ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-65646/2023 от 19.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 февраля 2024 года

Дело №А56-65646/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мильгевской Н.А.

судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарь Харина И.С.

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.02.2023,

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 27.12.2023,

от 3-го лица: ФИО3 по доверенности от 29.12.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2404/2024) ООО "Агентство юридических технологий" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2023 по делу № А56-65646/2023, принятое

по заявлению ООО "Агенство юридических технологий"

к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

3-е лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре

Об оспаривании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агенство юридических технологий» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет) об оспаривании (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) отказов в выдаче разрешений от 06.04.2023 № 217033, от 26.04.2023 № 219187, от 30.05.2023 № 222105, от 23.05.2023 № 221267.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре.

Решением суда от 30.11.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 30.11.2023 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, полагая, что выводы Комитета, изложенные в оспариваемых ненормативных правовых актах, основаны на неверном толковании норм права.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Комитета и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела,Общество обратилось в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с заявлениями о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации по адресу: <...>, лит. А.

Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации были вынесены отказы от 06.04.2023 № 217033, от 26.04.2023 № 219187, от 30.05.2023 № 222105, от 23.05.2023 № 221267 в выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.

В отказе от 30.05.2023 № 222105 указаны причины: нарушение требований к наружной информации, установленных Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения на основании абз. 5 п. 7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 Юристы бухгалтера, 0,61 м., 2 строки, лицевой фасад (Жилое – МКД со встр.-пристроенными помещениями (РГИС сведения ГУИОН). ЗУ для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов); Т3Ж2 – не соответствует (код ВРИ – 4.1 – деловое управление).

В отказе от 23.05.2023 № 221267 указаны причины: нарушение требований к наружной информации, установленных Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения на основании абз. 5 п. 7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 Юристы бухгалтера, 0,39 м. (Жилое – МКД со встр.-пристроенными помещениями (РГИС сведения ГУИОН). ЗУ для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов); Т3Ж2 – не соответствует (код ВРИ – 4.1 – деловое управление). Приложен договор аренды технический этаж, необорудованная часть. Нежилые помещения отсутствуют. На основании п. 2.3.5 ПП от 09.11.2016 № 961, в соответствии с пунктом 3.1.4 приложения № 1 общей части ПЗЗ (утверждены ПП от 21.06.2016 № 524) назначение нежилых помещений в жилом доме должно соответствовать градостроительному регламенту соответствующей территории зоны (ст. 55_24 ГрК РФ п.1 эксплуатация зданий сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

В отказе от 26.04.2023 № 219187 указаны причины: нарушение требований к наружной информации, установленных Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения на основании абз. 5 п. 7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 Юристы бухгалтера, 0,39 м. (Жилое – МКД со встр.-пристроенными помещениями (РГИС сведения ГУИОН). ЗУ для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов); Т3Ж2 – не соответствует (код ВРИ – 4.1 – деловое управление). Ранее отказ № 187788 в другой части здания этому заявителю и другому – на эту же вывеску левее, звк № 187659. На основании п. 2.3.5 ПП от 09.11.2016 № 961, в соответствии с пунктом 3.1.4 приложения № 1 общей части ПЗЗ (утверждены ПП от 21.06.2016 № 524) назначение нежилых помещений в жилом доме должно соответствовать градостроительному регламенту соответствующей территории зоны (ст. 55_24 ГрК РФ п.1 эксплуатация зданий сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Дополнительно: размещать с учетом архитектурных членений фасада, над окнами и входами в заним.помещения, в их границах, в соответствии с информацией и местонахождении организации. На основании п. 1.1., 1.1.2, 1.1.4, 1.1.6 абз 3, 1.2.2.1, 1.6.1 прилож. № 6 к постановл. Правительства Спб.

В отказе от 06.04.2023 № 217033 указаны причины: нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, на основании абз. 5 п. 7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 Юристы бухгалтер, лицевой фасад, 2 строки (Жилое – МКД со встр.-пристроенными помещениями (РГИС сведения ГУИОН). ЗУ для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов); Т3Ж2 –соответствует. Ранее разрешение от 26.12.2017 № 55911. Указанное место размещения возможно, если оно входит в границы занимаемого помещения. Требуется предоставить сведения о занимаемом помещении (договор аренды, план). Размещение отнесенных вывесок на лицевых фасадах не допускается. Прикладывать товарный знак на логотип или исключить его использование.

Не согласившись с данными отказами Комитета, Общество оспорило их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции оказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее – Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка, разрешения на установку объектов для размещения информации выдает КПВСМИ после согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679 (далее – Положение), задачами Комитета являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию Комитета при согласовании вывесок.

В соответствии с пунктом 2.6 приложения № 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее – Правила благоустройства), объекты для размещения информации являются элементами благоустройства.

Приложением № 6 к постановлению Правительства Санкт Петербурга от 31.01.2017 № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (далее – Эстетические регламенты) утвержден эстетический регламент наружной рекламы и информации.

На основании изложенного суд первой инстанции верно указал, что Правила благоустройства и Эстетические регламенты являются нормативными правовыми актами в сфере формирования архитектурного облика, эстетического состояния Санкт-Петербурга и устанавливают требования к проектированию, к внешнему виду и размещению элементов благоустройства. Нарушение указанных требований является нарушением архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения.

Наружная информация (объекты для размещения информации), к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.

В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности, а также в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Комитет отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения (абзацу 5 пункта 7 Порядка).

В соответствии с порядком Комитетом рассмотрены заявления от 22.02.2023 № 187788, 21.03.2023 № 190511, от 13.04.2023 № 193068, от 24.04.2023 № 194301 на установку или перемещение объекта для размещения информации – принадлежащей заявителю настенной вывески «ЮРИСТЫ БУХГАЛТЕР», «АДВОКАТЫ ЮРИСТЫ» и отклонены от согласования.

На основании отказа Комитета в согласовании заявления № 187788 принято решение 06.04.2023 № 217033 об отказе в выдаче разрешения на установку или перемещение объекта для размещения информации; на основании отказа Комитета в согласовании заявления № 190511 принято решение от 26.04.2023 № 219187 об отказе в выдаче разрешения на установку или перемещение объекта для размещения информации; на основании отказа Комитета в согласовании заявления № 193068 принято решение от 23.05.2023 № 221267 об отказе в выдаче разрешения на установку или перемещение объекта для размещения информации; на основании отказа Комитета в согласовании заявления № 194301 принято решение от 30.05.2023 № 222105 об отказе в выдаче разрешения на установку или перемещение объекта для размещения информации.

Решение Комитета об отказе в согласовании заявлений приняты на основании пункта 1.5 Эстетических регламентов и пунктов 1.2.2.1, 1.2.3, 1.5.1, 1.6.1, 1.6.4, 1.8.2 приложения №6 к Эстетическим регламентам, пункта 2.3.5.8.3, 2.3.5.8.6 приложения № 3 к Правилам благоустройства, пунктов 1,5 статьи 55.24 ГрК РФ, пункта 3.1.4 приложения №1 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга. В резолюции Комитета указывалось, что указанное место для размещения вывески возможно в случае, если оно входит в границы занимаемого помещения. Для проверки данного довода Комитет предложил представить заявителю сведения о занимаемом помещении (договор аренды, план). Также в случае отсутствия регистрации товарного знака, знак рекомендовалось исключить.

Далее Комитетом в отказах по заявлению № 190511, 193068, 194301 указывалось, что согласно размещаемой информации на вывеске, предоставление услуг «юристы», «бухгалтеры», «адвокаты» соответствует виду разрешенного использования «деловое управление» код 4.1 согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412.

По смыслу пункта 1.5 Эстетических регламентов под вывеской понимается объект для размещения информации об организации, индивидуальном предпринимателе в целях уведомления неопределенного круга лиц о месте своего расположения: фирменном наименовании (наименовании), коммерческом обозначении, изображении товарного знака, знака обслуживания, месте нахождения (адресе), режиме работы, профиле деятельности организации и(или) виде реализуемых товаров.

При этом с позиции формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, вывески вторичны по отношению к фасаду здания. Комитет в своем решении об отказе в согласовании указал, что «знак не является обязательным к размещению (не соответствует понятию вывески)».

Необоснованное размещение на фасадах зданий информации, не обязательной к размещению и не являющейся зарегистрированным товарным знаком, приведет к нарушению архитектурно-градостроительного облика здания и визуальному шуму.

Проанализировав приложения к Эстетическому регламенту и Правилам благоустройства суд апелляционной инстанции соглашается с позицией комитета о нарушении указанных регламентов Обществом при обращении за разрешением на установку объекта.

В соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения № 6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Таким образом, размещение вывесок Заявителя будут противоречить требованиям действующего законодательства в сфере градостроительства.

Как следует из материалов дела, Общество занимает спорный объект (нежилое помещение №29НЧ по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 1) на основании договора аренды нежилого помещения №3/2020. При этом, данное нежилое помещение располагается в техническом этаже и является «необорудованной площадью».

Согласно пункту 3.1.47 «СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003» этаж технический в жилом многоквартирном здании: этаж, предназначенный для размещения и обслуживания внутридомовых инженерных систем.

В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37, этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация здания должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), в соответствии с проектной документацией.

На основании изложенного, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, решение не подлежит отмене, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта. Выводы суда являются верными.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 ноября 2023 года по делу № А56-65646/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Мильгевская

Судьи

А.Б. Семенова

О.В. Фуркало