ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 февраля 2022 года
Дело №А56-68167/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1, на основании доверенности от 18.10.2021,
от заинтересованного лица: представитель ФИО2, на основании доверенности от 25.08.2021,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-205/2022) Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2021 по делу № А56-68167/2021, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Богатырь» (адрес: Россия, 187000, <...>, А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.12.2005, ИНН: <***>)
заинтересованное лицо: Администрация Муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (адрес: Россия,187000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2005, ИНН: <***>)
третье лицо: Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (адрес: Россия,199004, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 26, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2002, ИНН: <***>)
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Богатырь» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее - Администрация) об отказе в выдаче разрешения на строительство от 20.05.2021 объекта капитального строительства - здания канализационной насосной станции на земельном участке по адресу: <...>, кадастровый номер 47:26:0601008:4, обязании Администрации в течение пяти дней с момента вступления в силу решения суда повторно рассмотреть заявление Общества о выдаче разрешения на строительство указанного объекта капитального строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Управление).
Решением от 20.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация подала апелляционную жалобу, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии с предоставленным градостроительным планом земельного участка от 10.09.2020 № РФ 4741710520200326 земельный участок, на котором планируется размещение объекта капитального строительства, находится в зоне затопления территории г. Тосно, прилегающей к руслу реки Тосна; считает, что судом не исследовалась достаточность мер защиты, предусмотренных проектной документацией.
В судебном заседании Администрация поддержала доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать.
К апелляционной жалобе Администрацией приложено новое доказательство, а именно: письмо от 22.12.2021 № 05-01-08-5288/2021, ранее не представленное в суд первой инстанции. Принимая во внимание отсутствие мотивированного ходатайства о приобщении этого доказательства, апелляционный суд не нашел оснований для его приобщения к материалам дела. В связи с тем, что данный документ подан в электронном виде, фактическому возврату на бумажном носителе он не подлежит.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Обществом (арендатор) и Администрацией (арендодатель) 27.11.2018 заключен договор № 17918 (далее - договор) аренды земельного участка площадью 9 588 кв.м с кадастровым номером 47:26:0601008:4, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: коммунальное обслуживание, для строительства объектов, предназначенных для водоснабжения и водоотведения торгово-выставочного комплекса.
Участок передан арендатору по акту от 27.11.2018.
Договор прошел государственную регистрацию, о чем регистрирующим органом в ЕГРН сделана запись от 11.02.2019 № 47:26:0601008:4-47/029/2019-8.
По заявлению Общества от 14.05.2019 № 02-18-1971/19 Отделом территориального планирования и градостроительного зонирования комитета по архитектуре и градостроительству Администрации 10.09.2020 подготовлен и выдан градостроительный план спорного земельного участка № РФ-47-4-17-105-2020-0326; на чертеже обозначены границы, в пределах которых Обществу разрешено строительство объектов капитального строительства.
Общество направило в Администрацию заявление о выдаче разрешения на строительство на арендуемом земельном участке объекта капитального строительства - здания канализационной насосной станции.
Решением от 20.05.2021 Администрация, сославшись на установленный в статье 67.1 Водного кодека Российской Федерации запрет строительства объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления, на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство.
Посчитав названное решение Администрации незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу части 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» (далее - Постановление № 360) зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». К указанному заявлению прилагаются перечисленные в части 7 статьи 51 ГрК РФ документы.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 названной статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Решением от 20.05.2021 Администрация в порядке части 13 статьи 51 ГрК РФ отказала Обществу в выдаче разрешения на строительства, указав, что поскольку в отношении спорного земельного участка установлена зона затопления, подтопления, в силу пункта 1 части 6 статьи 67.1 ВК РФ строительство объекта капитального строительства без обеспечения инженерной защиты такого объекта от затопления и подтопления запрещено.
В соответствии с частью 6 статьи 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в границах зон затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, установлен исчерпывающий перечень запрещенных к осуществлению видов деятельности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно сведениям ЕГРН с 12.08.2019 земельный участок с кадастровым номером 47:26:0601008:4 расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления).
При этом, как видно из материалов дела, земельный участок был предоставлен Обществу по договору для строительства объектов, предназначенных для водоснабжения и водоотведения торгово-выставочного комплекса; Отделом территориального планирования и градостроительного зонирования комитета по архитектуре и градостроительству Администрации 10.09.2020 Обществу выдан градостроительный план спорного земельного участка № РФ-47-4-17-105-2020-0326; на чертеже обозначены границы, в пределах которых Обществу разрешено строительство объектов капитального строительства.
Из буквального содержания нормы части 6 статьи 67.1 ВК РФ следует, что в границах зон затопления, подтопления запрещено строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.
Толкование указанной нормы права, направленной на защиту имущественных интересов собственников объектов недвижимости от подтопления, позволяет сделать вывод, что недопустимо строительство таких объектов и их ввод в эксплуатацию лишь до проведения защитных мероприятий, что ставило бы под угрозу в том числе жизнь и безопасность людей.
Как обоснованно отметил суд, каких-либо препятствий для одновременного строительства капитальных строений и защитных сооружений в зоне подтопления действующее законодательство не содержит.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 67.1 ВК РФ).
Кроме того, суд верно сослался на то, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 33 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ»"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 01.01.2022 (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 этой статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 01.01.2022, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 01.01.2022, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство.
Как указал заявитель в обоснование заявления, проектной документацией, которая была представлена в Администрацию в составе заявления на выдачу разрешения на строительство, предусмотрены, в том числе мероприятия по инженерной защите территории от затопления, подтопления.
Вместе с тем указанные обстоятельства и достаточность предусмотренных проектом мероприятий для инженерной защиты объекта от затопления, подтопления Администрацией не оценивались.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, приняв во внимание, что сам по себе факт расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования (затопления и подтопления) не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в порядке части 13 статьи 51 ГрК РФ, суд пришел к правомерному выводу, что указанное Администрацией в решении от 20.05.2021 основание не является основанием для отказа в выдаче Обществу разрешения на строительство, в связи с чем удовлетворил требования Общества.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции судебного акта.
Апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2021 по делу № А56-68167/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
К.В. Галенкина
Судьи
Ю.С. Баженова
Н.С. Полубехина