АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября 2017 года
Дело №
А56-64605/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
при участии от Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 20.09.2017), от Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 09.01.2017), ФИО3 (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев 21.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 (судьи Протас Н.И., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу № А56-64605/2016,
у с т а н о в и л:
Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187340, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными принятых Комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, проспект Суворовский, дом 67, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), акта проверки использования средств областного бюджета Ленинградской области, предоставленных в форме субсидии, на реновацию организаций общего образования от 29.06.2016 (далее - Акт), предписания от 08.07.2016 №15 об устранении выявленных нарушений (далее - Предписание).
Решением суда от 21.02.2017 (судья Селезнева О.А.) в части требований о признании недействительным Акта производство по делу прекращено; оспариваемое Предписание признано недействительным в части муниципальных контрактов от 28.09.2015 № 0145300005415000302-0208336-01, от 06.10.2015 № 0145300005415000304-0208336-01, от 30.10.2015 № 0145300005415000329-0208336-01, от 12.12.2015 № 0145300005415000370-0208336-01. В удовлетворении остальной части заявления суд отказал.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 31.05.2017 решение суда первой инстанции от 21.02.2017 по настоящему делу в части признания недействительным предписания Комитета отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал; в остальной части решение оставил без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, а также дана неверная оценка, имеющимся в деле доказательствам; Комитетом незаконно увеличен период проверки.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, постановлением Правительства Ленинградской области от 21.07.2015 № 275 Кировскому району Ленинградской области предусмотрено выделение 15 185,30 тыс. руб. субсидии в рамках программы «Современное образование Ленинградской области».
Постановлением Администрации от 29.06.2015 № 1708 установлены расходные обязательства Кировского муниципального района Ленинградской области.
Между Администрацией и Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области заключено соглашение от 21.07.2015 № 260/15 о предоставлении в 2015 году субсидии в сумме 15 185,30 тыс. руб. с целью выполнения ремонтных работ, снижения потребления топливно-энергетических ресурсов и повышения безопасности образовательного процесса.
Платежным поручением от 30.07.2015 № 97337 указанная субсидия полностью перечислена Администрации.
В целях реализации целей, на которые получена субсидия Администрацией были заключены 7 контрактов, по которым за период с 01.01.2015 по 23.05.2016 выплачены денежные средства на общую сумму 11 818,06 тыс. руб.
В ходе проведенной Комитетом проверки по результатам контрольного осмотра, инструментального обмера и документальной проверки фактически выполненных работ по исполнению условий заключенных муниципальных контрактов были составлены акты осмотра выполненных работ, подписанные всеми представителями без каких-либо возражений.
Комитетом установлено, что в нарушение части 1 статьи 94 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также требований статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» были приняты к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни. Завышение стоимости принятых работ составило 1385,54 тыс. руб.
По итогам проведенной Комитетом проверки составлен Акт, выдано спорное Предписание с обязанием в срок до 01.10.2016 возместить причиненный ущерб Ленинградской области на общую сумму 1 385, 54 тыс. руб., в том числе в результате оплаты за фактически невыполненные работы по 7 контрактам в общей сумме 1 089, 25 тыс. руб., в результате оплаты за фактически невыполненные работы по 2 договорам в общей сумме 269,29 тыс. руб., принять меры по приведению выполненных ремонтных работ в здании Назиевской средней общеобразовательной школы в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, санитарными нормами охраны здоровья обучающихся.
Не согласившись с вышеуказанными Актом и Предписанием, Администрация оспорила их в арбитражном суде.
В отношении заявленного требования о признании недействительным акта проверки суд первой инстанции прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
В указанной части решение и постановление судов Администрацией не обжалуется.
Признавая недействительным оспариваемое предписание Комитета в части четырех муниципальных контрактов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы Общества в данной части подтверждены положительным заключением негосударственной экспертизы на сметную документацию.
Суд апелляционной инстанции, указав на ошибочность вывода первой инстанции о достаточности наличия положительного заключения негосударственной экспертизы для признания спорных работ выполненными, а оспариваемого предписания Комитета недействительным, отменил решение суда в данной части. В остальной части апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительством Ленинградской области от 18.07.2014 № 319 утвержден «Порядок осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю» (далее – Порядок).
Данный Порядок определяет правила осуществления Комитетом полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.
Результаты проведенного контрольного мероприятия оформляются в зависимости от вида контрольного мероприятия актом проверки, актом ревизии, заключением по обследованию (далее - акт контрольного мероприятия)(пункт 3.13 Порядка).
В силу пункта 3.17 Порядка по результатам рассмотрения материалов контрольного мероприятия делается вывод о наличии либо отсутствии одного (нескольких) из оснований для направления, в том числе представления и (или) предписания объекту контроля.
Представления и предписания обязательны для исполнения объектом контроля (пункт 3.18 Порядка).
Суд апелляционной инстанции оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе акты осмотра выполненных работ, акт проверки от 29.06.2016, сделал обоснованный вывод о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
При этом отменяя решения суда первой инстанции апелляционный суд правомерно отметил, что Комитетом в ходе проверки факты оплаты за фактически невыполненные работы Администрацией документально не опровергнуты; положительное заключение на сметную документацию на предмет «Оценка сметной документации в целях установления соответствия сметным нормативам, объемам работ, конструктивным организационно-технологическим и другим решениям, техническому заданию, дефектной ведомости» не может являться доказательством фактического соответствия выполненных работ условиям заключенных муниципальных контрактов.
Довод кассационной жалобы о незаконном расширении Комитетом периода проверки суд кассационной инстанции находит в данном случае не имеющим правового значения.
Проверяемый период Комитетом установлен с 01.01.2015 по 23.05.2016. Соглашение о предоставлении субсидии заключено 21.07.2015. В связи с чем, по мнению Администрации период проверки предшествовавший заключению данного соглашения включен незаконно.
Вместе с тем выявленные Комитетом в ходе контрольного мероприятия нарушения, послужившие основанием для составления акта и вынесения спорного предписания допущены Администрацией в период реализации указанного соглашения и не связаны с периодом на который указывает податель жалобы.
Иные доводы жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 по делу № А56-64605/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г. Кудин
Судьи
Л.Б. Мунтян
И.Г. Савицкая