ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 марта 2021 года | Дело № А56-64806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Масенковой И.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем В. И. Лиозко,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): ФИО1, доверенность от 11.01.2021;
от 3-го лица: И. О. Захарияш, доверенность от 18.03.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4175/2021 ) ООО «ВолгаВторМет» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2020 по делу № А56-64806/2020 (судья Н. И. Корчагина), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "ВолгаВторМет"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ликвидатор ООО «Гермес» ФИО2
о признании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаВторМет» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу (далее – регистрирующий орган, ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительной записи от 05.06.2020 ГРН 2207802845589 о регистрации прекращения деятельности ООО «Гермес» (ИНН <***>) в связи с ликвидацией, об обязании аннулировать записи.
Решением суда от 31.12.2020 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить по изложенным в жалобе основаниям, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда ликвидатор пояснил, что уведомление о начале процедуры ликвидации ликвидатор кредитору-Обществу не направлял.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства ликвидатора о приобщении к материалам дела письменных пояснений, поскольку данные пояснения, относящиеся к доказательствами по делу в силу статьи 64 АПК РФ, в нарушение статьи 65 АПК РФ перед иными участвующими в деле лицами не раскрыты (не направлены данным лицам). Пояснения были устно озвучены ликвидатором.
На вопрос апелляционного суда относительно довода заявителя о нарушении налоговым органом подпункта б) пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ третье лицо что-либо пояснить затруднилось.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.07.2008 ООО «Гермес» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Единственным участником является ФИО2, он же являлся руководителем данной организации.
17.02.2020 решением единственного участника общества ФИО2 было принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором ООО ФИО2
18.02.2020 в регистрирующий орган было подано уведомление о ликвидации ООО «Гермес».
26.02.2020 регистрирующим органом было принято решение № 38545А о государственной регистрации принятия ЮЛ решения о ликвидации и назначении ликвидатора, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2207801092706 от 26.02.2020.
Сведения о принятии решения о ликвидации опубликованы 11.03.2020 в журнале «Вестник Государственной Регистрации» (№ 10 (777) 2020 от 11.03.2020), в публикации содержалась информация о том, что требования кредиторов ООО «Гермес» могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 193091, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 38 литер А, пом.7Н.
12.05.2020 ООО «Гермес» представило в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
29.05.2020 на государственную регистрацию поступил комплект документов, включавших в себя: заявление о государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией по форме Р16001, документ об уплате государственной пошлины, решение единственного участника общества № 4/2020, ликвидационный баланс от 26.05.2020 для государственной регистрации общества в связи с ликвидацией.
05.06.2020 Инспекцией было принято решение № 116583А о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации ООО «Гермес» ГРН 2207802845589 от 05.06.2020.
Суд первой инстанции установил, что сведения о судебных актах или актах судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий в отношении ООО «Гермес» на момент рассмотрения указанного комплекта документов, в регистрирующий орган не поступали; на сайте http://kad.arbitr.ru (информационная система «Картотека арбитражных дел») отсутствовали сведения о запрете на осуществление регистрационных действий либо судебный акт, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий; сведения о принятии к производству заявления о признании ООО «Гермес» несостоятельным (банкротом) в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - http://kad.arbitr.ru, а также в ЕФРСБ размещены не были; заявитель в установленные законом сроки не представил свои возражения против ликвидации организации; формальные требования законодательства при регистрации ликвидации соблюдены; налоговый орган не обязан проверять сведения в документах, которые соответствуют установленным требованиям, при том, что указанная ликвидация носит заявительный характер. Суд первой инстанции указал, что заявитель не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности и не реализовал законодательно закрепленные гарантии, направленные на защиту прав и законных интересов: в течение двух месяцев с момента опубликования данных о начале процедуры ликвидации Общества в журнале «Вестник государственной регистрации», истец не обратился в судебные органы для принятии срочных мер по обеспечению иска в виде запрета Межрайонной ИФНС России №15 по Санкт-Петербургу на совершение регистрационных действий в отношении Общества.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, в связи с чем, регистрирующим органом 05.06.2020 в отношении ООО «Гермес» обоснованно вынесено решение № 116583А о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, на основании которого в ЕГРЮЛ 05.06.2020 за регистрационным номером ГРН 2207802845589 была внесена запись о ликвидации Общества, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В рамках дела №А55-14364/2019 рассматривался спор о взыскании с ООО «Гермес» в пользу ООО «ВолгаВторМет» денежных средств в сумме 90 млн. руб. Производство по делу было прекращено 10.08.2020 в связи с ликвидацией ООО «Гермес».
При этом, 14.01.2020 представитель ООО «Гермес» ИНН <***> участвовал в судебном заседании; 05.03.2020 ООО «Гермес» ходатайствовало об ознакомлении с дело, как и 10.06.2020, 23.04.2020 заявило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие представителя. Решение о ликвидации было принято единственным участником, он же руководитель и ликвидатор ООО «Гермес», ФИО2 17.02.2020, а 05.06.2020 организация была ликвидирована. Ликвидатор знал о судебном процессе в рамках дела №А55-14364/2019, ООО «Гермес» в данном процессе активно участвовало, однако не упомянуло о начале процедуры ликвидации, не известило о такой процедуре ООО «ВолгаВторМет», у которого, с учетом участия ООО «Гермес» в судебном процессе, не имелось оснований проверять действующий статус ответчика, который направлял ходатайства и представителей в судебные заседания. Следовательно, ликвидатор ООО «Гермес», он же руководитель и участник, действовал заведомо недобросовестно, умолчав о начале процедуры ликвидации и не уведомив о ней заявителя как возможного кредитора.
Более того, ликвидация не могла быть произведена в силу прямого указания подпункта б) пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представление ликвидационного баланса (промежуточного ликвидационного баланса), не содержащего сведения о задолженности перед кредитором, является предоставлением недостоверного ликвидационного баланса, чем и нарушаются требования Закона № 129-ФЗ. Равным образом представление ликвидационного баланса, который не может быть сформирован в отсутствие результата разрешения спора по делу, в рамках которого к ответчику предъявлены имущественные требования, приравнивается к представлению недостоверного ликвидационного баланса.
Налоговый орган, действительно, не обязан был отслеживать споры в отношении должника, поскольку в спорных правоотношениях выступает регистрирующим органом, который при предоставлении надлежащего пакета документов производит регистрационные действия без установления каких-либо дополнительных обстоятельств.
Между тем, данный факт не означает лишение кредитора (в том числе, по неподтвержденной в судебном порядке задолженности) возможности восстановить статус должника как действующего и удовлетворить имеющиеся у кредитора требования за счет имущества должника.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, включая случаи регистрации прекращения их деятельности, урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен главой VII Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
Статьей 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2).
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 13.10.2011 № 7075/11, от 15.01.2013 № 11925/12, от 05.03.2013 № 14449/12, от 13.05.2014 № 127/14, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, письменно не уведомленным о ликвидации должника.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9).
На основании пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В силу положений пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт «а»), неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ и со статьей 7.1 данного Федерального закона (подпункт «т»).
При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Для осуществления государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ необходимо не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой указанного Федерального закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Государственная регистрация признается действительной, если она проведена на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений.
Поскольку одним из оснований для отказа в государственной регистрации является неисполнение юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ (подпункт «т» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ), то в условиях предусмотренного пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ ограниченного пакета документов, которые необходимо представить для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, данные обстоятельства в соответствии с пунктом 4 статьи 51 ГК РФ являются основанием для проведения проверки достоверности сведений в порядке и сроки, определенные пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Отсутствие в представленном пакете документов доказательств соблюдения пункта 1 статьи 63 ГК РФ является безусловным основанием для сомнения в достоверности содержащихся в заявлении по форме Р16001 сведений о том, что ликвидационной комиссией или ликвидатором соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с кредиторами завершены.
Порядок ликвидации юридического лица, установленный статьей 63 ГК РФ, предусматривает: помещение ликвидационной комиссией в соответствующих органах печати публикации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принятие ликвидационной комиссией мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности; письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса и представление его на утверждение учредителям (участникам) юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами - составление ликвидационного баланса и утверждение его учредителями (участниками) юридического лица.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Закона N 129-ФЗ. Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона.
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, к которым, в частности, относится непредставление заявителем определенных Законом документов, необходимых для государственной регистрации.
В силу подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Между тем, в отсутствие у регистрирующего органа сведений о наличии у должника перед иными лицами неисполненных обязательств налоговый орган, при наличии надлежащего пакета документов для государственной регистрации, не вправе отказать в проведении регистрационных действий.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 129-ФЗ за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 данного Закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, если принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации юридического лица, в том числе о его ликвидации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
По смыслу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принимать меры к выявлению его кредиторов и получению дебиторской задолженности; совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с ними, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели возможность реализовать право на предъявление требований в пределах установленного для этого срока; составить промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, характеризующие имущественное положение и финансовое состояние ликвидируемого юридического лица.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору (ликвидационной комиссии) было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор (ликвидационная комиссия) письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что, в свою очередь, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Исключение Инспекцией из ЕГРЮЛ ликвидируемого общества на основании недостоверных сведений, представленных ликвидатором, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя как кредитора.
Должник в лице его руководителя (ликвидатора, он же – бывший руководитель ООО «Гермес») извещен о судебном процессе взыскания с него денежных средств по делу №А55-14364/2019 и должен был приостановить процедуру ликвидации должника до вынесения судебного акта по данному исковому заявлению, чего ликвидатором сделано не было.
В подпункте «б» пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ указано на то, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока: вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ сведений о начале ликвидационной процедуры, не свидетельствуют о соблюдении ликвидатором установленного законом порядка ликвидации.
Публикация сведений о ликвидации не может считаться таким действием в смысле абзаца 2 пункта 1 статьи 63 ГК РФ, поскольку из содержания данной нормы однозначно следует разделение обязанности по публикации и по выявлению кредиторов, чего ликвидатором, а ранее – руководителем ООО «Гермес» и его участником, сделано не было.
При указанных обстоятельствах, в настоящем деле имеется совокупность условий, предусмотренная статьей 198 АПК РФ, для признания недействительной записи от 05.06.2020 ГРН 2207802845589 о регистрации прекращения деятельности ООО «Гермес» (ИНН <***>) в связи с ликвидацией, поскольку действия налогового органа по ее внесению очевидно нарушают права и законные интересы заявителя и не соответствуют требованиям закона.
Следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению с обязанием восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем аннулирования указанной записи.
Относительно расходов по оплате госпошлины, апелляционный суд отмечает следующее.
Заявитель оплатил 3000 руб. госпошлины по заявлению в суде первой инстанции.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума N 1) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
По смыслу приведенной нормы процессуального права отнесение судебных расходов на сторону по делу, по общему правилу, представляет собой дополнительное обременение в связи с необходимостью обращения лица в суд с требованием о защите права, нарушенного другой стороной.
Вместе с тем с учетом особенностей статуса ответчика как субъекта, несущего ответственность за законность принимаемых актов в сфере государственной регистрации, в том числе и при отсутствии с его стороны действий, направленных на нарушение права заявителя, не во всех случаях принятие решения в пользу заявителя может быть квалифицировано как решение не в пользу государственного органа (в данном случае инспекции), поскольку отсутствует заинтересованность последнего в исходе спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1 статьи 9 названного Закона о государственной регистрации предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
При решении вопроса о наличии условий для взыскания судебных расходов с инспекции необходимо принимать во внимание суть спорных правоотношений, причины возникновения таковых и предусмотренные законом полномочия инспекции при совершении соответствующих регистрационных действий.
Из изложенного следует, если суд не установит факты нарушения именно ответчиком прав истца, в защиту которых последний обратился в судебном порядке, либо оспаривания ответчиком защищаемых истцом прав, то в таких случаях понесенные расходы не подлежат возмещению за счет ответчика.
В данном случае спор возник вследствие подачи заявления о государственной регистрации, содержащего недостоверные сведения, и недостоверного ликвидационного баланса; нарушение прав заявителя явилось следствием неправомерных действий ликвидатора в связи с представлением не соответствующих действительности и требованиям закона документов, регистрирующий орган выполнял лишь свою функцию по внесению необходимых сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, не обладая собственным материально-правовым интересом.
При таких обстоятельствах, оснований для отнесения судебных расходов на Инспекцию у суда не имеется. Формальное указание заявителем регистрирующего органа в качестве ответчика обусловлено спецификой предмета заявленных требований, применительно к необходимости констатации недействительности соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактически требование к инспекции о признании недействительным решения о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, которое произведено инспекцией на основании заявления ликвидатора, по существу является производным.
Судебные расходы на оплату госпошлины при этом не могут быть взысканы с лица, которое не является ответчиком, а равным образом третьим лицом по делу - с ликвидированного общества. Общество к участию в деле в связи с его ликвидацией не привлекалось, третьим лицом был привлечен ликвидатор Общества.
Следовательно, расходы по оплате госпошлины подлежат оставлению на заявителе, поскольку с третьего лица либо лица, которое не участвует в деле, судебные расходы по оплате госпошлины взысканы быть не могут.
На третье лицо судебные расходы возлагаются лишь в том случае, если самостоятельные действия третьего лица, в частности, по подаче апелляционной, кассационной жалоб, каких-либо заявлений, повлекли несение указанных расходов сторонами, чего в данном случае не имеется.
В рамках апелляционного обжалования заявителю была предоставлена отсрочка оплаты госпошлины, которая взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда вынесено при неполном исследовании обстоятельств дела, с нарушением норм материального права и при отсутствии нарушения норм процессуального права, в связи с чем решение суда надлежит отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2020 по делу №А56-64806/2020 отменить.
Признать недействительно запись, внесенную в ЕГРЮЛ МИФНС РФ № 15 по СПб 05.06.2020 ГРН 2207802845589 о ликвидации юридического лица ООО «Гермес» ОГРН <***>.
Обязать МИФНС РФ № 15 по СПб восстановить нарушенные права ООО «ВолгаВторМет», аннулировав запись от 05.06.2020 ГРН 2207802845589.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Пряхина | |
Судьи | И.В. Масенкова В.А. Семиглазов |