ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-66845/2021 от 14.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 марта 2022 года

Дело №А56-66845/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Протас Н.И., Фуркало О.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43617/2021) ПАО «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 по делу № А56-66845/2021, принятое

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью «Смарт Электрик»

об оспаривании решения и предписания,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее – заявитель, Обществ, ПАО «Россети Ленэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – антимонопольный орган, УФАС) от 26.04.2021 по делу № Т02-350/21.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Смарт Электрик».

Решением суда первой инстанции от 18.11.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, действующее законодательство не содержит запрета на применение в закупочной документации отборочных и оценочных критериев, связанных с предметом закупки. Кроме того, установление Организатором торгов в конкурсной документации критерия отбора «опыт выполнения аналогичных работ» в полной мере соответствует Положению о закупке.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,31.03.2021 ПАО «Россети Ленэнерго» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение № 32110146634 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ № 2 Бор филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Тихвинские электрические сети, модернизация системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ № 34 Свирская филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Новоладожские электрические сети, модернизацию системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ № 713 РЦ-11 филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети, модернизацию системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ № 720 Мга филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Новоладожские электрические сети, модернизацию системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ № 728 Арбузово филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Новоладожские электрические сети, модернизацию системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ № 729 Павлово новая филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Новоладожские электрические сети, модернизацию системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ Ирмино филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети, модернизацию системы сбора и передачи информации ПС 35 кВ Низино филиала ПАО «Россети Ленэнерго» Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети (ПР) (211156), включая конкурсную документацию.

Начальная максимальная цена контракта 15331680 руб.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ПАО «Россести».

В Управление поступила жалоба ООО «Смарт Электрик» (от 08.04.2021 вх. №11780-ЭП/21) на действия организатора торгов в части установления в Документации необоснованных требований.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Смарт Электрик» Управлением 26.04.2021 вынесено решение по делу № Т02-350/21, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); в действиях Организатора торгов признаны нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное путем незаконного предъявления в пункте 18 таблицы 2 «Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки» часть II Документации к участникам закупки дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования об обязательном наличии опыта выполнения работ по модернизации систем сбора и передачи информации за последние 3 года до даты окончания подачи заявок по договорам на сумму 70% от начальной максимальной цены (пункт 2); организатору торгов решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем проведения и завершения процедуры Закупки без учета требований, указанных в пункте 18 таблицы 2 «Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки» часть II Документации (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).

В соответствии с выданным предписанием от 26.04.2021 организатору торгов предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении Закупки, путем проведения и завершения процедуры Закупки без учета требований, указанных в пункте 18 таблицы 2 «Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки» части II Документации о закупке.

Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенных решения и предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона №223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 10 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 9 ст. 3.2 Закона №223-Ф3 для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу части 8 статьи 4 Закона №223-Ф3 извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно части 5 статьи 4 Закона №223-Ф3, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и 5 А56-66845/2021 документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 18 таблицы 2 «Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки» части II Документации к участникам Закупки предъявляется требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг: проектных работ по модернизации систем сбора и передачи информации объектов электросетевого комплекса за последние 3 года до даты окончания подачи заявок (период с 08.04.2018 по 08.04.2021). Учитываются договоры на выполнение проектных работ по модернизации систем сбора и передачи информации объектов электросетевого комплекса за последние 3 года до даты окончания подачи заявок (период с 08.04.2018 по 08.04.2021) стоимостью не менее 70% от НМЦ текущей закупки каждый.

В целях соблюдения указанного требования участником Закупки в заявке должны быть представлены:

-Форма №15 «Справка об опыте выполнения аналогичных работ» (в случае не предоставления, наличие опыта выполнения аналогичных работ считается не подтвержденным);

-копии договоров на выполнение проектных работ по модернизации систем сбора и передачи информации объектов электросетевого комплекса за последние 3 года до даты окончания подачи заявок (период с 08.04.2018г. по 08.04.2021г.) (в случае не предоставления, данный договор не учитывается при определении наличия опыта выполнения аналогичных работ);

- копии актов о приемке выполненных работ (в случае не предоставления, данный договор не учитывается при определении наличия опыта выполнения аналогичных работ) (предоставляется в составе 2 части заявки).

Несоответствие указанному требованию влечет отклонение такой заявки на основании пункта 6.2.3 части I Документации.

Вместе с тем, как верно указал суд, нормами действующего законодательства не предусмотрено каких-либо положений, которые обязывали бы потенциальных участников Закупки обладать указанным в пункте 18 таблицы 2 или любым иным опытом выполнения работ по модернизации систем сбора и передачи информации, равно как и не предусмотрено ограничений к лицам, оказывающим услуги в рамках предмета Закупки, о минимальном необходимом опыте выполнения таких работ.

В рассматриваемом случае, при установление Организатором торгов указанных требований создаются такие условия, при которых потенциальные участники Закупки, осуществляющие свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства и располагающие необходимой квалификацией и ресурсами, но не имеющие опыта выполнения работ по модернизации систем сбора и передачи информации, в том числе за последние 3 года до даты окончания подачи заявок, необоснованно ограничены в своем праве принять участие в процедуре Закупки.

Следовательно, можно сделать вывод, что Организатором торгов применяется дискриминационное и необоснованно ограничивающее конкуренцию требование об обязательном наличии опыта выполнения работ по модернизации систем сбора и передачи информации за последние 3 года до даты окончания подачи заявок по договорам на сумму 70% от начальной максимальной цены, чем нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Доводы Общества о том, что установление Организатором торгов в конкурсной документации критерия отбора «опыт выполнения аналогичных работ» в полной мере соответствует Положению о закупке, подлежит отклонению, поскольку установление соответствующих критериев не должно влечь нарушение установленных частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ принципов, а также запретов, содержащихся в части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Более того, указанное Приложение к Единому стандарту закупок ПАО «Россети» заявителем в материалы дела не представлены, что также не позволяет сделать вывод о соответствии установленных требований Положению о закупке.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 ноября 2021 года по делу № А56-66845/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Н.И. Протас

О.В. Фуркало