номером 2237801234560 от 16.05.2023 о возложении полномочий председателя правления ЖСК №984 на ФИО5 с 16.05.2023.

Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО3 расходы по госпошлине 3 150 рублей.

Взыскать с ФИО5 в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.В. Масенкова

Судьи

Е.И. Пивцаев

В.Б. Слобожанина