ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-68629/2023 от 08.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 февраля 2024 года

Дело №А56-68629/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 17.07.2023

от заинтересованного лица: 1), 2) не явились, извещены, 3) ФИО3 по доверенности от 04.10.2023 (онлайн), 4) ФИО4 по доверенности от 29.12.2023

от 3-го лица: ФИО5 по доверенности от 10.01.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38550/2023) ИП ФИО6 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2023 по делу № А56-68629/2023 (судья Соколова Н.Г.), принятое

по заявлению ИП ФИО6

к 1) Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, 2) Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа пос.им.Морозова" Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Кудровская средняя общеобразовательная школа №1", 3) ООО "Энергостроймонтаж", 4) Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

3-е лицо: Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Фонд имущества Ленинградской области»

об оспаривании,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО6 (далее - Предприниматель) обратился в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений комиссии по осуществлению закупок, оформленных протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе N 0345300098623000001 от 27.06.2023, протоколом подведения итогов электронного конкурса N 0345300098623000001 от 27.06.2023; о признании недействительным открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту (изв. N 0345300098623000001), контракта от 14.07.2023, заключенного между МОУ "СОШ пос. им. Морозова" (далее - Учреждение) и ООО "Энергостроймонтаж" по итогам конкурса; об обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе и подведения итогов конкурса; об оспаривании решения Ленинградского УФАС России (далее - Управление) N 047/06/48-1784/2023 от 07.07.2023.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области".

Решением суда от 18.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, решение суда является незаконным, принятым с нарушением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Управления, ООО "Энергостроймонтаж" и третьего лица просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Предпринимателем к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 11.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0345300098623000001 на капитальный ремонт спортивной площадки МОУ "СОШ пос. им. Морозова" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Морозовское городское поселение, городской <...> уч. N 20 (НМЦК 35 025 169,34 рублей).

По извещению N 0345300098623000001 Заказчиком является: МОУ "Средняя общеобразовательная школа пос. им. Морозова".

27.05.2023 от Предпринимателя на электронную площадку предъявлена жалоба на положения извещения.

02.06.2023 по делу N 047/06/42-1288/2023 Управлением вынесено Решение о признании жалобы частично обоснованной (нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ), предписание об устранении выявленных нарушений не выдано, так как в материалы дела не представлено доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки.

05.06.2023 от Предпринимателя на электронную площадку подана жалоба на действия конкурсной комиссии Заказчика, в частности присвоению заявке Предпринимателя "0" баллов по неценовому критерию.

13.06.2023 Управление вынесло решение N 047/06/48-1406/2023. В действиях заказчика признаны нарушения пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, повторном рассмотрении заявок участников открытого конкурса в электронной форме.

Во исполнение предписания по делу N 047/06/48-1406/2023 повторно рассмотрены поданные заявки на участие в конкурсе.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе от 27.06.2023 заявка Предпринимателя (N 41179) признана соответствующей требованиям извещения. По критерию оценки "Квалификация участников закупки" заявке N 41179 присвоено "0" баллов в связи с тем, что участником не представлены документы, соответствующие требованиям, установленным извещением и приложениями к нему.

Согласно Протоколу подведения итогов электронного конкурса N 0345300098623000001 от 27.06.2023 заявка Заявителя N 41179 отклонена по следующим основаниям: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 (единые требования к участникам закупок) статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Отклонение по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона 44-ФЗ.

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: общий размер обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров составляет сумму, превышающую установленный первый уровень ответственности (шестьдесят миллионов рублей).

Таким образом, участник закупки в связи с несоответствием размера обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров в саморегулируемой организации цене предложения об исполнении контракта, не соответствует требованиям части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

30.06.2023 от Предпринимателя на электронную площадку подана жалоба на действия конкурсной комиссии Заказчика, выраженные в отклонении его заявки и направлении проекта контракта ООО "Энергостроймонтаж" (далее - Общество).

07.07.2023 Комиссией Управления вынесено решение по делу N 047/06/48-1784/2023, согласно которому жалоба Предпринимателя признана необоснованной.

14.07.2023 между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 501 по вышеуказанной закупке.

Не согласившись с итогами конкурса, решением Управления от 07.07.2023 по делу N 047/06/48-1784/2023, контрактом от 14.07.2023, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Частью 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; 4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) проект контракта; 6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок: а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"; б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"; в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Из части 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ следует, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: 1) члены комиссии по осуществлению закупок: а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке; б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки); 2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 27.06.2023 Комиссия Заказчика рассмотрела и оценила заявки, поданные на участие в конкурсе в соответствии с требованиями извещения. Результаты оформлены Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе N 0345300098623000001 от 27.06.2023. Согласно указанному протоколу, по критерию оценки "Квалификация участников закупки" заявке N 41179 присвоено "0" баллов в связи с тем, что участником не представлены документы, соответствующие требованиям, установленным извещением и приложениями к нему (Приложение N 3.1, 4 к извещению), а именно: не представлен обязательный документ "Предложение в отношении квалификации".

В приложении N 3.1 к извещению установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в целях оценки, включающий, в том числе, документ "предложение участника закупки в отношении квалификации" (далее - предложение в отношении квалификации), а также, что к оценке принимаются документы в случае их предоставления в заявке в полном объеме.

Указанный порядок оценки заявок указан в действующем Извещении.

В Решении Управления от 02.06.2023 обоснованно указано на неправомерность установления требования к форме документа "Предложение участника закупки в отношении квалификации" в виде таблицы.

Между тем, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае присвоение заявки Предпринимателя "0" баллов не повлекло нарушений его прав при подведении итогов конкурса ввиду следующего.

В соответствии с частью 15 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи: 1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;

б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;

9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 15 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает:

1) в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) в единой информационной системе - информацию, указанную в подпунктах "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупок, первые и вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об 7 осуществлении закупки, идентификационные номера таких заявок. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте (пункт 16 статьи 48 Закона N 44-ФЗ).

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:

1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;

2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;

3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;

4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;

5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;

6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;

7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона (часть 17 статьи 48 Закона N 44-ФЗ).

Частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.

Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса N 0345300098623000001 от 27.06.2023 заявка Предпринимателя (N 41179) отклонена в связи несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 (единые требования к участникам закупок) статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Отклонение по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона 44-ФЗ.

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: общий размер обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров составляет сумму, превышающую установленный первый уровень ответственности (шестьдесят миллионов рублей).

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

Также, должна быть соблюдена совокупность условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

С учетом требований установленных в пункте 5 Приложения N 3 к Извещению, части 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ участник закупки с извещением 0345300098623000001 должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В силу части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Согласно части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Для соблюдения части 12 статьи 55.16 ГрК РФ член СРО должен обладать уровнем ответственности соразмерным предложенной цене по одному договору.

Для соблюдения части 13 статьи 55.16 ГрК РФ член СРО должен обладать уровнем ответственности соразмерным предельному размеру обязательств по всем договорам.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Предприниматель с 10.08.2020 обладает (https://reestr.nostroy.ru/member/5821290):

- первым уровень ответственности по части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, что позволяло ему (на 27.06.2023 и 07.07.2023) заключать один контракт на сумму не более шестидесяти миллионов рублей;

- первым уровень ответственности по части 13 статьи 55.16 ГрК РФ, что позволяло ему (на 27.06.2023 и 07.07.2023) суммарно иметь предельный размер обязательств по таким договорам, который не превышает шестидесяти миллионов рублей.

Предложение Предпринимателя цены контракта в настоящей закупке составляло 33 900 000 рублей, соответственно, первого уровня ответственности достаточно для соответствия заявки только требованиям части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Однако, на дату рассмотрения заявок Заказчиком (27.06.2023) Предприниматель не обладал необходимым уровнем ответственности по части 13 статьи 55.16 ГрК РФ (имея первый уровень ответственности), в то время как размер обязательств суммарно превышал 60 млн.

На 27.06.2023 у Предпринимателя имелись следующие действующие обязательства по контрактам, заключенным в рамках Закона N 44-ФЗ, а именно:

- Контракт с реестровым номером N 2470501191522000008 заключен 21.06.2022 на сумму 16 511 551,79 рублей (обязательства на сумму 13 734 341,07 рублей приняты по контракту лишь 25.07.2023), что подтверждается данными ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/info.html?id=1704606; предмет контракта - Капитальный ремонт спортивной площадки ГБПОУ ЛО "Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского";

- Контракт с реестровым номером N 3471901609223000007 заключен 24.04.2023 на сумму 10 561 269,44 рублей (обязательства на сумму 10 561 269,44 рублей приняты по контракту лишь 25.08.2023), что подтверждается данными ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/info.html?id=3311111; предмет контракта - Капитальный ремонт спортивной площадки МБОУ "Кобраловская ООШ" по адресу: <...>;

- Контракт с реестровым номером N 3471901614123000007 заключен 23.04.2023 на сумму 9 960 030,42 рублей (обязательства на сумму 9 960 030,42 рублей приняты по контракту лишь 30.08.2023), что подтверждается данными ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/info.html?id=3295760; предмет контракта - Капитальный ремонт спортивной площадки в МБОУ "Большеколпанская СОШ" по адресу: 188349, <...>.

Поскольку на 27.06.2023 у предпринимателя имелись действующие обязательства по данным 3 контрактов на сумму, превышающую 30 млн., и предложение Заявителя по данной закупке было также более 30 млн., следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что первый уровень ответственности (с пределом в 60 млн.) не обеспечивал необходимые условия соблюдения части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Доводы Предпринимателя о том, что работы по вышеуказанным контрактам, которые при проверке соответствия уровня ответственности включены в расчет фактического совокупного размера обязательств, относятся к работам по благоустройству территории, а не к работам по капитальному ремонту, в связи с чем стоимость по данным контрактам не должна учитываться в полном объеме, правомерно отклонены судом, как не соответствующие фактическим обстоятельствам. Предметом по названным контрактам являлся именно капитальный ремонт спортивных площадок.

Согласно части 14 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки:

1) направляет заказчику ценовые предложения участников закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также протокол, предусмотренный пунктом 1 части 10 настоящей статьи;

2) размещает протоколы, предусмотренные частями 6 и 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.

Из чего следует вывод, что соответствие уровня СРО предложенной цене, возможно установить только при подведении итогов конкурса, так как на стадии рассмотрения вторых частей заявок комиссия заказчика не располагает сведениями о ценовом предложении участников закупки.

Довод Предпринимателя о наличии у него возможности повысить уровень ответственности по компенсационным фондам СРО до заключения контракта, то есть после подведения итогового протокола, обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.

Процедура заключения контракта начинается с подведения итогового протокола. Таким образом, Комиссия Заказчика проверяет соответствие уровня ответственности члена СРО размеру обязательств с учетом предложенной цены на момент подведения итогов конкурса.

Из вышеизложенного следует, что Комиссия Заказчика по осуществлению закупок правомерно пришла к выводу о несоответствии заявки Предпринимателя требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, и наличии оснований для ее отклонения.

Довод Предпринимателя о том, что присвоение Заказчиком по критерию оценки "Квалификация участников закупки" заявке N 41179 "0" баллов привело к тому, что Предприниматель был лишен возможности стать победителем на право заключения государственного контракта, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.

Согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Поскольку материалами дела подтверждается, что заявка Предпринимателя не соответствовала требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, то она в любом случае подлежала бы отклонению.

Также необоснованным является довод Предпринимателя о том, что заявке Общества были предоставлены преимущественные условия.

Общество на момент повторного рассмотрения заявок (27.06.2023) обладало соответствующим уровнем по части 12 статьи 55.16 ГрК РФ. Согласно пояснению представителя Учреждения, для участия в спорном конкурсе Обществу было достаточно иметь первый уровень ответственности.

Данными Единого реестра членов СРО подтверждается, что Общество с 14.06.2023 обладает (https://reestr.nostroy.ru/member/5811115):

- первым уровень ответственности по части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, что позволяло ему (на 27.06.2023) заключать один контракт на сумму не более шестидесяти миллионов рублей.

Второй уровень ответственности по части 13 статьи 55.16 ГрК РФ, Обществом получен 05.07.2023, в связи с заключением иных контрактов после поведения итогов спорного конкурса.

Предложение Общества цены контракта в настоящей закупке составляло 35 025 169,34 рублей, соответственно первого уровня ответственности достаточно по части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Поскольку основания для признания недействительным электронного конкурса Предпринимателем не доказаны, требования о признании недействительным заключенного по его результатам контракта правомерно признаны судом необоснованными.

Кроме того, как пояснили представители Учреждения и Общества на момент проведения судебного заседания работы по контракту от 14.07.2023 N 501 выполнены в полном объеме, производится приемка результатов работ.

При указанных обстоятельствах избранный Предпринимателем способ защиты не приведет к восстановлению его прав.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2023 года по делу № А56-68629/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО6 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева