ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-64000/16 от 31.07.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 августа 2017 года

Дело №А56-64000/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.

при участии:

от заявителей: 1), 2) Чернецкая Е.Ю., по доверенностям от 17.07.2017

от заинтересованного лица: Теватросян И.С., по доверенности от 05.12.2016

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10437/2017, 13АП-12004/2017) МКУ МО "Выборгский район Ленинградской области "Бюро по административно-хозяйственной деятельности" и Комитета социальной защиты населения Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2017 по делу № А56-64000/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое

по заявлению 1) МКУ МО "Выборгский район Ленинградской области "Бюро по административно-хозяйственной деятельности", 2) Комитета социальной защиты населения Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области

к УФАС по Ленинградской области

3-е лицо: МБУ МО «Выборгский район Ленинградской области «Служба заказчика»

об оспаривании решения

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Бюро по административно- хозяйственной деятельности" (далее - МБУ МО "Выборгский район" Ленинградской области "Бюро по административно-хозяйственной деятельности", Бюро, заявитель), Комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее - Комитет, заявитель) обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 15.06.2016 (с учетом объединения дел № А56-64000/2016 и № А56-64005/2016 в одно производство с присвоением делу № А56-64000/2016).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика" (далее - МБУ МО "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика", третье лицо).

Решением суда от 23.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, Бюро и Комитет направили апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателей жалоб, оспариваемое предписание обязывает Комитет информировать антимонопольный орган обо всех торгах, предметом закупки которых является автомобильное топливо и горюче-смазочные материалы, то есть сообщать о той информации, которая и так находится в открытом доступе в единой информационной системе, что создает дополнительные обязанности для сотрудников Комитета. Необходимость наличия автозаправочных станций (далее также – АЗС) в населенных пунктах как г. Светогорск, г. Приморск, г. Каменногорск связана с тем, что данные поселения самые отдаленные поселения Выборгского района, на их территории располагаются населенные пункты (территориально расположенные еще дальше, чем г. Светогорск, г. Приморск, г. Каменногорск), где так же предоставляются услуги социального обслуживания населения. Заявители полагают, что информация об объекте закупки соответствует требованиям законодательства и обращают внимание суда на отсутствие запросов от участников аукциона о разъяснениях аукционной документации. Исходя из необходимости эффективного расходования бюджетных средств, а именно наличия возможности заправляться бензином там, где это необходимо, при описании объекта закупки были установлены оспариваемые требования аукционной документации. Заявители указывают, что аукционная документация была утверждена председателем Комитета ошибочно, ввиду того, что МКУ «Единое управление муниципальными заказами» не довело до сведения заказчиков информацию о том, что с 11.02.2016 документация о проведении закупки утверждается директором МКУ «Единое управление муниципальными заказами».

В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы своих апелляционных жалоб. Представитель УФАС против удовлетворения апелляционных жалоб возразил по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании обращения прокуратуры Ленинградской области (вх. от 18.03.2016 №1981) проведена проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении закупок: извещение от 25.02.2016 №0845300015016000035, от 26.02.2016 № 0845300015016000036, от 02.03 2016 №0845300015016000043.

В заявлении прокуратура просила дать оценку действиям заказчика на предмет создания участнику торгов - ООО «Выборгская топливная компания» преимущественных условий при подаче заявки на участие в закупке, в результате ограниченного описания заказчиком требований к поставке товара, в том числе, способа отпуска товара (талоны) и введения ограничений по территориальному признаку.

Приказом УФАС от 29.03.2016 № 64 было возбуждено дело № 4 по признакам нарушения МКУ «Единое управление муниципальными заказами» муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).

По результатам проверки Управлением вынесено решение от 15.06.2016, которым в действиях МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Службы заказчика». Комитета, Бюро признано нарушение требований части 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ.

15.06.2016 выдано предписание, которым УФАС обязало указанных лиц до окончания 2016 года информировать антимонопольный орган обо всех торгах, предметом закупки которых является автомобильное топливо и горюче-смазочные материалы.

Полагая названные решение и предписание УФАС незаконными, заявители обратились с арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).

Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17).

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

По смыслу приведенных положений, запрещаются любые действия заказчика или организатора торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, созданию участнику торгов или нескольким участникам преимущественных условий участия в торгах, либо приведших к нарушению порядка определения победителя.

Как следует из материалов дела, 25.02.2016 МКУ «Единое управление муниципальными заказами» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0845300015016000035 о проведении электронного аукциона на поставку топлива. Наименование объекта закупки: поставка топлива. Начальная (максимальная) цена контракта 1 248 787 руб.

Согласно техническому заданию (часть III аукционной документации), предметом закупки является поставка топлива, целью закупки является обеспечение заказчика (Бюро) топливом с использованием сервисных абонементов (талонов). Место поставки товара: автозаправочные станции поставщика, расположенные на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. При этом в соответствии с разделом 6 Технического задания место расположения хотя бы одной автозаправочной станции не должно превышать расстояние 5 (пяти) километров от юридического адреса заказчика: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Советская д. 12. Расположение автозаправочных станций должно давать возможность заправки транспортных средств заказчика по сервисным абонементам (талонам), в том числе на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в населенных пунктах г. Выборг, г. Светогорск, г. Приморск, г. Каменногорск.

Отпуск товара должен осуществляться по сервисным абонементам (талонам) на автозаправочных станциях, находящихся в собственности Поставщика.

Срок действия сервисных абонементов (талонов) должен составлять не менее 6 (шести) месяцев с возможностью замены неиспользованных на сервисные абонементы (талоны) нового срока действия или предоставления бессрочных сервисных абонементов (талонов).

По итогам торгов контракт заключен с единственным участником закупки - ООО «Выборгская топливная компания» (далее – ООО «ВТК») по начальной (максимальной) цене контракта.

26.02.2016 МКУ «Единое управление муниципальными заказами» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0845300015016000036 о проведении электронного аукциона на поставку горюче- смазочных материалов. Наименование объекта закупки: поставка горюче-смазочных материалов (бензин АИ-95). Начальная (максимальная) цена контракта 49049,60 руб.

Согласно техническому заданию (часть III аукционной документации), предметом закупки является поставка горюче-смазочных материалов, целью закупки является обеспечение заказчика (Комитет) горюче-смазочными материалами (бензин АИ-95) с использованием сервисных абонементов (талонов). Место поставки товара: автозаправочные станции поставщика, расположенные на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в том числе на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в населенных пунктах г. Выборг, г. Светогорск, г. Приморск, г. Каменногорск. При этом в соответствии с разделом 6 Технического задания место расположения автозаправочных станций (хотя бы одной) поставщика не должно превышать расстояние 5 (пяти) километров от юридического адреса заказчика: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Выборгская, д.30. Расположение АЗС должно давать возможность заправки транспортных средств заказчика по сервисным абонементам (талонам) на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в том числе на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в населенных пунктах: г. Выборг, г. Светогорск, г. Приморск, г. Каменногорск.

Отпуск товара должен осуществляться по сервисным абонементам (талонам) на автозаправочных станциях, находящихся в собственности поставщика.

Срок действия сервисных абонементов (талонов) должен составлять не менее 6 (шести) месяцев с возможностью замены неиспользованных на сервисные абонементы (талоны) нового срока действия или предоставления бессрочных сервисных (талонов).

По итогам торгов контракт заключен с единственным участником закупки – ООО «ВТК» по начальной (максимальной) цене контракта.

02.03.2016 МКУ «Единое управление муниципальными заказами» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0845300015016000043 о проведении электронного аукциона на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива. Наименование объекта закупки: поставка автомобильного бензина и дизельного топлива. Начальная (максимальная) цена контракта 660 400 руб.

Согласно техническому заданию (часть III аукционной документации), предметом закупки является поставка автомобильного бензина и дизельного топлива, целью закупки является обеспечение заказчика автомобильным бензином и дизельным топливом с использованием сервисных абонементов (талонов). Место поставки товара: автозаправочные станции поставщика, расположенные на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. При этом в соответствии с разделом 6 Технического задания место расположения автозаправочной станции (хотя бы одной) не должно превышать расстояние 5 (пяти) километров от юридического адреса заказчика: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Выборгская д. 30. Расположение автозаправочных станций должно давать возможность заправки транспортных средств заказчика по сервисным абонементам (талонам) на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в том числе на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в населенных пунктах г. Выборг, г. Светогорск, г. Приморск, г. Каменногорск.

Отпуск товара должен осуществляться по сервисным абонементам (талонам) на автозаправочных станциях, находящихся в собственности Поставщика.

Срок действия сервисных абонементов (талонов) должен составлять не менее 6 (шести) месяцев с возможностью замены неиспользованных на сервисные абонементы (талоны) нового срока действия или предоставления бессрочных сервисных (талонов).

По итогам торгов контракт заключен с единственным участником закупки – ООО «ВТК» по начальной (максимальной) цене контракта.

В объяснениях, направленных в УФАС (вх. от 14.04.2016 №2848), МКУ «Единое управление муниципальными заказами» указало, что в соответствии с пунктом 2.6.2 Положения о взаимодействии МКУ «Единое управление муниципальными заказами» и муниципальных органов и муниципальных учреждений муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Учреждение осуществляет проверку соответствия сведений представленных муниципальным заказчиком в заявке требованиям законодательству Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также отсутствие противоречий в представленных сведениях плану-графику. Заявка на осуществление закупки, в том числе и техническое задание (описание объекта закупки) в соответствии с пунктом 33 Закона №44-ФЗ. Учреждение в случае соответствия заявки на закупку требованиям, установленным Законом №44-ФЗ, формирует документацию о закупке (пункт 2.9 Положения), а заказчик утверждает подготовленную Учреждением документацию о закупке (пункт 2.10 Положения). После утверждения документации заказчиком Учреждение размещает ее на официальном сайте.

Как установлено судом первой инстанции и УФАС, в аукционной документации установлены требования к поставщику об отпуске товара по контракту по сервисным абонементам (талонам) на АЗС, находящимся в собственности поставщика и местах расположения АЗС: г. Выборг (не более 5 км от месторасположения заказчиков), трасса г. Выборг- г. Санкт-Петербург, а также в населенных пунктах г. Светогорск, г. Каменногорск, г. Приморск, а следовательно, о необходимости наличия у поставщика в собственности АЗС, расположенных на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в населенных пунктах г.г. Выборга, Светогорска, Приморска, Каменногорска.

При этом в г. Каменногорске услуги по отпуску бензина и дизельного топлива оказывает только одна АЗС (г. Каменногорск, ул. Лесная), принадлежащая ООО «ВТК».

В г. Приморск услуги по отпуску бензина и дизельного топлива оказывает только одна АЗС (г. Приморск, Выборгское шоссе д. 4, АЗС 210), принадлежащая также ООО «ВТК».

Таким образом, требованию о наличии у поставщика топлива в собственности АЗС, расположенных в г. Каменногорск и г. Приморск, соответствует только один хозяйствующий субъект - ООО «ВТК», который и являлся единственным участником всех торгов.

Вместе с тем согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «ВТК» (скриншоты страницы официального сайта ООО ВТК в сети Интернет от 30.05.2016), данный хозяйствующий субъект осуществляет продажу сервисных абонементов (талонов) неограниченному кругу лиц.

Следовательно, включение в аукционную документацию требования о наличии в собственности АЗС лишило иных участников рынка возможности принять участие в закупках, в том числе, путем перепоставки топлива (приобретения сервисных талонов ООО «ВТК»), приобретенного у ООО «ВТК» на АЗС, расположенных в г. Каменногорск, г. Приморск.

Кроме того, заявителями не была обоснована необходимость включения в аукционную документацию требования о месте поставки товара: АЗС поставщика, расположенных в населенных пунктах г. Приморск и г. Каменногорск (маршрутные листы, список транспортных средств с указанием расхода топлива по каждому из аукционов не предоставлялись).

При этом расстояние от г. Выборга до г. Приморска по автодороге А123 составляет 46 км, указанное расстояние позволяет осуществлять поездки без необходимости дозаправки. Кроме того, на расстоянии 25 км от г. Выборга по направлению в г. Приморск (автодорога А 123) в пос. Советский имеется АЗС, однако в соответствии с условиями аукционов поставка топлива данной АЗС не соответствует условиям, определенным в Техническом задании.

Расстояние от г. Выборга до г. Камменогорска составляет 44 км, указанное расстояние позволяет осуществлять поездки без необходимости дозаправки.

Ввиду вышеизложенных обстоятельств следует согласиться с выводом УФАС и суда первой инстанции о том, что формирование аукционной документации (извещение от 25.02.2016 № 0845300015016000035, от 26.02.2016 № 0845300015016000036, от 02.03.2016 №0845300015016000043) с указанием требования о наличии у поставщика топлива в собственности АЗС, а также их расположении в г. Каменногорск и г. Приморск приводит к ограничению количества участников размещения заказа, что нарушает часть 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Довод заявителей о большей вероятности надлежащего исполнения условий контракта у поставщика, являющегося собственником АЗС, чем у арендатора, апелляционным судом отклоняется, поскольку при подаче заявки на участие в аукционе добросовестность участника торгов и разумность его действий предполагается, кроме того, требованиями аукционной документации предусмотрено обеспечение исполнения контракта.

Согласно представленным Бюро сведениям документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку топлива была утверждена директором Бюро Васиным Е.В., следовательно, основания для прекращения антимонопольного дела в отношении Бюро отсутствовали.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, обязательные для исполнения предписания, в том числе о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Оспоренное предписание выдано в целях совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, содержит круг вопросов и ограниченный временной период информирования (до окончания 2016 года), согласно материалам дела многократно исполнялось. Доказательств реального нарушения прав заявителей предписанием в период его исполнения не представлено, к моменту завершения рассмотрения спора в суде первой инстанции указанный период информирования истек.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

Бюро следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе по данной категории дел.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2017 по делу № А56-64000/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить муниципальному казенному учреждению муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области «Бюро по административно-хозяйственной деятельности» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной платежным поручением от 05.07.2017 № 13548.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округав срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

Л.В. Зотеева

Е.А. Сомова