ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-65158/2021 от 31.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 июня 2022 года

Дело №А56-65158/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 10.01.2022

от заинтересованного лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6472/2022) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2022 по делу № А56-65158/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

об оспаривании решения от 27.04.2021 № 04-20/9243, о взыскании излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление), в котором просило:

- признать незаконным решение Управления, изложенное в письме от 27.04.2021 № 04-20/9243, об оставлении без рассмотрения заявления Учреждения о возврате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- взыскать с Управления в пользу Учреждения излишне уплаченные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в сумме 210083 руб. 42 коп.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.01.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. Податель жалобы ссылается на то, что заявление подано Учреждением по истечении 3-х лет с момента внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (01.03.2018) в нарушение статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

31.05.2022 в суд поступил отзыв Учреждения на апелляционную жалобу.

Поскольку Учреждением в нарушение требований части 1 статьи 262 АПК РФ не представлены доказательства заблаговременного направления отзыва на апелляционную жалобу в адрес Управления, указанный отзыв поступил в суд апелляционной инстанции с нарушением установленного определением суда от 06.04.2021 срока (не позднее чем за 5 рабочих дней до даты судебного заседания), суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела поступившего от Учреждения отзыва на апелляционную жалобу.

Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Учреждение направило в Управление заявление от 30.09.2019 № 4049/0713 о проведении совместной сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за 2017 год с приложением деклараций о плате за НВОС за 2017 год (в том числе уточненных).

Управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (исх. № 04-20/173 от 13.01.2020), в котором указано, что по результатам проверки деклараций по НВОС за 2017 год Управлением направляется требование об уплате задолженности в размере 396524 руб. 06 коп., а также указано на то, что Управлением выявлена кредиторская задолженность (переплата) в размере 227956 руб. 14 коп., которая зачислена в счет будущих периодов.

Не согласившись с актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду Учреждение неоднократно направляло в Управление свои письменные возражения с собственным расчетом излишне уплаченной суммы от 28.01.2020 № 267/020401, от 26.03.2020 №1144/0713, от 15.05.2020 № 1495/0713, от 25.06.2020 № 1901/0713, от 31.07.2020 № 2404/0713, от 30.10.2020 № 3912/0713, от 06.11.2020 № 4001/0713, в которых указывало на то, что сумма излишне уплаченной платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов за 2017 год составляет 210083 руб. 42 коп.

Согласно представленному Управлением акту сверки от 26.10.2020 № 03-20/18950 сумма излишне уплаченной платы за НВОС была определена Управлением в размере 228741 руб. 20 коп.

Учреждение обратилось в Управление с заявлением от 22.03.2021 №1376/0713 о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС за 2017 год с предоставлением ранее направленных заявлений о проведении сверок в обоснование невозможности исполнения требования пункта 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 №334 (далее – Порядок № 334).

Письмом Управления от 27.04.2021 № 04-20/9243 заявление Учреждения оставлено без рассмотрения на основании пункта 8 Порядка № 334 в связи с отсутствием обязательных документов (акта контроля за исчислением платы, подписанного без разногласий акта сверки по НВОС и пени), а также в связи с истечением более трех лет с момента осуществления платежей.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 17.01.2022 в связи со следующим.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Учреждение является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона № 7-ФЗ.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона № 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

В силу положений статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Управление Декларацию по плате за НВОС за 2017 год, в которой была отражена и уплачена в составе платы за НВОС плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (данное обстоятельство сторонами не оспаривается).

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 31.12.2017) статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» дополнена частью 10, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Согласно части 2 статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.

В соответствии с пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 334 заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.

К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.

Согласно пункту 8 Порядка № 334 заявление о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, направленное лицом, обязанным вносить плату, без документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, возвращается территориальным органом Росприроднадзора (без рассмотрения) в течение 7 рабочих дней со дня поступления данного заявления (с указанием причин возврата документов).

Как следует из материалов дела, Учреждение обратилось в Управление с заявлением от 22.03.2021 №1376/0713 о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС за 2017 год; согласно расчету Учреждения сумма подлежащей возврату платы за НВОС составляет 210083 руб. 42 коп.

Письмом Управления от 27.04.2021 № 04-20/9243 заявление Учреждения оставлено без рассмотрения на основании пункта 8 Порядка № 334 в связи с отсутствием обязательных документов (акта контроля за исчислением платы, подписанного без разногласий акта сверки по НВОС и пени), а также в связи с истечением более трех лет с момента осуществления платежей.

Вместе с тем, к заявлению от 22.03.2021 № 1376/0713 о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС за 2017 год Учреждением были предоставлены ранее направленные в адрес Управления заявления о проведении сверок в обоснование невозможности исполнения требования пункта 6 Порядка № 334.

Из материалов дела следует, что после получения акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (исх. № 04-20/173 от 13.01.2020), в котором указано на выявленную Управлением переплату в размере 227956 руб. 14 коп., Учреждение неоднократно направляло в Управление свои письменные возражения с собственным расчетом излишне уплаченной суммы платы за НВОС с целью подписания акта сверки без разногласий и последующей подачи заявления о возврате излишне уплаченной платы за НВОС (от 28.01.2020 № 267/020401, от 26.03.2020 №1144/0713, от 15.05.2020 № 1495/0713, от 25.06.2020 № 1901/0713, от 31.07.2020 № 2404/0713, от 30.10.2020 № 3912/0713, от 06.11.2020 № 4001/0713), в которых Учреждение указывало на то, что сумма излишне уплаченной платы НВОС при размещении твердых коммунальных отходов за 2017 год составляет 210083 руб. 42 коп. Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, Управлением не были представлены ответы на указанные заявления Учреждения.

При этом, согласно представленному Управлением акту сверки от 26.10.2020 № 03-20/18950 сумма излишне уплаченной Учреждением платы за НВОС была определена Управлением в размере 228741 руб. 20 коп.

Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления о пропуске Учреждением срока исковой давности на обращение в суд с настоящим заявлением, поскольку согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, о наличии переплаты по плате за НВОС 2017 года Учреждение фактически узнало только после получения от Управления 20.01.2020 акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 13.01.2020 № 04-20/173. Следовательно, заявителем не пропущен трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за НВОС в Управление, а также в суд.

Ссылки подателя жалобы на положения статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отклоняются судом апелляционной инстанции поскольку указанная статья введена в действие Федеральным законом от 01.07.2021 № 244-ФЗ, то есть уже после направления Учреждением заявления о возврате излишне уплаченной платы за НВОС в Управление (22.03.2021).

Таким образом, предусмотренных пунктом 8 Порядка № 334 оснований для оставления заявления Учреждения от 22.03.2021 №1376/0713 о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС за 2017 год у Управления не имелось.

При этом, Управление не представил в суд первой инстанции, а также в суд апелляционной инстанции документально обоснованных возражений по размеру излишне уплаченной Учреждением платы за НВОС, которая предъявлена заявителем ко взысканию (210083 руб. 42 коп.). Указанная сумма не превышает размер переплаты, указанный Управлением в акте сверки от 26.10.2020 № 03-20/18950.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования в полном объеме.

Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 17.01.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 января 2022 года по делу № А56-65158/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.И. Протас