ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-63524/16 от 19.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 ноября 2017 года

Дело № А56-63524/2016

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Волковой Т.В.,

при участии: 

от заявителя: Ревтюк А.В., по доверенности от 14.06.2017

от заинтересованного лица: Иваненко Т.С., по доверенности от 18.10.2017,  Селезнева А.С., по доверенности от 30.12.2016

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-17826/2017 ) ООО "Химпромснаб" на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2017 по делу № А56-63524/2016 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ООО "Химпромснаб"

к Санкт-Петербургской таможне

об оспаривании решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Химпромснаб»                                (далее – заявитель, ООО «Химпромснаб», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 08.08.2016 об отказе в выпуске товаров по декларации                   на товары (далее – ДТ) № 10210040/250516/0002724 (с учетом  уточнения заявленных   требований, принятого судом в порядке статьи  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Решением суда от  27.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, ООО «Химпромснаб» направило апелляционную жалобу, в которой  просит отменить решение с принятием по делу нового судебного акта - об  удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы (с учетом уточнений и дополнений) заявитель указывает, что в решении о проведении дополнительной проверки Таможней                     не было разъяснено о необходимости представлении лицензии Минпромторга, заключения Росприроднадзора только в случае если вывозимый товар подпадает под запреты и ограничения, кроме того,  трехдневный срок для представления документов не был достаточным, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.

В судебном заседании представитель Общества  поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы  отказать, решение суда  оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 25.05.2016 в 13:26 ООО «ХимПромСнаб»                  на Колпинский таможенный пост подана ДТ №10210040/250516/0002724 с                   товаром «смола пиролизная тяжелая, содержащая ароматические                  углеводороды, полученная при пиролизе углеводородных газов, нефтяных дистиллятов или их смесей...» для их помещения под таможенную процедуру экспорта.

25.05.2016 в 14:29 указанная ДТ зарегистрирована таможенным                           постом.

При регистрации ДТ  сработал целевой правоохранительный профиль риска, разработанный Северо-Западной оперативной таможней, указывающий на потенциальный риск применения запретов и ограничений в отношении вывозимых товаров и возможное заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Меры минимизации риска: проверка документов и сведений (101), таможенный досмотр товаров (109),                   отбор проб и образцов товаров (204), таможенная экспертиза товаров (601),                                    что видно из отчета о применении профилей риска по ДТ                                                        № 10210040/250516/0002724.

26.05.2016 Обществу направлено уведомление о предъявлении товаров               для проведения таможенного досмотра.

Сроки выпуска товара продлены в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

27.05.2016 от Общества поступило заявление о невозможности предъявления товаров для проведения таможенного досмотра в указанной таможенным постом зоне таможенного контроля.

30.05.2016 Общество обратилось на таможенный пост с заявлением о создании временной зоны таможенного контроля. Распоряжением Колпинского таможенного поста от 30.05.2016 № 015-р ВЗТК создана временная зона таможенного контроля.

С 31.05.2016 по 01.06.20.16 проведен таможенный досмотр товаров (акт №10210040/310516/000082). В ходе таможенного досмотра произведен отбор проб и образцов товара (акт №10210040/010616/000004), принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10210040/010616/ДВ/000252 (направлено Обществу в электронном виде).

02.06.2016 на Колпинский таможенный пост поступило заявление Общества об аннулировании ходатайства о постановке дополнительных вопросов перед экспертом.

03.06.2016 Колпинским таможенным постом принято решение о проведении дополнительной проверки. Обществу указано на необходимость представления дополнительных документов, подтверждающих условия выпуска товаров, а именно: документов, подтверждающих отсутствие компонентов, относящихся к опасным отходам; лицензии Минпромторга, заключение Росприроднадзора, в случае если вывозимый товар подпадает под запреты и ограничения.

Результаты экспертизы товаров, назначенной таможенным органом, в сроки выпуска товаров, установленные пунктом 4 статьи 196 ТК ТС, на Колпинский таможенный пост не поступили. Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, декларантом не представлены.

08.06.2016 Колпинским таможенным постом принято решение об отказе в выпуске товара ДТ № 10210040/250516/0002724.

Не согласившись с указанным  решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Согласно пункту 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 названной статьи, таможенный орган                      не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

При этом сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).

В силу пункта  2 статьи 198 ТК ТС  выпуск товаров не производится в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

Частью 11 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ                         «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) установлено, что на период проведения дополнительной проверки выпуск товаров                                           не осуществляется, если изменение кода товара и (или) его характеристик, указанных в таможенной декларации, влияет на применение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда декларантом представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, либо когда в соответствии со статьей 219 настоящего Федерального закона такие документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Таким образом, учитывая, что в сроки выпуска товара, установленные  пунктом 4 статьи 196 ТК ТС, результаты таможенной экспертизы не поступили на Колпинский таможенный пост, документы подтверждающие отсутствие компонентов, относящихся к опасным отходам, либо документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (лицензия Минпромторга, заключение Росприроднадзора), декларантом не представлены, таможенный орган, обоснованно руководствуясь пунктом 2  статьи 198 ТК ТС и частью 11 статьи 106 Закона № 311-ФЗ,                              принял  об отказе  в выпуске товаров, задекларированных по ДТ №10210040/250516/0002724.

В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля таможенными органами используется система управления рисками.

Согласно статье 127 ТК ТС профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении                            необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков. Индикаторы                риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение               от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

В силу пункта 2 статьи 128 ТК ТС целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением                    от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130 ТК ТС содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с частью 4 статьи 162 Закона № 311-ФЗ информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска,                          не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, порядок передачи такой информации                           определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии  с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Решение о проведении таможенной экспертизы принято Колпинским таможенным постом на основании целевого правоохранительного профиля риска, который сработал при регистрации ДТ № 10210040/250516/0002724.

Профиль риска разработан Северо-Западной оперативной таможней                     (код таможенного органа 10212000) и указывает на потенциальный риск применения запретов и ограничений в отношении вывозимых товаров и возможное заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Меры минимизации риска: проверка документов и сведений (101), таможенный досмотр товаров (109), отбор проб и образцов товаров (204), таможенная экспертиза  товаров (601) (отчет о применении профилей риска по ДТ №10210040/250516/0002724).

Классификатор мер по минимизации рисков, обязательность применения таможенными органами системы управления рисками и порядок ее применения установлены положениями Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками, утвержденной приказом              ФТС России от 20.05.2016 № 1000.

Таким образом, информация об определенных критериях (признаках), выявленных при срабатывании конкретного профиля риска, отображается в виде индикатора профиля риска и является конфиденциальной информацией, предназначенной для использования таможенными органами.

Между тем, как правомерно указано судом первой инстанции, помимо признаков, выявленных при срабатывании системы управления рисками, признаками, указывающими на возможное заявление недостоверных сведений о товаре, возможное применение запретов и ограничений к вывозимым Обществом товарам являются:

1) сведения, указанные в документах, представленных Обществом при декларировании товара. Так, в дубликате накладной СМГС в графе 15 «наименование груза» указано: «вещество жидкое, опасное для окружающей среды»;

2) в графе 33 ДТ указан код товара 2706 00 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В случае классификации товара в подсубпозиции 2706 00 000 0 товары соотносятся с товарами, включенными в раздел 1.2 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее – Перечень).

В соответствии с примечанием 1 к разделу 1.2 Перечня для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.

 Вопреки доводам Общества, код товара 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, указанный таможенным органом в решении о проведении дополнительной проверки, так же как и код товара 2706 00 000 0, заявленный Обществом при                   декларировании, соотносятся с товарами, включенными в раздел 1.2 Перечня, в связи с чем к указанным кодам ТН ВЭД ЕАЭС могут применяться запреты и ограничения.

Согласно примечанию 3 к разделу 1.2 Перечня вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, указанных в настоящем разделе, осуществляется в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (далее – Положение).

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии                                от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45.

Таким образом, признаки несоответствия товара сведениям, заявленным в декларации на товары, возможного применения запретов и ограничений  отношении вывозимого товара установлены таможенным органом как в рамках системы управления рисками, так и в ходе проверки документов и сведений, представленных самим Обществом при декларировании товара,

Относительно довода об аналогичности ставок таможенных пошлин указанных кодов ТН ВЭД ЕАЭС следует указать, что на момент регистрации                 ДТ приказом Минэкономразвития России от 21.04.2016 были установлены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти.

В отношении товаров, отнесенных к подсубпозиции 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 54,1 долларов США за 1000 кг., что значительно отличается от ставки вывозной таможенной пошлины, установленной для товаров, отнесенных к подсубпозиции 2706 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (таможенная пошлина 5 %).

Таким образом, изменение кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС               могло повлиять на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Продублированные в апелляционной жалобе доводы Общества о немотивированности запроса таможенного органа, содержащегося в решении                      о проведении дополнительной проверки, получили надлежащую оценку суда первой  инстанции.

Вопреки мнению заявителя, запрос Таможней сведений был ясным и              должен быть понятным профессиональному участнику предпринимательской деятельности и таможенных отношений.

Суд первой  инстанции обоснованно отметил,  что Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, осуществляя коммерческую деятельность на свой риск, осуществляя перевозку товара, содержащего вещество опасное для окружающей среды (графа 15 накладной СМГС), должно было знать требования действующего законодательства (в том числе положений, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии                                      от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»), могло заранее позаботиться, собрать и представить в таможенный орган документы, подтверждающие отсутствие запретов и ограничений в отношении вывозимого Обществом товара (предварительное решение по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, провести независимую экспертизу товара, представить письмо Росприроднадзора об отсутствии в отношении вывозимого товара запретов и ограничений, любые иные документы, содержащие                         физико-химические свойства товара).

Предоставление технических условий, разработанных самим Обществом,              при наличии информации, содержащейся в товаросопроводительных документах (накладная СМГС) о содержании веществ опасных для окружающей среды, невозможно признать достаточным.

Принимая решение об отказе  в выпуске товара от 08.06.2016, таможенный орган принял во внимание требования  пункта 4 статьи 196 ТК ТС и ограничение               10-дневного срока завершения форм таможенного контроля при продлении  срока выпуска товара.

Таким образом,   решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Заявителю следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.  

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2017 по делу № А56-63524/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Химпромснаб»                      из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением                                       от 15.06.2017 № 8.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                            Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

И.Б. Лопато

А.Б. Семенова