ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-64457/17 от 08.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 февраля 2018 года

Дело №А56-64457/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца: ФИО2 (доверенность от 21.06.2017)

от ответчика: ФИО3 (доверенность от 18.12.2017)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28600/2017) администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2017 по делу № А56-64457/2017 (судья Васильева Н.В.), принятое

по заявлению ТСН "Новое Токсово"

к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области

о признании,

установил:

товарищество собственников недвижимости "Новое Токсово" (далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании бездействия Администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация), изложенного в письме от 25.05.2017 №3890/1015, выразившегося в непредоставлении заявителю земельных участков: 2 636 373 кв.м, 437 881 кв.м, 632 000 кв.м в безвозмездное пользование для ведения садоводства согласно спискам и схемам расположения земельных участков, согласованным главой Токсовского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, и обязании Администрации принять решение о предоставлении Товариществу указанных земельных участков для ведения садоводства.

Решением от 28.09.2017 заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, указав следующее: представленные заявителем схемы расположения земельных участков не соответствуют формату и требованиям, утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ №762 от 27.11.2014, что в соответствии с п.16 ст. 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка; списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка оформлены с нарушением ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; кроме того, испрашиваемые участки образуются в границах участка с кадастровым номером 47:07:142001:12 в отношении которых Российская Федерация в лице уполномоченных органов, в частности, ФГКУ «СЗТУИО», заявляет о праве Российской Федерации на данный участок как земель обороны. Таким образом, Администрация полагает, что не уполномочена на принятие каких либо решений в отношении земель, не относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, представитель Товарищества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 25 апреля 2017 года Товарищество обратилось в Администрацию с просьбой на основании п.п. 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации выделить в безвозмездное пользование земельные участки: 2 636 373 кв.м, 437 881 кв.м, 632 000 кв.м, 572 000 кв.м для ведения садоводства согласно прилагаемым спискам. К заявлению были приложены списки сотрудников-членов Товарищества, претендующих на получение земельных участков для ведения садоводства, а также схемы расположения испрашиваемых земельных участков, согласованные главой Муниципального образования Токсовское городское поселение.

В соответствии со схемами испрашиваемые земельные участки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером: 47:07:1424001:12, расположенного во Всеволожском районе Ленинградской области.

Администрация письмом №3890/1015 от 25.05.2017 сообщила, что в настоящее время утвердить представленные схемы расположения земельных участков с целью последующего предоставления в безвозмездное пользование для ведения садоводства не представляется возможным в связи с нахождением испрашиваемых земельных участков в зоне СН-2 - зона объектов Министерства обороны РФ, режимных объектов.

Ссылаясь на то, что указанное бездействие Администрации не соответствует требованиям законодательства и нарушает права Товарищества на осуществление экономической деятельности по управлению недвижимым имуществом (в том числе общего пользования) при организации ведения планируемого садоводства и огородничества, Товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Апелляционный суд согласен с выводом суда относительно признания незаконным бездействия Администрации, выразившееся в несвоевременном реагировании на обращение Товарищества, неразъяснении порядка предоставления земельных участков.

При этом суд исходил из обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делам № А56-60343/2015, А56-16764/2013.

Вместе с тем при вынесении решения суд не учел следующего обстоятельства. В соответствии с п.1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрено принятие решения о предварительном согласовании предоставления участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ. Решение о предоставлении участка исходя из положений ст.39.1 ЗК РФ, если речь идет о безвозмездном пользовании, не принимается, ввиду того что основанием возникновения права в данном случае является договор безвозмездного пользования участком. Данный договор заключается после осуществления заинтересованным лицом государственного кадастрового учета земельных участков в силу прямого указания закона (подп.5,6,7 п.1 ст.39.14 ЗК РФ). В настоящем споре речь идет об участках, которые не стоят на кадастровом учете, что препятствует заключению договора безвозмездного пользования.

Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Представленные заявителем схемы расположения земельных участков не соответствуют формату и требованиям, утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ №762 от 27.11.2014г. В частности, в администрацию района и в суд были представлены схемы расположения участков, образованных в результате раздела участка с кадастровым номером 47:07:142001:12. При этом данный участок, о разделе которого указано в схемах, снят с кадастрового учета, что исключает процедуру его раздела. В представленных схемах не указан список координат характерных точек и иные требования, утв. Приказом № 762. В соответствии с п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ), проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка утверждаются органом местного самоуправления. Исходя из такого списка орган местного самоуправления определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Представленный список не содержит сведений об его утверждении органом местного самоуправления, имеет только подпись председателя правления ТСН «Новое Токсово» ФИО4. Кроме того, жители Всеволожского района Ленинградской области в указанном списке составляют незначительное количество по отношению к жителям Санкт-Петербурга.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части обязания Администрации принять решение о предоставлении Товариществу в безвозмездное пользование спорных земельных участков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2017 по делу № А56-64457/2017 в части обязания Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области принять решение о предоставлении товариществу собственников недвижимости "Новое Токсово" в безвозмездное пользование земельных участков: 2 636 373 кв. м., 437 881 кв.м., 632 000 кв.м., 572 000 кв.м. для ведения садоводства согласно спискам и схемам расположения земельных участков, согласованным главой Токсовского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, отменить.

В указанной части заявление товарищества собственников недвижимости "Новое Токсово" оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

В.М. Горбик

Т.А. Кашина