ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-65018/2022 от 29.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 августа 2023 года

Дело №

А56-65018/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» Бобу Е.Ж. (доверенность от 30.12.2022 № Дов-1),

рассмотрев 16.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу № А56-65018/2022,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент», адрес: 143409, <...>, пом. I, оф. 307, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения от 04.04.2022 № А-2486 администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, адрес: 188800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – Администрация), об отказе в размещении объекта, а также об обязании Администрацию в срок не более чем 10 дней со дня вступления в силу решения суда принять решение о размещении объекта – антенно-мачтового сооружения связи на территории кадастрового квартала 47:01:0112001 в городе Выборг согласно заявлению от 16.03.2022 № ЛД-183.

Определением от 08.09.2022 по ходатайству Общества на основании
части 1 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, адрес: 188800, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет).

Общество уточнило свои требования и просило признать незаконным решение Комитета от 04.04.2022 № А-2486 об отказе в размещении объекта и обязать Администрацию в срок не более чем 10 дней со дня вступления в силу решения суда принять решение о размещении объекта – антенно-мачтового сооружения связи на территории кадастрового квартала 47:01:0112001 в городе Выборг согласно заявлению от 16.03.2022 № ЛД-183. Данные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 17.03.2023 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просят отменить решение от 20.10.2022 и постановление от 17.03.2023 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

По мнению подателей жалобы, суды не учли, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Выборга располагается в территориальной зоне ТП-4 –многофункциональной зоне объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры IV и V классов опасности, а также объектов общественно-деловой застройки, в которой размещение объектов связи, предназначенных для оказания услуг сотовой связи, не предусмотрена в качестве основных и условно-разрешенных видах разрешенного использования. Кроме того, податели жалобы считают, что суд, признав незаконным отказ Комитета, должен был обязать Администрацию совершить действия по размещению информации о предстоящем размещении объекта на официальном портале Администрации в соответствии с Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержденным постановлением Администрации от 06.11.2019 № 4308 (далее – Положение № 4308).

В возражениях на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в возражениях.

Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 16.03.2022 исх. № ЛД-183 о размещении сроком на 49 лет антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельного сооружения связи) высотой 12 м на земельном участке площадью
4 кв.м с координатами характерных точек границ земель с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:01:01012001 в городе Выборге Ленинградской области.

Письмом от 04.04.2022 № А-2486 Комитет сообщил Обществу об отказе в выдаче разрешения на размещение сооружения связи со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Выборга располагается в территориальной зоне ТП - 4 - многофункциональной зоне объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры IV и V классов опасности, а также объектов общественно-деловой застройки, при этом градостроительным регламентом данной зоны размещение объектов связи, предназначенных для оказания услуг сотовой связи, не предусмотрено в качестве основного или условно разрешенного вида разрешенного использования земельных участков.

Общество, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к выводу, что у Комитета отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.

По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003
№ 126-ФЗ «О связи» под сооружением связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. В свою очередь, средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (пункт 28 той же статьи).

В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.

Таким образом, опора связи высотой до 50 метров, которая представляет собой антенно-мачтовое сооружение, предназначенное для размещения на нем оборудования для обеспечения сотовой связи, может размещаться на земельном участке в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 утвержден Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 (далее - Порядок)

Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка).

В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в размещении объекта, в частности, если размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации (подпункт «ж»); планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам (подпункт «з»).

Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.

Комитет, отказывая Обществу в выдаче разрешения на размещение сооружения связи, сослался на то, что размещение объектов связи, предназначенных для оказания услуг сотовой связи, не предусмотрено градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны в качестве основных или условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков.

Между тем согласно пункту 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
от 10.11.2020 № П/0412, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.

Таким образом, вопреки доводам Администрации и Комитета нахождение испрашиваемой территории в границах территориальной зоны ТП-4 не являлось препятствием для размещения на этой территории антенно-мачтового сооружения связи.

Поскольку иные обстоятельства в оспариваемом решении Комитета указаны не были и Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказала наличие на момент рассмотрения заявления Общества обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения, суды правомерно признали данное решение незаконным и удовлетворили заявление Общества.

В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества суды правомерно возложили на Администрацию обязанность принять решение о размещении антенно-мачтового сооружения связи на испрашиваемом земельного участка.

Доводы подателей жалобы о том, что при принятии решения судом первой инстанции не была принята во внимание необходимость проведения Администрацией ряда мероприятий в соответствии с Положением № 4308, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку обязание Администрации принять решение по заявлению Общества как раз и подразумевает осуществление мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на момент исполнения решения суда. Более того, в случае наличия каких-либо неясностей, в том числе относительно исполнения решения, Администрация не лишена возможности обратиться за соответствующими разъяснениями в суд первой инстанции в порядке статьи
179 АПК РФ.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу № А56-65018/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

М. В. Захарова

А.В. Кадулин