ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-65961/2021 от 06.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 июня 2022 года

Дело №

А56-65961/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И.,
Соколовой С.В.,

при участии от Подпорожского Фонда развития экономики и предпринимательства «Центр Делового Сотрудничества» Брахалева А.М. (директор, приказ от 19.07.2001 № 1), от Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Бояркиной О.С. (доверенность от 24.05.2022 № 18-1-2151/2022),

рассмотрев 06.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области на решение Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу
№ А56-65961/2021,

у с т а н о в и л:

Подпорожский Фонд развития экономики и предпринимательства «Центр Делового Сотрудничества», адрес: 187780, Ленинградская обл., г. Подпорожье, ул. Комсомольская, д. 6, ОГРН 1024701614926, ИНН 4711005363 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А,
ОГРН 1089847260854, ИНН 7842388845 (далее - Комитет), выразившегося в незаключении соглашения о предоставлении субсидий и об обязании заключить соглашение.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022, заявленные Фондом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправомерную оценку судами первой и апелляционной инстанций доводов и доказательств, не установление обстоятельств, имеющих значение для дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым Фонду в удовлетворении заявленных требований отказать.

Податель жалобы указывает, что судами не учтено, что значения показателей результативности использования субсидий (далее – дорожная карта) были определены и установлены в ходе собеседования руководителя Фонда с членами конкурсной комиссии, что подтверждается протоколом от 15.03.2021 № 1 заседания конкурсной комиссии, а именно приложением № 1 к указанному протоколу. Как указывает Комитет, результатом предоставления субсидии является количество вновь созданных субъектов МСП и (или) зарегистрированных в установленном порядке самозанятых. Значение результативности предоставления субсидии и значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются в соглашении. Таким образом, указанные в дорожной карте Комитета мероприятия не противоречат, а лишь в отдельной части расшифровывают общие формулировки. Кроме того, содержащиеся в дорожной карте Фонда показатели не соответствовали показателям дорожной карты Комитета, занижены Фондом по сравнению со значениями, которые были определены в ходе заседания конкурсной комиссии, и Комитетом было указано на невозможность согласования такой дорожной карты и как следствие отказано в подписании соглашения. При этом, в протоколе имеется ссылка на приложение (перечень участников и сведения об организациях, а также утвержденные целевые показатели), протокол прошит и скреплен подписью должностного лица, подписан председателем, секретарем конкурсной комиссии, членами комиссии.

В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что распоряжением Комитета от 16.03.2021 № 48 «О предоставлении субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат на развитие» (далее - распоряжение № 48), Фонд признан победителем конкурсного отбора с предоставлением субсидии из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат на развитие и пунктом 2 распоряжения № 48 определено заключить с Фондом соглашение о предоставлении субсидии в срок до 14.04.2021.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2014
№ 438 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» (далее - Порядок № 438).

Пунктом 3.3 Порядка № 438 установлено, что субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого в течение 20 рабочих дней со дня издания правового акта, указанного в пункте 2.16 указанного Порядка, в том числе дополнительного соглашения к соглашению, заключенного Комитетом с организацией инфраструктуры в соответствии с типовой формой, утвержденной Комитетом финансов Ленинградской области.

Комитет направил на подписание в адрес Фонда соглашение от 05.04.2021, в приложении № 2 которого указал значение показателей результативности использования субсидии.

Фонд во исполнение пункта 3.3 Порядка № 438 представил в Комитет подписанное соглашение от 05.04.2021 № 10-р/3.8.2, а также разработанный план мероприятий по достижению показателей результативности использования субсидий - дорожную карту.

Вместе с тем Комитет письмом от 19.04.2021 № 18-1-1557/2021 сообщил Фонду о невозможности подписать соглашение в предложенной редакции, в связи с тем, что значения указанных в дорожной карте количественных показателей («количество уникальных клиентов - субъектов МПС, получивших поддержку») не соответствуют показателям, которые обсуждались в ходе заседания конкурсной комиссии.

Полагая бездействие Комитета, выразившееся в не заключении соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от 05.04.2021 № 10-Р/3.8.2 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, посчитал заявление Фонда подлежащим удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2014 № 438 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» (далее – Постановление № 438) утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области».

В соответствии Постановлением № 438 Комитет распоряжением № 48 признал Фонд победителем конкурсного отбора, Фонд направил в адрес Комитета соглашение о предоставлении субсидий, и в ответ на указанное обращение Фонда Комитет письмом от 19.04.2021 № 18-1-1557/2021 указал, что направленное для заключения соглашение не может быть заключено в предложенной редакции, поскольку в составе конкурсной заявки на предоставление субсидии на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, Фондом не была предоставлена информация о показателе результативности субсидии «количество уникальных клиентов - субъектов МСП, получивших поддержку».

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив материалы дела, отклонили доводы Комитета о том, что соглашение не было подписано с его стороны правомерно вследствие несогласования дорожной карты, представленной Фондом (содержащиеся в дорожной карте Фонда показатели не соответствовали показателям из дорожной карты Комитета, в том числе значения показателя «Количество уникальных клиентов - субъектов МСП, получивших поддержку»), обоснованно сославшись на пункт 3.10 Порядка, которым определено, что результатом предоставления субсидии является количество вновь созданных субъектов МСП и(или) зарегистрированных в установленном порядке самозанятых, а показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является увеличение количества услуг, предоставляемых организацией инфраструктуры субъектам МСП и физическим лицам, заинтересованным в организации предпринимательской деятельности, а также самозанятым. Значение результата предоставления субсидии и значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются в соглашении.

Суды учли, что подпунктом (г) пункта 4.3.10 соглашения установлено обязательство разработать и представить в Комитет в трехдневный срок после заключения соглашения дорожную карту, а в соответствии с подпунктом (а) пункта 4.1.9. соглашения, главный распорядитель (Комитет) обязан согласовать план мероприятий (дорожную карту) по достижению показателей результативности использования субсидии в срок не позднее пяти рабочих дней со дня ее представления получателем, в связи с чем пришли в обоснованному выводу о том, что дорожная карта разрабатывается после подписания соглашения.

В этой связи, суды правомерно указали, что с учетом установленных пунктом 4.1.9 соглашения сроков согласования дорожной карты (не позднее 5 рабочих дней с даты ее предоставления получателем), незаключение Комитетом соглашения ввиду расхождений в дорожной карте неправомерно.

Кроме того, суды отметили, что дорожная карта, представленная Фондом, сделана по форме, определенной соглашением, содержала показатель результативности использования субсидии, определенный Порядком № 438, его количественное значение соответствовало поданной заявке.

Суды также исследовали и обоснованно отклонили довод Комитета о том, что на странице 3 протокола заседания конкурсной комиссии от 15.03.2021 № 1, представленного Комитетом в суд, имеется ссылка на приложение 1 (перечень участников и сведения об организациях, а также утвержденные целевые показатели результативности субсидии), а протокол прошит и скреплен подписью должностного лица, правомерно указав, что данный факт не опровергает то обстоятельство, что протокол не является доказательством согласования с Фондом количественных показателей результативности использования субсидии.

Так, суды приняли во внимание, что приложение 1 к протоколу от 15.03.2021 № 1 подготавливает секретарь комиссии на основании поданных заявок и как видно из предоставленного приложения, шапка его содержит графы с результатом (количество созданных субъектов МСП и/или самозанятых) и показателем (количество услуг) соответствующие пункту 3.10 Порядка.

При этом ссылка на приложение 1 в протоколе от 15.03.2021 № 1 имеется именно в части доклада секретаря комиссии. Факт согласования показателей Фонд отрицает и иного Комитетом не доказано.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали бездействие Комитета, выразившееся в незаключении с Фондом соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области незаконным и обязали Комитет заключить соглашение.

Оснований не согласится с указанным выводом суд кассационной инстанции не находит.

Доводы Комитета, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.

Несогласие подателя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций не является процессуальным основанием отмены судебных актов, принятых с соблюдением норм материального и процессуального права.

Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы Комитета.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу № А56-65961/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Л.И. Корабухина

С.В. Соколова