ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-64603/20 от 08.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 апреля 2021 года

Дело № А56-64603/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баженовой Ю.С.,

судей  Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Вороной Б.И.

при участии: 

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 30.07.2020;

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 11.01.2021;

от третьего лица: представитель ФИО3 по доверенности от 01.03.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, дел № А56-64603/2020 по заявлению

 общества с ограниченной ответственностью «Верона менеджмент» (196233, Санкт-Петербург, улица Орджоникидзе, дом 52, литер А, пом. 92-Н, офис 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к

Комитету по градостроительству и архитектуре (191023, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, дом 2, ОГРН: 1037843022524, ИНН: 7830000994)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «КВС-Кондратьевский»

о признании незаконным распоряжения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Верона Менеджмент» (далее –Общество, ООО «Верона Менеджмент») обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконным решения (действия) Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, оформленного в форме Распоряжения №1-11-270 от 28.07.2020 г. об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре №1-11-204 от 08.06.2020 г. «О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевский пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.202011 № 1267».

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований Общества.

Общество с ограниченной ответственностью «КВС-Кондратьевский» (далее – ООО «КВС-Кондратьевский») – лицо, не участвующее в деле, также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит привлечь его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 №12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» (далее - Постановление № 12) в случае когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При рассмотрении дела по апелляционной жалобе лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и о привлечении заявителя к участию в деле.

В апелляционной жалобе ООО «КВС-Кондратьевский» указало на то, что решение суда от 16.10.2020 затрагивает его права и обязанности по отношению к Комитету по градостроительству и архитектуре, поскольку 31.08.2020 на основании обращения ООО «КВС-Кондратьевский» издано распоряжение КГА № 1-11-316 «О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевским пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденным постановлением Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1267».

С учетом указанного обстоятельства апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение затрагивает непосредственно права и обязанности ООО «КВС-Кондратьевский».

В силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ  принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Исходя из обстоятельств дела, на основании части 6.1. статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении № 12, определением от 04.02.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «КВС-Кондратьевский».

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Комитет возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменной позиции.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

Комитетом по градостроительству и архитектуре в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» на основании обращения ООО «Верона Менеджмент» о подготовке документации по планировке территории, вынесено Распоряжение №1-11-204 от 08.06.2020 «О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевским пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 №1267» (далее – Распоряжение от 08.06.2020) - об осуществлении в срок до 10.06.2021 подготовке проекта планировки и проекта межевания территории ограниченной Лабораторной ул., пр.Маршала Блюхера, Кондратьевским пр., пр.Металлистов, в Калининском районе, в соответствии со схемой границ согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

Указанным распоряжением утверждено Задание на подготовку проекту планировки и проекту межевания территории согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

Согласно п. З Распоряжения от 08.06.2020 со дня его официального опубликования юридические и физические лица вправе представить в срок до 10.09.2020 в Комитет по градостроительству и архитектуре предложения о порядке, сроках подготовки и содержании проекта планировки и проекта межевания территории.

В соответствии с п.4 Распоряжения при подготовке проекта планировки и проекта межевания территории могут быть использованы материалы, указанные в п.3 настоящего распоряжения, при условии их соответствия Закону Санкт-Петербурга от 21.12.2005 № 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06,2016 №524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", положениям ч. 10 ст.45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также Заданию, являющемуся приложением к настоящему распоряжению.

28.07.2020 Комитет принято распоряжение № 1-11-270 «Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектору от 08.06.2020 № 1-11-204 (далее – Распоряжение от 28.07.2020) в связи с технической ошибкой.

31.08.2020 на основании обращения ООО «КВС-Кондратьевский» издано распоряжение КГА № 1-11-316 «О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевским пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденным постановлением Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1267».

ООО «Верона Менеджмент», ссылаясь на  несоответствие Распоряжении 28.07.2020 нормам законодательства, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.

В соответствии с п.4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проект планировки территории и проект межевания территории являются видами документации по планировке территории.

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (п.6 ст. 41 ГрК РФ).

Согласно п.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (п.19 ст. 45 ГрК РФ).

Законом Санкт-Петербурга от 22.01.2015 № 4-5 (далее – Закон СПб № 4-5) установлен порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, разрабатываемой на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации

Согласно п. 2 ст. 1 Закона СПб № 4-5 (в редакции на момент принятия оспариваемого Распоряжений от 08.06.2020 и от 28.07.2020) действие указанного Закона Санкт-Петербурга распространяется на отношения, связанные с внесением изменений в утвержденную документацию по планировке территории, в случаях, указанных настоящим Законом Санкт-Петербурга.

В соответствии с п.2 ст. 2 Закона СПб № 4-5 уполномоченный орган принимает решение о подготовке документации по планировке территории: по собственной инициативе; по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченных на обеспечение подготовки документации по планировке территории, на основании их обращений; на основании предложений о подготовке документации по планировке территории от физических или юридических лиц, за исключением заинтересованных лиц.

Внесение изменений в решение о подготовке документации по планировке территории, принятое уполномоченным органом, осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга для принятия указанного решения (п.11 ст. 2 Закона СПб № 4-5).

Согласно п. 12 ст. 2  Закона СПб № 4-5 (в редакции, действующей на момент принятия Распоряжений от 08.06.2020 и от 28.07.2020) решение о подготовке документации по планировке территории, принятое уполномоченным органом, подлежит отмене:

по инициативе уполномоченного органа в случае истечения срока подготовки документации по планировке территории, содержащегося в решении о подготовке документации по планировке территории;

по инициативе исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на обеспечение подготовки документации по планировке территории, физического или юридического лица, на основании обращения (предложения) которых было принято решение о подготовке документации по планировке территории.

В данном случае установленный Распоряжением от 08.06.2020 срок подготовки документации по планировке территории на момент вынесения оспариваемого Распоряжения от 28.07.2020 не истек, ООО «Верона Менеджмент», на основании обращения которого было принято Распоряжение от 08.06.2020, не инициировало его отмену.

Таким образом, у Комитета отсутствовали предусмотренные п. 12 ст. 2  Закона № 4-5 основания для отмены Распоряжения от 08.06.2020.

В качестве основания для отмены Распоряжения от 08.06.2020 в оспариваемом Распоряжении от 28.07.2020 указана техническая ошибка.

В силу п. 7 ст. 2  Закона СПб № 4-5 (в редакции, действующей на момент принятия Распоряжений от 08.06.2020 и от 28.07.2020) основанием для отказа в принятии уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке территории является:

несоответствие предложений о планировке территории, указанных в пункте 3 настоящей статьи, абзацам первому и второму пункта 4 настоящей статьи;

наличие ранее принятых в установленном порядке решений о подготовке документации по планировке территории в отношении территории, указанной в обращении (предложении), указанном в пункте 2 настоящей статьи, части указанной территории, за исключением ранее принятого решения о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов; 

наличие у лица, направившего в уполномоченный орган предложение о подготовке документации по планировке территории, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации права самостоятельно принимать решение о подготовке документации по планировке территории.

Наличие предусмотренных п. 7 ст. 2  Закона СПб № 4-5 оснований для отказа в принятии уполномоченным органом решения о подготовке документации на основании обращения ООО «Верона Менеджмент» вопреки положениям ч.5 ст. 200 АПК РФ Комитетом не доказано.

Установленный ранее принятым распоряжением Комитета от 10.06.2019 № 1-11-192 срок подготовки ООО «КВС-Кондратьевский» проекта планировки и проекта межевания той же территории (до 05.05.2020) на момент принятия Распоряжения от 08.06.2020 истек.

Ссылки Комитета на ранее поданное 31.03.2020, но своевременно не рассмотренное вследствие технического сбоя в Единой системе электронного делопроизводства и документооборота Комитета, обращение ООО «КВС-Кондратьевский» о подготовке документации о планировке той же территории отклоняются апелляционным судом, поскольку п.7 ст. 2 Закона СПб № 4-5 добавлен абзацем, предусматривающим в качестве основания  ля отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории наличие ранее поступившего обращения (предложения), указанного в п.3 настоящей статьи и соответствующего пункту 4 настоящей статьи, Законом Санкт-Петербурга от 22.10.2020 № 455-102, т.е. после принятия оспариваемого Распоряжения от 28.07.2020.

Кроме того, Комитет не представил доказательств соответствия обращения ООО «КВС-Кондратьевский» пункту 4 статьи 2 Закона СПб № 4-5.

При таком положении оспариваемое Распоряжение от 28.07.2020 об отмене Распоряжения от 08.06.2020 года как не соответствующее действующим на момент его принятия нормам законодательства о порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и нарушающее права и законные интересы ООО «Верона Менеджмент» на основании ч.2 ст. 201 АПК РФ признается апелляционным судом незаконным (недействительным).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение, а по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.

В связи с этим, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 16.10.2020 по делу №  А56-64603/2020 отменить.

Признать незаконным решение (действия) Комитета по градостроительству и архитектуре, оформленные в форме Распоряжения №1-11-270 от 28.07.2020 об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре №1-11-204 от 08.06.2020.

Взыскать с Комитета по градостроительству и архитектуре в пользу общества с ограниченной ответственностью «Верона Менеджмент» 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

Н.С. Полубехина

 И.А. Тимухина