АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 октября 2015 года Дело № А56-71237/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от Ордена Трудового Красного Знамени Федерального государственного унитарного предприятия «Российские сети вещания и оповещения» ФИО1 (доверенность от 27.07.2015 № Ф-49/15), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга ФИО2 (доверенность от 19.05.2015 № 14908-42),
рассмотрев 30.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2015 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 (судьи Полубехина Н.С., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу № А56‑71237/2014,
у с т а н о в и л:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения», место нахождения: 105094, Москва, ул. Семеновский вал, д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - КУГИ), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение площадью 35,3 кв.м с кадастровым номером 78:42:1810906:3403, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, пом. 1Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН <***>, ИНН <***>, и Федеральное агентство связи, место нахождения: 109289, Москва, Николоямский пер., д. 3а, корп. 2, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решением от 18.03.2015 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 29.06.2015 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) КУГИ в связи с его реорганизацией и переименованием заменен на правопреемника - Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения, ОГРН и ИНН те же (далее - Комитет); решение от 18.03.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, к федеральной собственности может относиться только такое имущество, используемое предприятием радиовещания, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности было закреплено за данным предприятием на праве хозяйственного ведения; сам факт использования спорного помещения предприятием радиовещания безотносительно исследования оснований такого использования не может свидетельствовать о том, что помещение входит в имущественный комплекс предприятия; заявитель не представил достаточных доказательств в подтверждение использования спорного помещения в уставных целях (для осуществления радиовещания), а не по иному назначению; доказательства непрерывного использования спорного объекта также отсутствуют; на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение не было предназначено для размещения объектов связи, из государственной собственности Санкт-Петербурга не выбывало, а было предоставлено во временное владение и пользование Предприятию для использования под трансформаторную подстанцию.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия против ее удовлетворения возражал.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министра связи СССР от 09.08.1973 № 465 «Об упорядочении наименований предприятий и организаций системы Министерства связи СССР» Дирекция Ленинградской городской радиотрансляционной сети переименована в Ленинградскую городскую радиотрансляционную сеть (ЛГРС).
Приказом Министерства связи СССР от 16.01.1987 № 22 «Об организации радиотрансляционных узлов Ленинградской городской радиотрансляционной сети на базе ликвидированных» с 01.02.1987 ликвидированы Петроградский, Московский, Невско-Смольнинский и Калининско-Выборгский радиотрансляционные узлы и на их базе в составе ЛГРС организованы Северный и Южный радиотрансляционные узлы на самостоятельном балансе.
Приказом Министерства связи РСФСР от 26.08.1988 № 181 «О статусе производственного объединения «Ленинградская городская радиотрансляционная сеть» Министерства связи РСФСР» ЛГРС переведено на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с распространением на него Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»; определен состав производственного объединения «Ленинградская городская радиотрансляционная сеть» (ПО ЛГРС) в количестве четырех структурных единиц: Северный и Южный радиотрансляционные узлы, производственно-экспериментальное предприятие радиофикации, Ленинградская городская сеть с собственным производством - головной структурной единицей.
Приказом Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу от 15.01.1991 № 77 «О создании государственного предприятия связи Ленинградская городская радиотрансляционная сеть Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу» ПО ЛГРС ликвидировано 01.04.1991 с созданием на его базе государственного предприятия связи «Ленинградская городская радиотрансляционная сеть» (ГПС ЛГРС) с передачей ему сети ликвидируемого ПО ЛГРС.
Приказом Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 № 42 ГПС ЛГРС переименовано в государственное предприятие связи «Радиотрансляционная сеть города Санкт-Петербурга» (ГПС РС СП).
Согласно уставу федерального государственного унитарного предприятия связи «Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга» (ФГУП РС СП), зарегистрированному распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 № 2282-р и утвержденному приказом Министра Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 № 7642, ФГУП РС СП является правопреемником ГПС РС СП.
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 № 2176-р Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие «Московская городская радиотрансляционная сеть» (ФГУП МГРС) реорганизовано в форме присоединения к нему ФГУП РС СП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 21.06.2013 серии 77 № 015256913.
Приказом Агентства Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 26.03.2013 № 66 утверждены изменения устава ФГУП МГРС, в соответствии с которыми ФГУП МГРС переименовано в Предприятие.
Как указывает Предприятие, для осуществления своей уставной деятельности им используется нежилое помещение 1Н площадью 35,3 кв.м с кадастровым номером 78:42:1810906:3403, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, для размещения трансформаторной подстанции (ТП-503).
Названное помещение ранее использовалось ФГУП РС СП на основании договоров аренды от 03.12.1999 № 18-А003282 и от 01.03.2007 № 18-А003282, заключенных с правопредшественником Комитета.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.10.2014 № 06/030/2014-3671 на названное нежилое помещение 03.02.2000 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
Согласно справке проектно-инвентаризационного бюро Пушкинского и Колпинского районов – филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» от 25.03.2014 № 2-582 по данным инвентарного дела при проведении текущей инвентаризации 20.12.1968 в доме № 9 литера А по улице Глинки в городе Пушкине в Санкт-Петербурге жилое помещение (квартира № 3) площадью 35,28 кв.м учтено как радиоузел; при проведении текущей инвентаризации в 1998 году помещение № 3 было учтено как помещение 1-Н.
В 2006 году проведен кадастровый учет помещения с присвоением ему кадастрового номера 78:42:18109Е:0:1:1, который впоследствии изменен на 78:42:1810906:3403, что подтверждается кадастровым паспортом от 09.06.2014.
Предприятие, ссылаясь на то, что право собственности Российской Федерации на спорный объект возникло в силу закона; из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке данное помещение не передавалось; это помещение принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды признали требования обоснованными и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и пунктом 6 раздела IV приложения № 1 к данному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Суды, всесторонне и полно исследовав и надлежащим образом оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что с 1968 года спорное помещение непрерывно используется Предприятием и его правопредшественниками для осуществления уставной деятельности. Помещение было предоставлено организации, осуществляющей радиотрансляцию, для размещения трансформаторной подстанции в соответствии с уставными целями организации; из владения и пользования организации, которая претерпела ряд организационно-правовых изменений, не выбывало; целевое назначение помещения не изменялось.
Установив данные обстоятельства, суды в соответствии со статьей 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», статьями 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), а также разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришли к правомерному выводу, что спорное помещение, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности использовалось правопредшественниками Предприятия и по настоящее время используется Предприятием для целей радиовещания, в силу закона относится к федеральной собственности и является имуществом Предприятия; в установленном порядке в собственность Санкт-Петербурга не передавалось; право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения истца на нежилое помещение 1Н как возникшие до вступления в силу Закона № 122-ФЗ юридически действительны независимо от их государственной регистрации.
В таком случае суды обоснованно признали, что право собственности Санкт-Петербурга на тот же объект зарегистрировано незаконно, и удовлетворили иск.
Довод жалобы о том, что к собственности Российской Федерации может относиться лишь такое имущество предприятия, которое было закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, подлежит отклонению, поскольку критерием разграничения государственной собственности является целевое назначение имущества и характер его использования.
Доводы ответчика о недоказанности использования Предприятием в течение всего периода спорного помещения именно для уставных целей не может быть принят во внимание, так как документально установленные судами обстоятельства Комитет не опроверг.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу № А56-71237/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий Т.С. Гафиатуллина
Судьи М.В. Захарова
А.В. Кадулин