ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-69331/2021 от 21.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 марта 2022 года

Дело №А56-69331/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года01 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,

при участии:

от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 18.10.2021;

от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 04.06.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41944/2021) общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2021 по делу № А56-69331/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"

к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга"

о признании незаконным решения;

об обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение) от 05.07.2021 №22-2818/21-0-0, а также об обязании Учреждения на систематической основе предоставлять Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, расположенных в Центральном районе г. Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме №9, форме № 9-архивной, форме № 7 на основании запросов Общества.

Решением суда от 06.11.2021 признано недействительным решение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» от 05.07.2021 № 22-2818/21-0-0. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» обратилось с апелляционной жалобой на решение суда от 06.11.2021. в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что сведения запрашиваемые у Учреждения необходимы для исполнения условий публичного договора поставки газа абонентам – физическим лицам.

Податель жалобы считает, что имеет право без ограничений запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности и отказ в предоставлении сведений нарушает права и законные интересы Общества.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Учреждения просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 01.07.2021 ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» обратилось в Учреждение с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях в Центральном районе Санкт-Петербурга, газоснабжение которых обеспечивается Обществом.

Решением от 05.07.2021 № 22-2818/21-00 Учреждение отказало Обществу в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на отсутствие согласия лиц, в отношении которых запрашивается информация.

Не согласившись с законностью вышеуказанного решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о персональных данных оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ Общество включено в реестр операторов персональных данных (рег. N 78-17-003448), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется газ, и являющихся стороной публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных.

На основании раздела 10 публичного договора поставки газа, абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество дата и место рождения, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола обслуживающих организаций о количестве и лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями.

Таким образом, при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом, в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, как в письменной форме, так и в устной форме, путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент - субъект персональных данных, дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.

При этом в силу части 8 статьи 9 Закона N 153-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона.

Исходя из пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных допускается в случае, если их обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной и выгодоприобретателем по публичному договору поставки газа, что свидетельствует о необходимости поставщика газа, выступающего в качестве кредитора в обязательствах по поставке газа, обладать сведениями о должниках - абонентах с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей.

Таким образом, Общество имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора поставки газа, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором.

В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении о заключении договора (далее - оферта), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается; размере (объеме, площади) отапливаемых жилых и нежилых помещений, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной публичного договора поставки газа, а потому поставщик газа (Общество), выступающий в качестве кредитора в обязательстве по поставке газа, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должен обладать сведениями об абонентах.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом, как в письменной форме, так и путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент - субъект персональных данных дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.

В соответствии с абзацем 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила N 713 Учреждение является организацией, ответственной за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, поскольку ее должностные лица включены в Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 N 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Регламента он введен в целях предоставления ОВиРУ подразделениям, осуществляющим начисление оплаты жилья и коммунальных услуг, актуальных сведений о пользователях жилых помещений. Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.

Согласно пункту 2.2.18 Регламента в перечень передаваемой информации входят сведения о жилых помещениях, гражданах, зарегистрированных в жилых помещениях, о зарегистрированных правах на жилые помещения.

Документом, подтверждающим регистрацию граждан по месту жительства и (или) месту пребывания в конкретном жилом помещении является справка о регистрации формы N 9, утвержденная Распоряжением N 192-п. Данный документ содержит необходимые для заявителя сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается, указывает на правообладателей помещения, его общую площадь, а также позволяет идентифицировать абонента - сторону публичного договора поставки газа.

При этом в соответствии с Регламентом документы, указанные в пунктах 2.2.1 - 2.2.18, при поступлении в жилищную организацию независимо от организационно-правовой формы, подлежат обязательной передаче в ОВиРУ для их учета в автоматизированной информационной системе "Население. Жилой фонд".

На основании изложенного информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в ведении Учреждения как жилищного органа, являющегося администратором автоматизированной информационной системы "Население. Жилой фонд".

Таким образом, Общество вправе запрашивать и получать от Учреждения сведения о персональных данных абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора поставки газа.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Учреждения от 05.07.2021 № 22-2818/21-0-0.

Суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований обязать Учреждение на систематической основе предоставлять Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, расположенных в Центральном районе г. Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме №9, форме № 9-архивной, форме № 7 на основании запросов Общества, поскольку вышеуказанные нормативные акты не содержат положений, обязывающих Учреждение самостоятельно (без запросов), по своей инициативе предоставлять ресурсоснабжающей организации персональные сведения на систематической основе.

Как правильно указано судом первой инстанции, систематичность предполагает следование определенной системе, постоянное, регулярное повторение, однако Обществом не приведена периодичность и система подачи запросов.

Кроме того, только нарушенное право подлежит судебной защите, доказательств того, что права Общества будут нарушены на будущий период в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По мнению суда апелляционной инстанции, признание недействительным решение Учреждения от 05.07.2021 № 22-2818/21-0-0, в полной мере приводит к восстановлению нарушенных прав и законных интересов Общества.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу и влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2021 по делу № А56-69331/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без уовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Л.В. Зотеева

А.Б. Семенова