ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 августа 2022 года
Дело №А56-65537/2021
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 28.03.2022;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 15.12.2021;
от третьих лиц: 1 – представитель ФИО2 по доверенности от 24.01.2022;
2 – не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.07.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11661/2022) общества с ограниченной ответственностью «ИНДЕРГЕО» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2022 по делу № А56-65537/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИНДЕРГЕО» (199106, Санкт-Петербург, пр-кт Средний В.О., дом 88, литер А, офис 538, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (191186, Санкт-Петербург, ул.Гороховая, 2/6, лит. А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
третьи лица: 1) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; 2) Федеральное государственное унитарное предприятие «Завод имени Морозова»
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ИНДЕРГЕО» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее – Ответчик, Управление):
- об обязании издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, условный номер: 47:07:1716001 ЗУ, площадью 19033 кв.м. на кадастровом плане территории;
- об обязании предварительно согласовать предоставление в собственность ООО «Индергео» земельного участка, указанного в срок, установленный п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ;
- об обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 47:07:1716001:10, площадью 157 291 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, с образованием в результате раздела в границе, предусмотренной схемой расположения земельного участка в соответствии с межевым планом: 1) Земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, условный номер: 47:07:1716001 ЗУ, площадью 19033 кв.м., необходимого для эксплуатации здания расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3, с кадастровым номером: 47:07:1716001:109, площадью 361,2 кв. м.;
- об обязании обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, расположенное по адресу: <...>, о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, а именно: о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, условный номер: 47:07:1716001 ЗУ, площадью 19 033 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Завод имени Морозова» (далее – Предприятие).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ее податель указывает на нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Общество считает, что какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую действующим законодательством Российской Федерации не установлено, при этом, судом не дана оценка представленному Обществом доказательству - заключению специалиста по обоснованию границ и площади образуемого участка.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления и Росимущества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражало против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей Общества, МТУ Росимущества и Росимущества, апелляционный суд установил следующее.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.04.2021 на одноэтажное нежилое здание площадью 361,2 кв.м. с кадастровым номером47:07:1716001:109, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт. Им. Морозова, ул.Чекалова, д.3, 03.04.2019 зарегистрировано право собственности Общества.
Указанное здание размещено на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1716001:10, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Морозовское городское поселение, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, вид разрешенного использования: для специальных надобностей, который находится в собственности Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Предприятию.
Общество обратилось в МТУ Росимущества с заявлением от 03.06.2021 о выделении и передаче в собственность Общества без проведения торгов части земельного участка площадью 19 033 кв.м, находящегося в федеральной собственности, который подлежит образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:17160001:10, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Морозовское городское поселение, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3., в котором Общество просило в целях передачи земельного участка:
- издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, условный номер: 47:07, 17160001:10:ЗУ1, площадью 19 033 кв.м на кадастровом плане территории;
- предварительно согласовать предоставление в собственность Общества земельного участка расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, условный номер: 47:07, 17160001:10:ЗУ1, площадью 19 033 кв.м;
- принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 47:07:1716001:10 площадью 1 572 291 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, с образованием в результате раздела в границе, предусмотренной схемой расположения земельного участка в соответствии с межевым планом земельного участка расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, уч. 3, условный номер: 47:07, 17160001:10:ЗУ1, площадью 19 033 кв.м, необходимого для эксплуатации здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им Морозова, ул. Чекалова, с кадастровым № 47:07:1716001:109 площадью 361,2 кв.м.;
- обратиться с заявлением в Управление Росреестра о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, а именно, о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова,уч. 3, условный 47:07:1716001:10:ЗУ1 площадью 19 033 кв.м.
Ссылаясь на нерассмотрение МТУ Росимущества указанного заявления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что площадь испрашиваемого участка значительно превышает площадь, достаточную и необходимую для размещения введенных в эксплуатацию объектов недвижимости, при этом Обществом не представлено объективных и достаточных доказательств необходимости использования всего спорного участка для их эксплуатации.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ ).
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
В соответствии с пунктом 4 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 464 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (далее - Положение), МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ (пункт 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Таким образом, формирование земельного участка, занятого объектами недвижимости, должно производиться, исходя из возможности в дальнейшем осуществлять его обслуживание и эксплуатацию.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В частности, согласно пп. 3 п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В данном случае, как указано в письме МТУ Росимущества от 29.09.2021 образование земельного участка приводит к вклиниванию, в результате чего остается узкая полоса между исходным и образуемым земельными участками, что является ухудшением конфигурации изменяемого земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа» (далее – Требования).
Пунктом 6 Требований установлено, что изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).
Вместе с тем, в представленной Обществом схеме расположения земельных участков, как указано в письме от 29.09.2021 МТУ Росимущества, отсутствует изображение границ исходного земельного участка.
Также Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 утверждены «Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа».
Пунктом 6 указанных Требований установлено, что в схеме расположения земельного участка приводится изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).
В представленной Обществом схеме расположения земельных участков отсутствует изображение границ исходного земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 8 ст. 39.15 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу названной правовой нормы исключительность права собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка обусловлена именно нахождением на участке объекта недвижимости. В связи с этим, собственник такого объекта, который выразил волю на реализацию исключительного права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду, обязан подтвердить необходимость земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 13535/10 собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен в обязательном порядке представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Вместе с тем, в данном случае площадь испрашиваемого участка (19 033 кв.м) значительно (в 52 раза) превышает площадь здания Общества (361,2 кв.м).
Вопреки доводам подателя жалобы, выводы, изложенные в представленном им заключении специалиста, не подтверждают необходимость испрашиваемой площади земельного участка 19 033 кв.м для эксплуатации здания Общества площадью 361,2 кв.м, в том числе, с учетом приведенных в заключении требований градостроительных и пожарных норм.
Поскольку Обществом не доказано его право на предоставление в собственность земельного участка площадью 19 033 кв.м, схему расположения которого он просит утвердить, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2022 по делу № А56-65537/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.С. Баженова
Судьи
К.В. Галенкина
Н.С. Полубехина