ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-64514/2022 от 23.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 ноября 2023 года

Дело №А56-64514/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Пивцаева Е.И.

судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цивилевой Т.Е.

при участии:

от истца: представитель Максимов А.А. по доверенности от 07.10.2022, представитель Акатова А.Н. по доверенности от 07.10.2022;

от ответчика: представитель Копырин А.Л. по доверенности от 17.11.2023;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27948/2023) публичного акционерного общества «Сбербанк России» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2023 по делу № А56-64514/2022 (судья Коросташов А.А.), принятое

по иску публичного акционерного общества «Сбербанк России»

к обществу с ограниченной ответственностью «Юнистрой»

о взыскании,

установил:

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее – истец, Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Юнистрой» (далее – ответчик, Общество) о взыскании 153 705,45 руб., из которых: 104 191,09 руб. основного долга, 16 209,66 руб. процентов, 33 304,70 руб. неустойки по кредитному договору от 18.08.2020 № 9500GWKNP34RGQ0AQ0QZ3F.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2023 в иске отказано.

Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом не применены нормы материального права, устанавливающие, что возможность перевода кредитного договора на период наблюдения и последующего списания задолженности определяется на основании информационного сервиса ФНС (п.п.11, 24 Правил предоставления субсидий); в рамках государственной программы численность работников заемщика на 01.06.2020 определяется на основании поданных заемщиками отчетов о застрахованных лицах по итогам апреля или мая 2020 года в зависимости от даты обращения за льготным кредитованием. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что Банк определил максимальную сумму льготного кредитования исходя из численности застрахованных лиц заемщика за август 2020 года являются необоснованными; неправильное применение судом норм права лишает Банк возможности компенсировать сумму подлежащего списанию кредита за счет государственной субсидии. Истец считает, что выводы суда противоречат сложившейся судебной практике по спорам, связанным с применением Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 № 696, согласно которой в рамках государственной программы Банк обязан руководствоваться размещенными государством сведениями о численности работников заемщика.

21.09.2023 в апелляционный суд от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.

15.11.2023 в апелляционный суд от истца поступили письменные объяснения на отзыв ответчика.

Апелляционный суд приобщил к материалам дела отзыв ответчика на апелляционную жалобу, тогда как письменные объяснения истца не приобщаются к материалам дела в связи с отсутствием доказательств направления их в адрес ответчика.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

18.08.2020 между Банком (кредитором) и Обществом (должником) заключен кредитный договор № 9500GWKNP34RGQ0AQ0QZ3F (далее – Договор) путем подписания клиентом заявления о присоединении к Общим условиям кредитования (Приложение №3, далее - Заявление), которые размещены на официальном сайте Банка в сети Интернет, известных заемщику и имеющих для заемщика обязательную юридическую силу. Указанные документы в совокупности являются заключенной между заемщиком и Банком сделкой кредитования.

На основании Договора произведено кредитование заемщика в соответствии с Правилами представления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства № 696 от 16.05.2020.

На основании заключенного Договора заемщику предоставлен кредит на следующих условиях:

1. Лимит кредитной линии 693 830 руб.

Кредит выдан заемщику выдан путем перечисления кредитных средств на расчетный счет заемщика, открытый в ПАО Сбербанк, что подтверждается выпиской со специального банковского счета.

2. Цель кредита: на возобновление деятельности. За исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности.

3. В Базовый период с 18.08.2020 по 01.12.2020 и Период наблюдения по договору с 01.12.2020 по 01.04.2021 устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2% годовых.

Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора и до даты наступления периода Погашения по договору переносится в основной долг по Договору на дату окончания Базового периода Договора, а также на дату окончания Периода наблюдения по Договору.

Сумма процентов, начисленная за Базовый период и Период наблюдения, и не уплаченная заемщиком в указанные периоды, включается в сумму основного долга по кредиту и погашается заемщиком в Период погашения по договору в даты погашения задолженности по кредитной линии ежемесячно равными долями, рассчитанными заемщиком самостоятельно по формуле, указанной в п. 3 Договора.

На период погашения по Договору устанавливается процентная ставка в размере 15% годовых.

4. Дата открытия лимита 18.08.2020.

5. Дата полного погашения выданного кредита:

- В случае наступления Периода погашения по Договору с даты, следующей за Датой окончания Базового периода Договора при не переходе Договора в соответствии с условиями Договора на Период наблюдения по Договору - 01 марта 2021 г.

- В случае наступления Периода погашения по Договору с даты, следующей за Датой окончания Периода наблюдения по Договору при переходе в соответствии с условиями Договора Периода наблюдения – 30 июня 2021 г.

Порядок погашения установлен п. 7 Кредитного договора.

Пунктом 8 Договора предусмотрено, что при несвоевременном перечислении платежа в погашение кредита, уплаты процентов, иных платежей, предусмотренных Общими условиями кредитования заемщик уплачивает кредитору неустойку в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки с даты возникновения просроченной задолженности (не включая эту дату), по дату полного погашения просроченной задолженности (включительно).

В качестве своевременно и полного исполнения обязательств по Договору заемщиком между Банком и Государственной корпорацией ВЭБ.РФ (поручителем) заключен договор поручительства № 07/1357 от 01.06.2020. Поручительством обеспечивается возврат до 85 (восьмидесяти пяти) процентов от суммы основного долга по кредиту.

Банк потребовал досрочного возврата всей оставшейся суммы кредита вместе с причитающимися процентами и неустойкой, направив заемщику требование от 12.02.2021, предоставив срок для погашения не позднее 14.03.2021.

21.04.2021 Банком в адрес поручителя направлено требование о погашении задолженности по Договору.

Поручителем исполнено требование Банка в полном объеме. В счет погашения задолженности по основному долгу по кредиту внесен платеж в размере 590 416,16 руб., что подтверждается платежным поручением № 20 от 25.05.2021. Как следует из представленного расчета, по состоянию на 02.06.2022 задолженность составляет 153 705,45 руб., из которых: 104 191,09 руб. – сумма задолженности по основному долгу; 16 209,66 руб. – сумма задолженности по процентам; 33 304 руб. – сумма неустойки.

Оставление Обществом требования Банка о досрочном возврате суммы кредита, процентов за пользование кредитом и уплате неустойки без удовлетворения послужило основанием для обращения Банком в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Преамбулой кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 (далее - Правила).

Целью заключения сторонами Кредитного договора являлось предоставление Банком заемщику льготного кредитования для возобновления деятельности с условием дальнейшего получения Банком субсидии, в связи с предоставленным кредитом в случае списания задолженности.

Ответчику было предоставлено льготное кредитование в целях поддержания текущей деятельности со ставкой за пользование кредитом 2% годовых и отсрочкой внесения каких-либо платежей.

При этом возможность предоставления государством субсидии на полное списание задолженности обусловлено подтверждением заемщиком требования о сохранении численности работников не менее 80% на 01.06.2020.

Согласно пункту 3.9 Общих условий кредитования при кредитовании заемщика в рамках государственных программ заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме.

Согласно пункту 24 Постановления № 696 максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и, считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа месяца, но не более 6 месяцев.

В силу абзаца 3 пункта 24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС.

В пункте 19 Кредитного договора прямо закреплено, что в рамках исполнения обязательств по договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил.

Порядок определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается также в Письме Минэкономразвития РФ от 17.07.2020 №Д13и22474.

Согласно указанному письму численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 (п.24 Правил предоставления субсидий), при этом возможность использования сведений о численности по итогам апреля или мая 2020 года определяется на основании размещенных в информационно сервисе ФНС сведений на дату обращения заемщика в кредитную организацию (датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России).

В нем размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые самим заёмщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации указанных Правил предоставления субсидий (абз.4 п.24 Правил предоставления субсидий).

Пунктом 1.2 Дополнительного соглашения к Кредитному договору также закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.

Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля или мая 2020 года в зависимости от даты заведения заявки на информационный сервис ФНС.

В размещенных на официальном сайте Минэкономразвития России разъяснениях относительно реализации программы льготного кредитования также указывается (ответ на вопрос 25), что для заемщиков, обратившихся в кредитные организации до 25 июня 2020 г., для определения численности работников на 01.06.2020 учитывается численность работников по форме СЗВ-М по итогам апреля (за исключением случаев снижения численности работников по итогам мая более чем на 20 % от численности по итогам апреля).

Следовательно, на дату подачи ответчиком заявки на льготное кредитование и отражения ее на информационном сервисе ФНС (10.08.2020) сведения о численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 отражены на Платформе ФНС по итогам мая 2020 – 27 человек.

В определении Верховный Суд РФ № 304-ЭС21-28718 от 06.04.2022 по делу №А75-2904/2021 указал, что Банк обязан руководствоваться сведениями о численности работников заемщика, размещенными в информационном сервисе ФНС, при этом Банк не вправе отступать от установленного порядка, поскольку иначе может лишиться права на предоставление из федерального бюджета субсидии в целях софинансирования льготной ставки кредитования.

Исходя из изложенного выше, Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, а несет обязанность при принятии решения о переходе в следующий период кредитного договора руководствоваться данными о численности работников заёмщика, размещенными на Платформе ФНС по итогам апреля или мая в зависимости от даты подачи заявки на кредитование.

Банк не вправе принять решение о возможности предоставления средств государственной субсидии в размере 100% вопреки официальным сведениям, размещенным на платформе ФНС

Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора установлен конкретный юридический факт для перевода договора на период наблюдения из базового периода – согласно размещенным на Платформе ФНС по состоянию на 25.11.2020 сведениям численность работников заемщика по итогам месяцев базового периода составила не менее 80% от численности работников по состоянию на 01.06.2020 (п.11, абз.7 п.24 Правил предоставления субсидий).

Положениями пункта 6 Кредитного договора и пункта 28 Правил предоставления субсидий предусмотрен порядок определения размера списания задолженности, согласно которому списание задолженности заемщика по Договору осуществляется в размере 50 (Пятьдесят) процентов от сформировавшейся задолженности на дату окончания Периода наблюдения по Договору, в случае, если отношение численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 марта 2021 года, к численности работников заемщика, определённой кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 июня 2020 года, составляет не менее 0,8 (ноль целых восемь десятых). Полное списание задолженности производится исключительно, если такой показатель согласно Платформе ФНС составил не менее 0,9. Списание задолженности заемщика перед кредитором по Договору при выполнении условий, предусмотренных настоящим пунктом, Правилами и при принятии решения о списании задолженности заемщика осуществляется кредитором не позднее 01.04.2021 года.

Пункт 6 Кредитного договора и пункт 12 Правил предоставления субсидий также установлено, что условием предоставления субсидии на списание задолженности по кредитному договору является соблюдение заемщиком требования о сохранении численности работников не менее 80% по итогам месяцев периода наблюдения по сравнению с численностью на 01.06.2020.

Следовательно, если соотношение численности работников заемщика согласно сведениям информационного сервиса ФНС составило менее 0,8 (80%) списание задолженности заемщика не производится.

Пунктом 7 Кредитного договора установлено, что по окончании Периода наблюдения по Договору, Договор переводится в Период погашения по Договору в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заёмщика по Договору.

В силу пункта 13 Правил предоставления субсидий кредитный договор, в отношении которого получателем субсидии не принято решение о списании задолженности, с 1 апреля 2021 г. переводится получателем субсидии на период погашения по кредитному договору

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что на Платформе ФНС размещены сведения о том, что численность работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляет 27 человек, при этом по итогам августа, октября 2020 года численность составила 11 человек (снижение до 40,7%), а по итогам сентября 2020 года численность составила 12 человек (снижение численности 44,4%), в связи с чем, Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора был обязан перевести Кредитный договор на период погашения с 01.12.2020.

Таким образом, Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора установлен конкретный юридический факт для списания задолженности по кредитному договору – соотношение показателя численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 и на 01.06.2020 на Платформе ФНС, что составляет не менее 0,8 (80%).

Следовательно, действия Банка по переводу договора на период погашения являются законными, соответствуют условиям заключенного кредитного договора и Правилам предоставления субсидий.

Апелляционным судом установлено, что ответчиком не было соблюдено требование о сохранение численности работников в порядке, установленном Правилами предоставления субсидий, в связи с чем, кредитный договор был обоснованно переведен на период погашения. Банк действовал в полном соответствии с буквальным содержанием Кредитного договора, а также с требованиями Правил предоставления субсидий и доведенной до Банка уполномоченными государственными органами информацией, перевод кредитного договора на период погашения является обоснованным.

В силу пункта 13 Правил предоставления субсидий по кредитному договору (соглашению), переведенному получателем субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил на период погашения, получателем субсидии может быть принято решение о списании задолженности на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15 апреля 2021 г.

П.5 Правил предоставления субсидий установлено, что период наблюдения по кредитному договору - период с 1 декабря 2020 г. по 1 апреля 2021 г.

Таким образом, к месяцам периода наблюдения по Кредитному договору относятся: декабрь 2020 года, январь, февраль и март 2021 года.

Следовательно, предоставленная заемщикам, направлявшим в Пенсионный Фонд России недостоверные сведения о численности своих работников по форме СЗВ-М по итогам месяцев периода наблюдения, возможность исправить подаваемые ранее сведения имеет значение для принятия решения о списании задолженности исключительно в случае их фактического размещения на Платформе ФНС до 15.04.2021 .

Ответственность за правильное и своевременное направление отчетности о численности своих работников в ПФР возложена на заемщика.

Таким образом, помимо сохранения численности работников заемщику необходимо регулярно и своевременно подавать соответствующие сведения.

Материалами дела не подтверждается, что ответчик воспользовался правом направления уточненных сведений для их размещения на Платформе ФНС до 15.04.2021.

Учитывая вышеизложенное, в связи со снижением численности работников заемщика, которое отражено на Платформе ФНС, Банку было отказано в предоставлении субсидии на списание задолженности, в связи с чем, сумма предоставленного кредита должна быть погашена заемщиком, требования предъявленные Банком являются обоснованными.

Согласно положениям п.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в бюджет Российской Федерации.

В соответствии с п.27 (2) Правил предоставления субсидий основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по списанию может являться установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.

В силу п.33 Правил предоставления субсидий в случае нарушения получателем субсидии условий и порядка предоставления субсидии сумма полученных в рамках программы денежных средств подлежит возврату получателем субсидии, допустившим указанное нарушение, в доход федерального бюджета.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 03.07.2020 №Д13и-21082 при принятии решения Минэкономразвития о предоставлении субсидий по Программе 696 в соответствии с п.27 Правил предоставления субсидий будет осуществляется проверка представленных кредитными организациями сведений на предмет соответствия информации, размещенной на соответствующей платформе ФНС России.

Поскольку утверждение заемщика о соблюдении им требований о сохранении численности работников не соответствует сведениям, размещенным на Платформе ФНС, списание Банком задолженности по Кредитному договору влечет отказ в выплате субсидии по Кредитному договору и невозможность участия заемщика в программе льготного кредитования.

Согласно положениям п.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в бюджет Российской Федерации.

В соответствии с п.27 (2) Правил предоставления субсидий основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по списанию может являться установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации. В силу п.33 Правил предоставления субсидий в случае нарушения получателем субсидии условий и порядка предоставления субсидии сумма полученных в рамках программы денежных средств подлежит возврату получателем субсидии, допустившим указанное нарушение, в доход федерального бюджета.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 03.07.2020 №Д13и-21082 при принятии решения Минэкономразвития о предоставлении субсидий по Программе 696 в соответствии с п.27 Правил предоставления субсидий будет осуществляется проверка представленных кредитными организациями сведений на предмет соответствия информации, размещенной на соответствующей платформе ФНС России.

При толковании положений кредитного договора о порядке определения численности работников заемщика необходимо принимать во внимание цели и существо льготного кредитования на основании Правил предоставления субсидий, предусматривающие отказ в субсидировании при отклонении от условий государственной программы.

Статьей 431 ГК РФ закреплено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если обозначенные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Банк является коммерческой организацией, основной целью которой является извлечение прибыли (ст.50 ГК РФ; ст. 1 Закона "О банках и банковской деятельности"), при этом Банк также наделен исключительным правом привлечения во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещения указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

Следовательно, заключая Кредитный договор, Банк рассчитывал на компенсацию потерь и упущенной выгоды, образовавшихся в связи с предоставлением заемщику кредита на явно нерыночных условиях (с отсутствием условий о возвратности и платности в случае сохранения заемщиком предусмотренной Правилами предоставления субсидий численности работников). Предоставление денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе не соответствует целям деятельности кредитной организации и противоречит положениям Закона "О банках и банковской деятельности".

В соответствии с п.43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №49 условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного поведения (п.4 ст.1 ГК РФ). При этом толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом, а также с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

При заключении договора стороны договорились о полном списании задолженности по Кредитному договору только в случае предоставления соответствующей государственной субсидии по списанию данной задолженности, иных оснований для предоставления безвозвратного кредита по договору между коммерческими организациями стороны не предполагали.

Правила предоставления субсидий являются обязательными для всех субъектов, принимающих участие в государственной программе льготного кредитования, т.е. как для Банка, так и для Заемщика. Субсидирование Банком суммы предоставленного заемщику кредита в случае его списания являлось существенным условием заключения договора на льготных условиях. В отсутствие выплаты субсидии на сумму предоставленного кредита полное списание задолженности по договору является невозможным, сумма кредита должна быть возвращена заемщиком.

Данный вывод подтверждается положениями п.31 Правил предоставления субсидий, в соответствии с которым результатом предоставления субсидии является предоставление кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.

Следовательно, предоставление банком кредитов в рамках государственной программы льготного кредитования является результатом предоставления субсидии. Таким образом, без предоставления соответствующей субсидии полное списание задолженности по кредитному договору является невозможным.

При этом стоит отметить, что Банк не является лицом, уполномоченном производить сбор и анализ сведений о численности работников заемщика и в силу прямого указания п.24 Правил предоставления субсидий обязан руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями о численности работников.

При таких обстоятельствах у Банка в силу Правил предоставления субсидий отсутствовали правовые основания для принятия иного решения в отношении кредитного договора, помимо его перевода на период погашения.

Доводы ответчика о неправильном определении Банком численности работников заемщика и толковании условий договора являются необоснованными. Банк действовал в полном соответствии с Правилами предоставления субсидий.

Материалы дела не содержат выводов, свидетельствующих о неправомерности действий Банка, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворения требований истца.

Банк действовал в полном соответствии с положениями законодательства, Правил предоставления субсидий и условиями Кредитного договора, не допускал нарушений каких-либо положений Правил предоставления субсидий либо условий Кредитных договоров, в связи с чем, исковые требования предъявлены Банком обоснованно и подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2023 по делу № А56-64514/2022 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Юнистрой» в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» 104 191 руб. 09 коп. задолженности, 16 209 руб. 66 коп. процентов, 33 304 руб. 70 коп. неустойки, 5 611 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Юнистрой» в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И. Пивцаев

Судьи

В.А. Семиглазов

В.Б. Слобожанина