ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-66970/2022 от 17.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 января 2024 года

Дело №А56-66970/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мельниковой Н.А.

судей Смирновой Я.Г., Целищевой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания: Москалец О.Е.

при участии: согласно протоколу

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31563/2023) акционерного общества «Невский экологический оператор» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 по делу № А56-66970/2022, принятое

по иску товарищества собственников жилья «Кондоминимум-72»

к акционерному обществу «Невский экологический оператор»

3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

об урегулировании существенных условий договора

установил:

товарищество собственников жилья "Кондоминимум-72" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее – ответчик) об урегулировании существенных условий Договора № 1262785-2022/ТКО от 30.12.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО, а именно изложить спорные в следующей редакции:

п. 1.3 – «В рамках настоящего Договора Потребителем организована двухпоточная система складирования (накопления) твердых коммунальных отходов:

контейнер 0,66 куб.м. синего цвета для смешанных сухих твердых коммунальных отходов (бумаги, пластика, металла и стекла),

контейнер 0,66 куб.м. зеленого цвета для смешанных влажных твердых коммунальных отходов, установленных в помещении № III, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома.

п.4.1 – «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505 «Об утверждении Правило коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом:

расчетным путём, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и вывезенных за расчетный период».

в приложении №1 к договору столбец 9 заменить «По объему и количеству вывезенных контейнеров».

К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Решением суда от 27.06.2023 спорные пункты договора изложены в следующей редакции:

п. 1.3 – «В рамках настоящего Договора Потребителем организована двухпоточная система складирования (накопления) твердых коммунальных отходов:

контейнер 0,66 куб.м. синего цвета для смешанных сухих твердых коммунальных отходов (бумаги, пластика, металла и стекла),

контейнер 0,66 куб.м. зеленого цвета для смешанных влажных твердых коммунальных отходов, установленных в помещении № III, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома.

п.4.1 – «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505 «Об утверждении Правило коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом:

расчетным путём, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и вывезенных за расчетный период».

в приложении №1 к договору столбец 9 заменить «По объему и количеству вывезенных контейнеров».

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что при согласовании пункта 4.1 договора судом не учтено отсутствие технической возможности требуемого истцом способа учета ТКО, которые в своем составе имеют крупногабаритные отходы (далее - КГО), тогда как место накопления КГО в договоре не определено. Также ответчик полагает, что судом не применены положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

В судебном заседании ответчик доводы жалобы поддержал, истец против удовлетворения жалобы возражал.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 23.03.2022 в адрес истца от ответчика поступил проект договора №1262785-2022ЛГКО от 30.12.2021. После ознакомления с условиями договора, истец направил в адрес ответчика, подготовленный протокол разногласий к договору (включая пункт 4.1).

23.06.2022 от ответчика поступил протокол урегулирования разногласий к договору, согласно которому ответчик указал согласованную между сторонами редакцию регионального оператора.

20.09.2022 ответчик уведомлен о переходе на двухконтейнерную (двухпоточную) систему раздельного накопления ТКО с 01.10.2022 (исх. № 02/09 от 16.09.2022).

13.10.2022 ответчик предложил рассмотреть вопрос использования двухпоточной системы раздельного накопления ТКО на контейнерной площадке, которое принято ТСЖ «Кондоминиум-72» (исх. №НЭ0/2022-10712 от 13.10.2022).

19.10.2022 истец повторно уведомил о переходе с 01.10.2022 на двухконтейнерную (двухпоточную) систему раздельного накопления ТКО (№ 01/10 от 19.10.2022).

01.11.2022 ответчик направил письмо о разъяснении по вопросу организации РНО, а именно необходимыми условиями было проведение собрания собственников (проведено 23.03.2022, и согласие ответчика (получено 13.10.2022). Раздельный сбор мусора производится только одним МКД по адресу: Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 72, корп. 1 (исх. № НЭО/2022-12512 от 01.11.2022).

03.11.2022 истец письмом дополнительно сообщил о расположении контейнерной площадки в помещении общего имущества МКД, в котором имелись два контейнера синего (для смешанных сухих ТКО) и зеленого (для смешанных влажных ТКО) цвета. За наполнением контейнером ведется контроль ответственным лицом, согласно назначению и исполнению Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга № 371-р от 01.07.2022 «Об утверждении Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга (исх № 01/10 от 03.11.2022).

30.11.2022 ответчик направил письмо о согласовании типа накопления ТКО.

06.12.2022 истец письмом сообщил, что по решению собственников МКД контейнеры для двух поточной системы раздельного накопления отходов расположить в помещении № III, входящем в состав общего имущества МКД.

15.11.2022 истец обратился в Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга о предоставлении места размещения контейнерной площадки у дома по адресу: Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 71, корпус 1, Литер А (письмо № 4/11).

12.12.2022 Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга сообщила о невозможности на прилегающем к дому земельному участку разместить контейнерную площадку и сообщила, что будет выезд на осмотр территории (№ ОБ-23241/22-0-1).

17.01.2023 Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга направила письмо по итогам осмотра прилегающего земельного участка и об отсутствии возможности размещения контейнерной площадки. При этом, отсутствие контейнерной площадки не может быть основанием для невозможности организовать раздельный сбор мусора в жилом доме согласно распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р «Об утверждении Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга».

Отказ от подписания Договора на условиях, предложенных Обществом, послужил основанием для обращения Товарищества с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования в части, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила N 1156, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.

В данном случае разногласия сторон договора связаны с определением порядка коммерческого учета ТКО - по нормативу накопления отходов (в редакции ответчика) и исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (в редакции истца).

Суд первой инстанции принял спорные условия договора в редакции истца, правомерно посчитав, что истец с учетом пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) вправе выбрать один из способов коммерческого учета ТКО.

Доводы ответчика об обратном подлежат отклонению в силу следующего.

Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (статья 5 Закона N 89-ФЗ).

Таким образом, принимаемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов государственной власти правила коммерческого учета ТКО, исходя из принципа субординационной коллизии нормативных правовых актов, не могут противоречить Закону N 89-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон N 89-ФЗ в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).

Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, что согласуется с изложенными в абзаце 6 пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) статьей 6 Закона N 89-ФЗ отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, только при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО (пункт 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).

Указанный порядок, исходя из положений пункта 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, подлежит применению равным образом как для жилых домов, так и для нежилых зданий.

В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержден Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее по тексту - Порядок N 371-р).

С учетом изложенного, спорное условие договора о порядке накопления объема ТКО подлежит определению с учетом действия Порядка N 371-р.

Судом обоснованно принято во внимание письмо Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отсутствии возможности размещения контейнерной площадки, а также Распоряжение Комитета от 01.07.2022 № 371-р, которым предусмотрено размещение контейнеров в самом МКД с учетом требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, судом правомерно учтено, что собственниками помещений приняты решения по способу оплаты вывоза ТКО с человека по фактическому объему вывезенного ТКО и организации двухпоточной системы раздельного накопления ТКО в силу ст. 44 ЖК РФ (протоколы № 01/22 от 23.03.2022, и № 5/22 от 13.12.2022 и др. представлены ГЖИ СПБ 14.03.2023). Письмами от 20.09.2022, 19.10.2022, 03.11.2022, направленными в адрес ответчика, истец неоднократно уведомлял о переходе на двухпоточную систему раздельного накопления ТКО с 01.10.2022, о расположении контейнерной площадки в помещении № III общего имущества МКД.

Учитывая, что Истцом представлены в материалы дела доказательства организации в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора в соответствии с правилами, установленными Порядком N 371-р, у суда первой инстанции имелись основания для определения объема накопления ТКО с учетом позиции истца, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено, оснований для отмены судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 по делу № А56-66970/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Мельникова

Судьи

Я.Г. Смирнова

Н.Е. Целищева