ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-6439/2022 от 28.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 августа 2022 года

Дело №А56-6439/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17358/2022) индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2022 по делу № А56-6439/2022, принятое

по иску муниципального казенного учреждения города Костромы «Центр наружной рекламы и информации» (156029, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

об обязании произвести демонтаж рекламной конструкции,

установил:

Муниципальное казенное учреждение города Костромы «Центр наружной рекламы и информации» (далее – Истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – Ответчик, Предприниматель) об обязании произвести демонтаж рекламных конструкций, установленных в соответствии с договорами, по следующим адресам в <...> в районе дома 3, ул. Калиновская, в районе дома 57, ул. Профсоюзная, в районе дома 28б, а также осуществить безвозмездное благоустройство мест установки рекламных конструкций в течение трех рабочих дней с момента их демонтажа и в случае, если Ответчик не произведет демонтаж в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда, предоставить Истцу право самостоятельно демонтировать рекламные конструкции (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2022 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение или неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, заявляя исковые требования о демонтаже рекламных конструкций и осуществлении безвозмездного благоустройства мест установки данных рекламных конструкций в течение трех рабочих дней с момента их демонтажа, Истец выходит за пределы полномочий, делегированных ему Администрацией города Костромы, поскольку Предприниматель заключал договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2012 году с Управлением территориального планирования, городских земель, градостроительства и архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили.

В апелляционный суд от Учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Учреждение возражало против ее удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.

Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства и архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы (владелец) и общество с ограниченной ответственностью «Конструкции» (рекламораспространитель) заключили договоры от 14.09.2012 № 060.м/12, №070.м/12 и от 07.12.2012 №220.м/12 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции присоединяемой к недвижимому имуществу, находящемуся в муниципальной собственности города Костромы (далее – Договоры), по условиям которых собственник (владелец) предоставляет рекламораспространителю на возмездной основе право на присоединение к недвижимому муниципальному имуществу города Костромы (зданию, сооружению, земельному участку и др.) рекламных конструкций и право на эксплуатацию присоединенных рекламных конструкций билборд двухсторонний (2 рекламных поля, размер каждого поля 3х6 м), а рекламораспространитель обязуется установить и эксплуатировать рекламные конструкции в соответствии с разрешениями на установку рекламных конструкций и производить оплату на условиях настоящих Договоров; адреса рекламных мест:

- по договору от 14.09.2012 № 060.м/12: <...> в районе дома 57;

- по договору от 14.09.2012 №070.м/12: <...> в районе дома 3;

- по договору от 07.12.2012 №220.м/12: <...> в районе дома 28б.

Пунктами 2 Договоров определено, что они считаются заключенными с момента их подписания и действует 5 лет с указанных дат.

Рекламные места переданы рекламораспространителю на основании актов приема-передачи от 14.09.2012 и от 20.12.2012.

На основании распоряжений Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы от 25.09.2012 №494-р, №496-р и от 26.12.2012 №896-р обществу с ограниченной ответственностью «Конструкции» выданы разрешения на установку рекламной конструкции от 25.09.2012 №085/12, №094/12 со сроком действия до 14.09.2017 и от 20.12.2012 №225/12 со сроком действия до 20.12.2017.

14.01.2015 владелец и рекламораспространитель заключили дополнительные соглашения к Договорам, на основании которых рекламораспространитель по Договорам заменен на Предпринимателя.

Постановлением Администрации города Костромы от 16 июля 2019 года № 1203 «О наделении муниципального казенного учреждения города Костромы «Центр наружной рекламы и информации» полномочия Администрации города Костромы по выполнению отдельных функций и предоставлению муниципальных услуг в сфере наружной рекламы и средств размещения информации переданы Учреждению.

Пунктом 4.4.10 Договоров рекламораспространитель при прекращении Договоров от 14.09.2012 № 060.м/12, №070.м/12 в течение одного месяца, а при прекращении Договора от 07.12.2012 №220.м/12 в течение 15 дней обязан произвести демонтаж рекламной конструкции, привести рекламное место в состояние, равноценное первоначальному, и вернуть рекламное место по акту приема-передачи собственнику.

В силу п.4.4.11 Договоров рекламораспространитель обязан возместить собственнику (владельцу) в полном объеме ущерб, причиненный муниципальному имуществу города Костромы при установке рекламной конструкции.

13.10.2017, 01.03.2018, 16.04.2018, 18.04.2018, 19.04.2018, 06.02.2020, 29.03.2021, 01.06.2021, 03.06.2021 Управлением экономики отдела рекламно-информационной деятельности и развития туризма Администрации города Костромы проведены обследования спорных рекламных конструкций, по результатам которых составлены акты осмотра рекламных конструкций, которыми подтвержден факт нахождения спорных рекламных конструкций по следующим адресам в <...> в районе дома 3, ул. Калиновская, в районе дома 57, ул. Профсоюзная, в районе дома 28б.

Поскольку предусмотренное пунктом 4.4.10 Договоров обязательство Предпринимателем не исполнено, Учреждение направило в его адрес претензию от 11.08.2021 о демонтаже спорных рекламных конструкций в связи с окончанием срока действия Договоров, оставление без удовлетворения которой послужило основанием для обращения Учреждением в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования с учетом прекращения действия Договоров и истечения срока действия Разрешений.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

Статьей 2 Федерального закона от 13.02.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установлено, что он применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу статьи 3 Закона о рекламе в целях этого закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Особенности отдельных способов распространения рекламы регламентированы нормами главы 2 (статьи 14-20) Закона о рекламе

Требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций как способу распространения рекламной информации определены статьей 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).

Согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.

Исходя из положений статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).

Ответчик доказательств исполнения п. 4.4.10 и 4.4.11 Договоров в материалы дела не представил.

Вопреки доводам подателя, жалобы полномочия Учреждения на подачу настоящего иска следуют из постановления Администрации города Костромы от 16 июля 2019 года № 1203.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2022 по делу № А56-6439/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

С.М. Кротов