ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-65389/2021 от 17.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 марта 2022 года

Дело №А56-65389/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Жуковой Т.В.,

судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Емельяновой Н.О.,

при участии:

от истца: представитель Вологин Н.И. по доверенности от 10.01.2022,

от ответчика: представитель Шагашов С.Г. по доверенности от 16.02.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3619/2022) ООО «УК «Прокси» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9.12.2021 по делу № А56-65389/2021, принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прокси»

к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга»

об обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прокси» (далее – истец. ООО «УК «Прокси») обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» (далее – ответчик, СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга», Жилищное агентство) об обязании предоставить истцу сведения по многоквартирному дому по адресу: г. Санкт-Петербург, пр.Науки, д.15, корп.1 (далее – многоквартирный дом):

– фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;

– наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;

– адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354.

В случае удовлетворения судом исковых требований, в целях побуждения ответчика к своевременному исполнению решения суда на основании статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации истец также просит взыскать с ответчика судебную неустойку (астрент) в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта.

Решением суда от 29.12.2021 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.

Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что истец на основании запросов от 18.03.2021 № ПР-2021-3-18/И-2 и от 21.04.2021 № ПР-2021-4-21/И-2 просил ответчика предоставить ему информацию, предусмотренную договором и Регламентом информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги (Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п).

Апеллянт считает, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила № 354 возлагают обязанность по передаче сведений, которыми располагает управляющая организация, ресурсоснабжающей организации, но не возлагают такую обязанность на Агентство.

Истец указал, что управляющая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнение условий договора управления, которые являются персональными данными потребителей – физических лиц, в целях и объеме, установленных действующим законодательством и договором.

17.03.2022 в судебном заседании апелляционного суда истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, заявил ходатайство о приобщении в материалы дела письменных возражений на апелляционную жалобу.

Апелляционный суд приобщил к материалам дела письменные возражения ответчика, представленные в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и возражений на жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что 15.11.2011 между СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» (исполнитель) и ООО «УК «Прокси» (заказчик) был заключен договор на паспортно-регистрационное обслуживание граждан Санкт-Петербургским государственным учреждением «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга « 2/285 (далее – договор, по которому заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по паспортно-регистрационному обслуживанию собственников (нанимателей) и постоянно проживающих (временно пребывающих) с ними лиц в многоквартирных домах, включая спорный многоквартирный дом (в редакции дополнительного соглашения № 2 к договору).

Раздел 2 договора относит к обязанностям ответчика в соответствии с действующим законодательством и утвержденным положением об отделе вселения и регистрационного учета граждан осуществлять паспортно-регистрационный учет и обслуживание граждан по месту постоянного жительства и временного пребывания, а также осуществлять выдачу всех видов и форм справок, предусмотренных законодательством; своевременно, по предварительным запросам заказчика, предоставлять сведения о количестве и списки зарегистрированного населения, сведения о заселении. На заказчика возложена обязанность сохранять и не распространять получаемую конфиденциальную информацию о гражданах и обеспечить своевременное предоставление собственниками жилых помещений необходимых документов для регистрационного учета граждан и занимаемых ими жилых помещений.

Письмами от 18.03.2021 № ПР-2021-3-18/И-2 и от 21.04.2021 № ПР-2021-4-21/И-2 истец просил ответчика предоставить ему спорную информацию, на которые ответчик ответил отказом.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.

Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.

По положениям статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп Агентство подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Согласно приложению 1 к названному распоряжению Агентство является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Агентство), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.

В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 № 110-р (далее – распоряжение № 110-р), предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.

При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (пункт 1.2 распоряжение № 110-р).

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1.1 указанного распоряжения Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее – ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее – Регламент), вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.

Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).

Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс).

Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3- пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется еженедельно.

Формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений иных организаций осуществляется в соответствии с условиями заключенных договоров (пункт 3.2 Регламента).

Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - прямой договор).

При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.

Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, управляющие организации являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.

Агентство не относится к числу лиц, обязанных предоставлять информацию истцу.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответчика предоставить персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию ресурсоснабжающей организации, что истец не доказал факта реального нарушения своих прав и законных интересов и восстановления их путем обязания ответчика предоставить персональные сведения в отношении потребителей коммунальных услуг, поскольку указанные сведения истец может получить от самих потребителей коммунальных услуг. Указанные выводы согласуются с положениями статей 2, 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В силу приведенных положений представление Агентством запрашиваемых сведений осуществляется на основании условий заключенных договоров, а не по запросам, но договором между сторонами указанные сведения не предусмотрены.

В подпункте 2.1.2. договора № 2/285 исполнитель обязался своевременно по предварительным запросам заказчика предоставлять сведения о количестве и списки зарегистрированного населения, сведения о заселении.

Из пояснений истца, данных в суде первой инстанции, следует, что сведения истребованы им в связи с рассмотрением Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иска ресурсоснабжающей организации (государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга») об истребовании тех же сведений у истца – управляющей организации (дело № А56- 47143/2021).

Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с пунктом 4 указанного договора условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

В данному случае условиями договора № 2/285, в частности подпунктом 2.1.2., не установлена обязанность ответчика предоставлять истцу запрашиваемые управляющей организацией сведения.

Таким образом, поскольку ни на основании договора, ни в силу закона у ответчика не возникло обязанности перед истцом по передаче указанных в исковом заявлении документов, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленного иска.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на истце.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2021 по делу № А56-65389/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Жукова

Судьи

Н.М. Попова

Я.Г. Смирнова