АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 сентября 2017 года
Дело №
А56-65880/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от открытого акционерного общества Лесопромышленная холдинговая компания «Череповецлес» ФИО1 (доверенность от 14.11.2016), от Санкт-Петербургской таможни ФИО2 (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев 18.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Лесопромышленная холдинговая компания «Череповецлес» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2017 (судья Тетерин А.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу № А56-65880/2016,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество Лесопромышленная холдинговая компания «Череповецлес», место нахождения: 162602, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ОАО ЛХК «Череповецлес», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными:
- решения Санкт-Петербургской таможни, место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 9-линия, В.О., дом 10, корпус 2, литера «А», ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Таможня), по результатам таможенной проверки от 14.07.2016 № 10210000/210/140616/Т0235;
- решения Таможни от 14.06.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары;
- требований Таможни об уплате таможенных платежей от 15.06.2016
№№ 0900/16/1325, 0901/16/1326, 0902/16/1327, 0896/16/1320, 0898/16/1321, от 16.06.2016 №№ 0907/16/1330, 0906/16/1328, 0941/16/1361, 0942/16/1362, от 13.07.2016 №№ 1030/16/1469, 1029/16/1468, 1034/16/1473, 1031/16/1470, 1033/16/1472, 1027/16/1466, 1032/16/1471, 1028/16/1467.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2017, ОАО ЛХК «Череповецлес» в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО ЛХК «Череповецлес», ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что на основании представленных в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг) документов ОАО ЛХК «Череповецлес» получены разовые лицензии №№ 282RU13010001721, 282RU13010001722, 281RU13010001723, 281RU13010001724, 282RU13010001911, 282RU13010001912, 281RU13010001913, 281RU13010001914, представляющие право экспортеру на применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины – 13 % и 15%, при вывозе лесоматериалов за пределы территории Российской Федерации и территории государств участников соглашений о Таможенном союзе. При этом решения о прекращении или приостановлении действия указанных лицензий уполномоченным органом не принимались, в связи с чем названные лицензии действительны до окончания срока действия. Кроме того, заявитель полагает, что требование об уплате таможенных платежей от 15.06.2016 № 0896/16/1321 выставлено таможенным оранном за пределами трехгодичного срока, установленного пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), поскольку вывозные таможенные пошлины уплачиваются исходя из ставок, действующих на день регистрации временной декларации на товары. ОАО ЛХК «Череповецлес» также считает, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу требований пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) является безусловным основанием для отмены решения и постановления.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ОАО ЛХК «Череповецлес» поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель таможенного органа возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2013 году ОАО ЛХК «Череповецлес» во исполнение обязательств по внешнеторговому контракту от 05.04.2013
№ 14075, заключенному с компанией «Stora Enso Oyj» (Финляндия), и внешнеторговому контракту от 25.04.2013 № 2013/2, заключенному с компанией «Sodra Skosagarna Ek. Forening» (Шведия), подало в таможенный орган с применением временного периодического таможенного декларирования временные таможенные декларации (ВТД) №№ 10210240/310513/0001344, 10210240/310513/0001351, 10210240/130613/0001469, 10210240/140613/0001502, 10210240/180613/0001527, 10210240/140613/0001498, 10210240/190613/0001532, 10210240/240613/0001598, 10210240/250613/0001612, 10210240/040713/0001733, 10210240/010713/0001677, 10210240/080713/0001783, 10210240/180713/0001937, 10210240/070813/0002124, 10210240/120813/0002167, 10210240/260813/0002288, 10210240/060913/0002407, 10210240/050913/0002387, 10210240/170913/0002516, 10210240/180913/0002523,10210240/071013/0002744, 10210240/241013/0002970, 10210240/251013/0002976 на товары «балансы из ели…» и «балансы из сосны…», заявив таможенную процедуру экспорта. Вывезенные товары классифицированы в товарных подсубпозициях 4403 20 190 1, 4403 20 190 9, 4403 20 390 1, 4403 20 390 9 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее – ТН ВЭД).
После фактического вывоза данных товаров с таможенной территории Таможенного союза в установленном порядке поданы полные таможенные декларации (ПТД) №№ 10210240/091013/0002775, 10210240/091013/0002776, 10210240/241013/0002953, 10210240/241013/0002956, 10210240/241013/0002958, 10210240/301013/0003033, 10210240/051113/0003085, 10210240/071113/0003124, 10210240/071113/0003125, 10210240/181113/0003281, 10210240/201113/0003331, 10210240/201113/0003332, 10210240/201113/0003344, 10210240/201113/0003346, 10210240/251113/0003408, 10210240/261113/0003437, 10210240/271113/0003452, 10210240/271113/0003453, 10210240/271113/0003455, 10210240/271113/0003456, 10210240/271113/0003457, 10210240/271113/0003459, 10210240/271113/0003460.
При декларировании спорных товаров ОАО ЛХК «Череповецлес» применена пониженная ставка ввозной таможенной пошлины – 13 % и 15 % на основании выданных Минпромторгом разовых экспортных лицензий №№ 282RU13010001721, 282RU13010001722, 281RU13010001723, 281RU13010001724, 282RU13010001911, 282RU13010001912, 281RU13010001913, 281RU13010001914, сведения о которых отражены в графах 44 указанных деклараций.
Товар выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
После выпуска товаров на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) в период с 08.06.2013 по 31.10.2016 таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка ОАО ЛХК «Череповецлес» по вопросам контроля соблюдения запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров, вывезенных с таможенной территории Таможенного союза.
В ходе проверки Таможней установлено, что представленные
ОАО ЛХК «Череповецлес» при таможенном декларировании разовые экспортные лицензии не применимы к спорным товарам, поскольку вывезенные товары не являются предметом данных лицензий.
По результатам камеральной проверки Таможней составлен акт от 14.06.2016
№ 10210000/210/140616/А0235 и принято решение № 10210000/210/140616/Т0235 об отказе в применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины (13% и 15%), в отношении товаров, задекларированных по ПТД №№ 10210240/241013/0002953, 10210240/241013/0002958, 10210240/071113/0003124, 10210240/071113/0003125, 10210240/201113/0003331, 10210240/201113/0003332, 10210240/201113/0003344, 10210240/201113/0003346 (товары №№ 1, 2), 10210240/251113/0003408, 10210240/261113/0003437, 10210240/271113/0003452, 10210240/271113/0003453, 10210240/271113/0003455 (товар № 1), 10210240/271113/0003456, 10210240/2711134/0003457, 10210240/271113/0003459, 10210240/271113/0003460.
Также таможенным органом 14.06.2016 принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары.
В связи с несоблюдением установленных запретов и ограничений и в целях взыскания таможенных платежей Таможней выставлены требования об уплате таможенных платежей от 15.06.2016 №№ 0900/16/1325, 0901/16/1326, 0902/16/1327, 0896/16/1320, 0898/16/1321, от 16.06.2016 №№ 0907/16/1330, 0906/16/1328, 0941/16/1361, 0942/16/1362, от 13.07.2016 №№ 1030/16/1469, 1029/16/1468, 1034/16/1473, 1031/16/1470, 1033/16/1472, 1027/16/1466, 1032/16/1471, 1028/16/1467.
Считая указанные решения и требования незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные участниками спора доказательства, установили фактические обстоятельства дела и отказали ОАО ЛХК «Череповецлес» в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о законности и обоснованности принятых Таможней решений и выставленных на их основании требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для их отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Запреты и ограничения представляют собой комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза (статья 4 ТК ТС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
В раздел 1.5 Единого перечня включены коды ТН ВЭД (4403 20 190 1, 4403 20 190 9, 4403 20 390 1, 4403 20 390 3) товаров, экспортированных Обществом.
Согласно пункту 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993
№ 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1) в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 36 Закона
№ 5003-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлены следующие ставки вывозных таможенных пошлин на товар с кодами 4403 20 190 1, 4403 20 190 9, 4403 20 390 1, 4403 20 390 3 ТН ВЭД – 80 % таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% (13%) таможенной стоимости – при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами определен Соглашением Республики Беларусь, правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 09.06.2009 «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран».
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 названного Соглашения таможенное оформление товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется при наличии лицензии на экспорт и (или) импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012
№ 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе» (редакция от 12.12.2012, с изменениями от 05.06.2013, начало действия редакции - 26.12.2012, окончание действия - 04.11.2013) утверждены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды 4403 20 110 и 4403 20 190 ТН ВЭД) и сосны обыкновенной (коды 4403 20 310 и 4403 20 390 ТН ВЭД), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее – Правила № 779).
Согласно пункту 2 Правил № 779 распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий.
В рассматриваемый период порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, был определен Соглашением Правительств государств – членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» (далее – Соглашение о правилах лицензирования).
В пункте 3 Правил № 779 также предусмотрено, что лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, спорный товар отнесен к товарам, в отношении которых установлены ограничения на вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
Согласно пункту 2 Правил № 779 распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий.
В силу пункта 4 Правил № 779 (действовавшего на момент получения спорных лицензий, а также в период фактического вывоза проверяемых товаров с таможенной территории Таможенного союза) лицензии выдаются участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам, либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами.
Исходя из изложенного, в случае, если заявитель не является арендатором лесного участка, обязательным условием получения лицензии на использование тарифной квоты при вывозе рассматриваемого товара и, соответственно, для применения ставки вывозной таможенной пошлины – 13% (15%) от стоимости товара, является наличие договора купли-продажи (поставки) лесоматериалов хвойных пород с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной участнику внешнеэкономической деятельности.
При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26.04.2016 № 885-О, по своей сути тарифная квота представляет собой льготу по уплате таможенной пошлины в отношении отдельных видов товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе, которую вправе предусмотреть Правительство Российской Федерации в целях поддержки и стимулирования производителей соответствующих видов товаров. Льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются.
В данном случае положениями действовавшего в спорный период пункта 4 Правил № 779 однозначно определен круг субъектов, имеющих право на получение лицензии на использование тарифной квоты, к которым отнесены арендаторы лесных участков, обладающие правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеющие задолженности по арендным платежам, а также участники внешнеэкономической деятельности, которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами. Иное из Правил № 779 в рассматриваемый период не следовало.
При рассмотрении настоящего дела судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что для получения спорных лицензий ОАО ЛХК «Череповецлес» в соответствии с пунктом 6 Правил № 779 в Минпромторг представило следующие документы: заявления о выдаче лицензий и электронные копии заявлений; копии внешнеторговых контрактов от 25.04.2013 № 2013/2, заключенного с компанией «Sodra Skogsagarna Ek. Forening» (Швеция), и от 05.04.2013 № 14075, заключенного с компанией «Stora Enso Oyj» (Финляндия); выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; разрешения на квоту; копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе; копии договоров купли-продажи с арендаторами лесных участков от 25.04.2013 № 302/02/2013 (заключен с акционерным обществом «Белозерский Леспромхоз»; далее – АО «Белозерский Леспромхоз»), от 25.04.2013 № 303/02/2013 (заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Белозерсклес»; далее – ООО «Белозерсклес»), от 25.04.2013
№ 304/02/2013 (заключен с акционерным обществом «Вашкинский Леспромхоз»; далее – АО «Вашкинский Леспромхоз»), от 05.04.2013 № 303/01/2013 (с ООО «Белозерсклес»), от 05.04.2013 № 308/01/2013 (с закрытым акционерным обществом «Белый Ручей»; далее – ЗАО «Белый Ручей»), от 05.04.2013 № 304/01/2013 (с АО «Вашкинский Леспромхоз»), от 05.04.2013 № 302/01/2013 (с АО «Белозерский Леспромхоз»).
В соответствии с условиями указанных договоров купли-продажи продавцы (АО «Вашкинский Леспромхоз», ООО «Белозерсклес», АО «Белозерский Леспромхоз», ЗАО «Белый Ручей») продают, а покупатель (ОАО ЛХК «Череповецлес») покупает лесоматериалы, указанные в данных договорах купли-продажи. Грузополучателями спорных товаров являются иностранные компании «Sodra Skogsagarna Ek. Forening» (Швеция) и «Stora Enso Oyj» (Финляндия).
Оплата лесоматериалов производится в рублях по курсу ЦБ РФ на дату оплаты и осуществляется покупателем в течение 14 банковских дней с даты получения счетов-фактур, выставляемых продавцом на основании актов приемки грузополучателей (пункт 3 договоров купли-продажи). Право собственности на лесоматериалы переходит к покупателю после ее приемки, которая в свою очередь должна соответствовать ТУ 13-2-10-96, 13-2-1-95 (пункт 4 договоров купли-продажи).
Вместе с тем при таможенном декларировании товары фактически вывозились на основании договоров комиссии, заключенных ОАО ЛХК «Череповецлес» от 01.01.2012 № 302 (с ОАО «Белозерский Леспромхоз»), от 01.01.2012 № 303 (с
ООО «Белозерсклес»), от 01.01.2012 № 304 (с ОАО «Вашкинский Леспромхоз»), от 12.04.2012 № 308 (с ЗАО «Белый Ручей»).
Согласно договорам комиссии комитент (ОАО «Белозерский Леспромхоз»,
ООО «Белозерсклес», ОАО «Вашкинский Леспромхоз», ЗАО «Белый Ручей») поручает, а комиссионер (ОАО ЛХК «Череповецлес») принимает на себя обязательства по организации продажи на экспорт лесоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 договоров комиссии объемы, спецификация, цена и условия поставки лесоматериалов согласуются с комитентом при заключении комиссионером контрактов с покупателями. Согласно пунктам 2 договоров комиссии комиссионер обязуется, в том числе, от своего имени, но за счет комитента, заключать контракты с покупателями на продажу на экспорт принадлежащего комитенту товара.
При этом к договорам купли-продажи на условиях новаций обязательств заключены дополнительные соглашения:
- от 21.05.2013 к договору купли-продажи № 302/01/2013 от 05.04.2013;
- от 03.06.2013 к договору купли-продажи № 302/02/2013 от 25.04.2013;
- от 21.05.2013 к договору купли-продажи № 303/01/2013 от 05.04.2013;
- от 21.05.2013 к договору купли-продажи № 304/01/2013 от 05.04.2013;
- от 03.06.2013 к договору купли-продажи № 304/02/2013 от 25.04.2013;
- от 21.05.2013 к договору купли-продажи № 308/01/2013 от 05.04.2013.
Дополнительными соглашениями предусмотрены новации договоров купли-продажи в договоры купли-продажи на условиях комиссии, где продавцы
(АО «Белозерский Леспромхоз», ООО «Белозерсклес», АО «Вашкинский Леспромхоз», ЗАО «Белый Ручей») выступают комитентами, ОАО ЛХК «Череповецлес» – комиссионером в части поставок в ранее оговоренных договорами купли-продажи объемах. В пунктах 2 дополнительных соглашений установлено, что взаимоотношения сторон, включая размер и порядок выплаты комиссионного вознаграждения, регулируются договорами комиссии.
Суды установили, что в Минпромторг договоры комиссии и дополнительные соглашения к договорам купли-продажи не представлялись. Кроме того, исходя из положений дополнительных соглашений новация договоров купли-продажи (изменение правоотношений) начинает действовать с момента подписания дополнительных соглашений, положений об обратной силе дополнительные соглашения не содержат. Дополнительные соглашения подписаны после обращения заявителя за выдачей лицензии, то есть не действовали в момент выдачи лицензий.
Учитывая изложенные обстоятельства, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что разовые экспортные лицензии, представленные
ОАО ЛХК «Череповецлес» при декларировании спорных товаров с целью применения тарифной квоты и, следовательно, пониженной ставки вывозной таможенной пошлины, неприменимы к данным товарам, поскольку вывезенные товары не являются предметом данных лицензий.
Судебными инстанциями принято во внимание, что спорные лицензии выданы
ОАО ЛХК «Череповецлес» не как арендатору лесных участков, а как лицу, купившему товары по договорам купли-продажи у иного арендатора лесных участков, то есть лицензии выданы на товар, принадлежащий заявителю и приобретенный именно на условиях договоров купли-продажи с арендаторами лесных участков, представленных в Минпромторг при обращении с заявлениями о выдаче лицензий. При этом в ходе камеральной таможенной проверки Таможней выявлено, что рассматриваемые товары поставлялись на условиях договоров комиссии, в соответствии с которыми к ОАО ЛХК «Череповецлес» право собственности на товар не переходило.
Ссылки подателя жалобы на дополнительные соглашения к договорам купли-продажи приведенные выводы судов не опровергают, при этом, как уже указывалось выше, в Минпромторг названные дополнительные соглашения не представлялись. Имеющиеся в деле товаросопроводительные документы доводы ОАО ЛХК «Череповецлес» о фактической поставке товара по договорам купли-продажи также не подтверждают.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом требований пункта 1 статьи 152 ТК ТС, а также о наличии у Таможни правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решений об отказе в применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины, о внесении изменений в сведения, указанные в декларациях на товары, и выставления требований об уплате таможенных платежей.
Суды также проверили соблюдение таможенным органом сроков выставления требований об уплате таможенных платежей, в том числе требования от 15.06.2016
№ 0896/16/1321, и не установили нарушения срока, установленного пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона № 311-ФЗ. Ссылки заявителя на положения пункта 12 статьи 214 Закона № 311-ФЗ о несоблюдении указанного срока не свидетельствуют, поскольку, вопреки доводам ОАО ЛХК «Череповецлес», применительно к обстоятельствам настоящего дела дата подачи временной декларации на товары не имеет правового значения для определения срока уплаты таможенных платежей в связи с об отказом Обществу в применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины и принятием Таможней решения о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ.
Иное толкование подателем жалобы положений таможенного законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом норм материального и процессуального права, соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286
АПК РФ).
Доводы Общества о наличии предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не основаны на обстоятельствах настоящего дела и подлежат отклонению.
В силу пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Податель жалобы полагает, что решение суда по настоящему делу существенно затрагивает права и интересы АО «Белозерский Леспромхоз», ООО «Белозерсклес», АО «Вашкинский Леспромхоз», принято об их правах и обязанностях, поскольку на основании обжалуемого судебного акта указанные лица должны будут уплатить денежные средства в значительном размере.
Вместе с тем предметом судебного разбирательства по настоящему делу является оспаривание ОАО ЛХК «Череповецлес» решений Таможни, принятых по результатам таможенной проверки, а также требований таможенного органа об уплате таможенных платежей. Оспариваемые решения приняты, а требования выставлены, как видно из их содержания, в отношении конкретного участника таможенных правоотношений - ОАО ЛХК «Череповецлес». Соответственно, обязанность исполнить указанные решения и требования возникает также исключительно у ОАО ЛХК «Череповецлес».
Доводы подателя жалобы о том, что выводы судов о законности требований таможенного органа об уплате таможенных платежей затрагивают права и законные интересы АО «Белозерский Леспромхоз», ООО «Белозерсклес», АО «Вашкинский Леспромхоз», а также ссылки на наличие между ОАО ЛХК «Череповецлес» и указанными лицами гражданско-правовых отношений, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов по настоящему делу. Вопреки мнению подателя жалобы, решение суда первой инстанции по настоящему делу не влечет юридических последствий в виде возникновения прав и обязанностей непосредственно у названных лиц.
Судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если данным актом устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо. В решении суда первой инстанции не содержится выводов относительно прав и обязанностей АО «Белозерский Леспромхоз»,
ООО «Белозерсклес», АО «Вашкинский Леспромхоз» по отношению к какой-либо из сторон, равно как на указанных лиц не возлагаются какие-либо обязанности. При таком положении решение суда, принятое в рамках разрешения настоящего спора, не может повлечь преюдициальных последствий для лиц, не являющихся сторонами такого спора. В данном случае наличие у лиц, не привлеченных к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе основанием для отмены судебных актов не является.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 по делу № А56-65880/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества Лесопромышленная холдинговая компания «Череповецлес» – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Александрова
Судьи
Е.С. Васильева
О.Р. Журавлева