АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 сентября 2023 года
Дело №
А56-71120/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга ФИО1 (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 07.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РТГ Девелопмент» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу № А56-71120/2022,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «РТГ Девеломпент», адрес: 197342, Санкт-Петербург, Ланское шоссе, д. 8, лит. А, пом. 4-Н, оф. 5, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действия Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), выразившиеся в принятии решения об отказе в признании проекта в отношении инвестиционного проекта «Строительство гостиницы (бизнес-отеля)» на земельном участке с кадастровым номером: 78:34:0004444:1139, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <...> уч. 25, соответствующим требованиям к инвестиционным проектам для присвоения им статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, а в отношении Общества – соответствующим требованиям к инвесторам для присвоения ему статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 742-136); обязании Комитета принять решение о признании проекта в отношении указанного инвестиционного проекта соответствующим требованиям к инвестиционным проектам для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, а в отношении Общества – соответствующим требованиям к инвесторам для присвоения ему статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 742-136.
Решением суда от 23.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.03.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. Общество ссылается на ошибочную оценку судами имеющихся в деле доказательств и значимых для дела обстоятельств.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражала.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество направило в Комитет обращение от 25.03.2022 № 4870013 по вопросу присвоения инвестиционному проекту «Строительство гостиницы (бизнес-отеля)» на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0004444:1139, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> уч. 25, статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, а в отношении заявителя – статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга.
В ответ на указанное обращение Комитет направил письмо от 06.06.2022 № 01-21-3231/22-0-1, в котором указал на несоответствие предоставленных заявителем материалов требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта ввиду следующих обстоятельств:
– несоответствие требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 742-136 и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.2017 № 668 по критерию создания рабочих мест, относящихся к высокопроизводительным, а именно: создание высокопроизводительных рабочих мест в количестве 183 единиц из общего количества сотрудников в количестве 360 единиц не соответствует методике расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» (приказ Росстата от 09.10.2017 № 665);
– невозможности реализации инвестиционного проекта на избранном участке.
Не согласившись с отказом Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, установив отсутствие оснований для признания незаконными оспариваемых действий и решений Комитета, отказали в удовлетворении требований Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
ЗакономСанкт-Петербурга № 742-136 определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в виде определения статуса стратегического инвестиционного проекта, стратегического инвестора, стратегического партнера Санкт-Петербурга и установления порядка признания лиц стратегическими инвесторами, стратегическими партнерами Санкт-Петербурга и признания инвестиционных проектов стратегическими инвестиционными проектами Санкт-Петербурга для создания условий, стимулирующих осуществление инвестиционной и иной деятельности, оказывающей значительное воздействие на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 742-136 решения о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору статуса стратегического инвестора, принимаются Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями названного Закона.
Порядок присвоения инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, инвестору статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга, утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2017 № 853 (далее - Порядок присвоения статуса).
Согласно пункту 12 Порядка присвоения статуса Правительство Санкт-Петербурга утверждает изменения в перечень стратегических инвестиционных проектов, перечень стратегических инвесторов при наличии решения Комитета о соответствии материалов требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора.
Полномочия Комитета по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга, стратегическом инвесторе Санкт-Петербурга или стратегическом партнере Санкт-Петербурга предусмотрено пунктом 3.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1042.
В соответствии с пунктом 3 Порядка присвоения статуса инициатор направляет в Комитет в произвольной письменной форме обращение о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора с указанием срока реализации стратегического инвестиционного проекта.
К обращению прилагаются материалы, перечень которых утверждается Комитетом, и которые подтверждают соответствие предлагаемого инвестиционного проекта требованиям, установленным в Законе № 742-136.
Согласно пункту 8 Порядка присвоения статуса в случае принятия решения о достаточности материалов инициатора и проведении их экспертизы Комитет проводит экспертизу соответствующих материалов.
По результатам проведенной экспертизы согласно пункту 9 Порядка присвоения статуса Комитетом в письменной форме принимается одно из следующих решений:
о соответствии материалов инициатора требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (положительное заключение);
о несоответствии материалов инициатора требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (отрицательное заключение).
При этом согласно пункту 1.1 Положения об экспертизе материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о присвоении статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга и стратегического инвестора Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 08.12.2017 № 357, экспертиза материалов, необходимая для определения наличия оснований к принятию решения о присвоении статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга и стратегического инвестора Санкт-Петербурга, представляет собой оценочно-аналитическую деятельность Комитета, направленную на установление соответствия инвестора и предлагаемого к реализации инвестиционного проекта требованиям, установленным в статье 3 Закона Санкт-Петербурга № 742-136.
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга № 742-136 предусмотрены критерии, характеризующие инвестиционный проект. Статус стратегического инвестиционного проекта присваивается инвестиционному проекту в случае одновременного соответствия указанного проекта требованиям, перечисленным в данной статье, в том числе таким требованиям как улучшение в результате реализации инвестиционного проекта социально-экономических и(или) культурных условий жизни жителей Санкт-Петербурга; эффективность реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга с учетом срока его окупаемости, прибыльности, объема налоговых поступлений в федеральный бюджет и(или) бюджет Санкт-Петербурга.
Критерии соответствия указанным требованиям установлены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.2017 № 668 «Об установлении критериев соответствия требованиям, установленным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.11.2008 № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» (далее - постановление № 668).
Одним из таких критериев является создание в результате реализации проекта рабочих мест, относящихся к высокопроизводительным в соответствии с Методикой расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2017 № 665.
В соответствии с Методикой к высокопроизводительным рабочим местам относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).
В рассматриваемом случае, как установлено судами, расчет высокопроизводительных рабочих мест произведен Обществом не в соответствии с указанной Методикой, количество рабочих мест, создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта, и количество высокопроизводительных рабочих мест не совпадают.
Также постановлением № 668 предусмотрено, что стратегический инвестиционный проект эффективен для бюджета Санкт-Петербурга в случае, если имеется положительная разность чистого дисконтированного дохода бюджета Санкт-Петербурга и дисконтированного недополученного дохода бюджета Санкт-Петербурга, рассчитанная на срок действия статуса проекта в установленном порядке.
Согласно порядку расчета критериев соответствия требованию, установленному в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 742-136 (приложение к постановлению № 668), дисконтированный недополученный доход бюджета Санкт-Петербурга рассчитывается как разность между дисконтированным доходом бюджета Санкт-Петербурга, который мог бы быть получен за срок действия статуса проекта при реализации проекта без получения льгот по арендной плате за земельный участок и льгот по выкупу земельного участка, и дисконтированным доходом бюджета Санкт-Петербурга, который будет получен за срок действия статуса проекта Санкт-Петербурга при реализации проекта с учетом получения льгот по арендной плате за земельный участок и льгот по выкупу земельного участка.
Информация о конкретном земельном участке предоставляется инвестором на этапе подачи заявки и имеет значение для решения вопроса об отнесении инвестиционного проекта к стратегическому.
Как следует из оспариваемого отказа Комитета, финансовая модель в составе представленных Обществом в Комитет материалов содержит расчеты, произведенные с учетом реализации проекта на земельном участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1139, предоставленным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 05.03.2022 № 46-РЗУ на праве постоянного (бессрочного) пользования Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга», что влечет невозможность реализации проекта.
При определении эффективности реализации инвестиционного проекта для инвестора и Санкт-Петербурга не допускается наличие обременения земельного участка, на котором планируется реализация инвестиционного проекта, правами третьих лиц (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 742-136).
В этой связи произведенные расчеты эффективности реализации инвестиционного проекта Общества не могли быть оценены Комитетом как достоверные.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходили из того, что представленный комплект документов не позволял Комитету признать инициированный заявителем проект «Строительство гостиницы (бизнес-отеля)» на земельном участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1139 соответствующим требованиям Закона № 742-136 для признания его стратегическим инвестиционным проектом, а Общества - стратегическим инвестором.
Суд кассационной инстанции, исследовав в пределах своей компетенции обстоятельства настоящего дела, считает, что суды обоснованно исходили из того, что Обществом представлены недостоверные данные о количестве высокопроизводительных рабочих мест (в разделе справки о соответствии инвестиционного проекта указано мест 183, в то время как корректное количество – 360), кроме того, не учтено наличие обременения участка правами иного лица.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать, что права и законные интересы Общества нарушены решением Комитета.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу № А56-71120/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РТГ Девелопмент» – без удовлетворения.
Председательствующий
М.В. Захарова
Судьи
Г.М. Рудницкий
И.В. Сергеева