ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
08 февраля 2018 года
Дело №А56-67866/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 16.06.2017
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 09.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34267/2017) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2017 по делу № А56-67866/2017 (судья Ресовская Т.М), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис №1 Василеостровского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене предписания № 08/11147-8 от 24.08.2017
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №1 Василеостровского района" (адрес: 199106, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, <...>, лит. А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, далее – заинтересованное лицо, ГЖИ, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 24.08.2017 № 08/11147-8.
Решением суда первой инстанции от 17.11.2017 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое предписание признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, предписание выдано при выявлении нарушений, не сопровождающихся проведением проверки в рамках Закона № 294-ФЗ, т.е. Инспекция действовала в рамках предоставленных ей законом полномочий и в соответствии с действующим законодательством, предписание выдано уполномоченным лицом, является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга от 08.08.2017 на основании распоряжения начальника инспекции от 16.08.2017 № 35-р в целях проверки готовности исполнителей коммунальных услуг к отопительному сезону на основании пункта 2.27 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге (далее - Правила), введенных в действие с 04.06.2014 протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №7, совместно с Администрацией Василеостровского района проведена проверка готовности многоквартирных домов к отопительному сезону 2017-2018 гг.
В ходе проведения осмотра по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гаванская, д.16, литера А, Инспекцией установлено, что в подвале дома отсутствуют продухи, предусмотренные проектом дома, температурно-влажностный режим не соответствует нормативам, подвал частично подтоплен, отсутствует крышка на рубильнике, имеются скрутки, отсутствует бирка, не обжаты концевики в главном распределительном щите (далее - ГРЩ), отсутствуют рассеиватели на светильниках в помещении ГРЩ. Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4, 2.6.6, 4.1.3, 4.1.15, 2.6.2, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.4, 2.6.2, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
В связи с тем, что деятельность по управлению многоквартирным домом по указанному выше адресу на основании договора от 09.01.2017 № 49-2017-У осуществляет ООО "Жилкомсервис №1 Василеостровского района", Обществу 24.08.2017 выдано предписание №08/11147-8, об устранении в срок до 04.09.2017 нарушения Правил № 170.
Полагая, что предписание вынесено с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ), Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как правомерно констатировал суд первой инстанции, применительно к статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и с учетом осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД по адресу Санкт-Петербург, ул. Гаванская, д.16, литера А на основании договора от 09.01.2017 № 49-2017-У, Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Инспекция, выявив факт нарушения пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4, 2.6.6, 4.1.3, 4.1.15, 2.6.2, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.4, 2.6.2, 5.6.2, 5.6.6 Правил № 170, выдала Обществу оспариваемое предписание. Признавая означенное предписание незаконным, суд первой инстанции указал, что предписание выдано без проведения проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ, либо проверки соблюдения лицензионных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 № 1849 утверждено "Положение о Государственной жилищной инспекции Санкт- Петербурга" (далее - Положение № 1849).
В силу пункта 2 Положения № 1849 основными задачами Инспекции являются осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 776 утвержден "Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга" (далее - Порядок).
Пунктом 19 Порядка установлено, что предметом проверок является соблюдение органами власти, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию; к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; к управлению многоквартирными домами. 4
Таким образом, Инспекция, действуя в пределах своей компетенции при выявлении нарушений требований, установленных жилищным законодательством, вправе выдать предписание об устранении выявленных нарушений как это предусмотрено частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
При этом само по себе наличие полномочий у заинтересованного лица на выдачу предписаний не освобождает должностных лиц административного органа от соблюдения ими установленных законом процедур выдачи (принятия) соответствующих актов.
Деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, до 01.05.2015 являлась предметом государственного жилищного надзора.
Под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).
Федеральным законом N 255-ФЗ изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (действует с 01.05.2015).
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Пунктом 1.3 статьи 161 и частью 1 статьи 192 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьей 192 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение № 1110).
В силу подпункта «а» пункта 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Как следует из текста оспариваемого предписания, оно выдано по результатам внеплановой выездной проверки за соблюдением лицензионных требований, установленных действующим законодательством.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что предметом проводимой проверки являлось не соблюдение лицензионных требований, а контроль за соблюдением Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, введенных в действие протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014г. № 7. Это следует из содержания распоряжения ГЖИ от 16.08.2017 № 35-р.
Названными Правилами подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге предусмотрено, что проверка проводится на основании сводного плана и оформляется Актом проверки готовности к отопительному периоду (приложение № 18 к Правилам). При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.
Вместе с тем, результаты проведенной проверки оформлены протоколом осмотра, составленным 23.08.2017г. по правилам статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иных материальных носителей результатов проверки в материалах дела не имеется.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении лицензионного контроля могут устанавливаться другими федеральными законами (пункт 2 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Вместе с тем, как указано выше, предметом проверки являлся контроль за соблюдением Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, введенных в действие протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014г. № 7 (распоряжение ГЖИ от 16.08.2017 № 35-р). Оспариваемое предписание выдано 24.08.2017 после составления протокола осмотра от 23.08.2017 № 08/11147.
Как верно указал суд первой инстанции, выдача предписания вне процедуры проведения проверки является грубым нарушением действующего законодательства и влечет признание выданного предписания недействительным (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2015 № 309-КГ14-7461, от 05.08.2015 № 302-КГ15-10128, от 31.08.2015 № 302-КГ15-10948, от 01.10.2015 № 302-КГ15-11889, от 25.10.2016 № 309-КГ16-14094).
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2017 по делу № А56-67866/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б. Лопато
Судьи
А.Б. Семенова
В.М. Толкунов