ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 ноября 2023 года
Дело №А56-69257/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Пономаревой О.С., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1 М
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30866/2023) общества с ограниченной ответственностью «Альгеди» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 по делу № А56-69257/2022, принятое
по иску государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»
к обществу с ограниченной ответственностью «Альгеди»
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений СПб;
2) Комитет по энергетике и инженерному обеспечению СПб;
3) жилищно-строительный кооператив № 1184
об устранении нарушения права хозяйственного ведения
установил:
Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетической комплекс Санкт-Петербурга» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью «Альгеди» (далее – ответчик) устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловой сети истца путем запрета производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, заключающиеся в размещении торгового павильона по адресу: Санкт-Петербург, пр.Большевиков, д.2, лит.А (к.н.: 78:12:0631501:8, далее – объект), путем демонтажа/выноса торгового павильона за пределы охранной зоны тепловых сетей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, жилищно-строительный кооператив № 1184.
Решением суда от 27.07.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано, что спорный павильон является нестационарной конструкцией, являющейся элементом благоустройства многоквартирного дома (далее – МКД), установленной на основании соответствующего договора аренды, при этом сам земельный участок является общим имуществом собственников МКД, а доказательств реальной угрозы нарушения права собственности или иного законного владения истцом не представлено.
В судебном заседании истец против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в силу статьи 156 АПК РФ спор рассмотрен в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, тепловая сеть, ограниченная с северной стороны – улицей Коллонтай, с восточной стороны – проспектом Солидарности, с южное стороны – улицей Дыбенко, с западной стороны – Искровским проспектом, протяженностью 23617 м (год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 1972) на праве хозяйственного ведения принадлежит истцу (государственная регистрация права от 30.08.2018 № 78:12:0000000:4382-78/040/2018-2) на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 23.07.2018 № 1435-рз. Объект имеет кадастровый номер 78:12:0000000:4382. Указанное подтверждается выпиской из ЕГРН.
Тепловая сеть расположена в пределах иных объектов недвижимости, включая земельный участок с кадастровым номером 78:12:0631501:8, по адресу: Санкт-Петербург, пр.Большевиков, д.2, лит.А, который относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения жилого дома (жилых домов), право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 12.05.1999 за ЖСК-1184.
По договору аренды земельного участка от 01.09.2020 № 02-ЗУ (далее – договор аренды) ответчик (арендатор) принял от ЖСК-1184 (арендодателя) земельный участок площадью 66 кв.м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 78:12:0631501:8, под размещение, установку и(или) сборку нестационарных (некапитальных) торговых объектов без фундамента. Акт приема-передачи подписан в тот же день.
Комиссией истца в присутствии представителя ответчика проведен осмотр земельного участка, находящегося в пользовании ответчика, по результатам которого установлено и зафиксировано в акте осмотра территории от 18.12.2020, что на земельном участке размещен торговый павильон, расположенный в границах охранной зоны тепловой сети истца. В названном акте представителем ответчика сделана отметка в графе «Особое мнение» о том, что «павильон находится в пределах дома, по схеме РГИС сетей ГУП ТЭК нет; в случае необходимости и аварии на сетях готовы предоставить полный доступ, а также предоставить гарантийные обязательства».
По факту выявленного нарушения охранной зоны тепловой сети истец направил ответчику претензию с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений режима охранной зоны теплосети, неудовлетворение которой явилось основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 ЗК РФ называет ограничения использования в зонах с особыми условиями использования территорий.
Статьей 105 ЗК РФ предусмотрены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранная зона тепловых сетей (пункт 28).
Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Правилами N 197 (утрачивающих силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей", в связи с изданием Приказа Минстроя России от 06.08.2020 N 428/пр).
В силу пункта 1 Правил N 197 охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 197 минимально допустимое расстояние от тепловых сетей до здания, сооружений, линейных объектов определяется в зависимости от типа прокладки и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 3.05.03-85 "Тепловые сети".
При этом, в силу пункта 6 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
Расстояния по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной надземной прокладке тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей при диаметре труб от 500 до 1400 составляет 25 метров. (Таблица А.3 СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280).
Согласно пункту 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
При этом согласно части 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Кроме того, согласно части 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2025 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации
Приведенные ограничения использования земельных участков установлены в публично-правовом интересе - в целях охраны инженерных коммуникаций, обеспечивающих население коммунальными ресурсами, а размещение объектов в пределах охранных зон без получения на то соответствующего согласия владельца инженерного объекта нарушает законодательно установленные запреты на размещение НТО в охранных зонах таких коммуникаций.
С учетом изложенного охранная зона считается установленной в силу закона и независимо от наличия сведений о такой зоне в ЕГРН. Невключение сведений о границах охранной зоны в ЕГРН не снимает с субъектов, осуществляющих деятельность в охранной зоне тепловой сети, обязанности по ее соблюдению.
В данном случае имеющаяся в материалах дела схема РГИС в отношении объекта с кадастровым номером 78:12:0000000:4382 включает линейный объект, присоединенный со стороны торца к многоквартирному дому по пр.Большевиков, д.2. В том же месте, согласно приложению № 1 к договору аренды, располагается объект ответчика.
Доказательств согласования с уполномоченными органами размещения торгового павильона в материалах дела отсутствуют.
Актом обследования зафиксирован факт размещения ответчиком торгового павильона в нарушение Правил № 197в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций без согласования с собственниками и правообладателями инженерных сетей и коммуникаций.
Таким образом, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что объект ответчика находится в непосредственной близости с тепловыми сетями истца с нарушением режима охранной зоны теплосети).
Установив факт нахождения павильона в охранной зоне инженерных сетей без согласования такого размещения, суд первой инстанций правомерно удовлетворили исковые требования, обязав ответчика устранить нарушения охранной зоны путем демонтажа павильона.
С учетом изложенного, подлежат отклонению доводы подателя жалобы, полагающего, что спорный НТО не относится к объектам, в отношении которых действуют вышеназванные ограничения использования земельных участков.
Доводы ответчика о том, что он осуществляет пользование павильона на основании договора аренды, подлежат отклонению, поскольку Правила N 197 устанавливают запрет на размещение в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций любых зданий или сооружений без письменного согласия собственников таких объектов. Указанный ответчиком договор и размещение павильона нарушают запрет на размещения объектов в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций без согласования собственников и правообладателей инженерных сетей и коммуникаций, предусмотренный Правилами 197, что по правилам статьи 168 ГК РФ дает основания квалифицировать соответствующий договор как ничтожный.
Доводы ответчика о том, что доказательств реальной угрозы нарушения права собственности или иного законного владения истцом не представлено, подлежат отклонению, поскольку размещение спорного объекта в охранной зоне подразумевает под собой в силу специфики регулирующих данные правоотношения норм реальную угрозу нарушения прав истца, связанных с ограничением возможности проведения организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев, а также с возникновением риска угрозы жизни и здоровью людей, повреждению имущества в случае прорыва теплотрассы.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков в границах охранной зоны тепловых сетей, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы теплоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
При нарушении режима охранной зоны тепловой сети на участке истец не может в полной мере гарантировать безопасность эксплуатации опасного производственного объекта – тепловой сети и качество предоставляемого энергетического ресурса.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 по делу № А56-69257/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А. Мельникова
Судьи
О.С. Пономарева
Е.В. Савина