ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-72267/2021 от 17.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 января 2022 года

Дело №А56-72267/2021

Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37808/2021) Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2021 по делу № А56-72267/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Степан Разин Девелопмент»

к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга

об оспаривании постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Степан Разин Девелопмент» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – административный орган, Комитет) от 15.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 25/1-21, установленном частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением суда от 11.10.2021, принятым в виде резолютивной части, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 18.10.2021.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, состав правонарушения подтвержден материалами дела, представленная в Комитет информация Обществом не содержала необходимых сведений, предусмотренных пунктами 13, 16 Правил.

От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором оно выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенного мониторинга Комитетом установлено, что Обществом в установленный срок - до 01.05.2021 не представлены предложение об установлении цен (тарифов), включая документы и материалы, предусмотренные пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила), а также заявление о выборе метода регулирования тарифов, подписанное руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепленное печатью регулируемой организации (при ее наличии) и содержащее опись прилагаемых к нему документов и материалов.

Комитетом также установлено, что в направленном шаблоне (№ документа В 2021 6817, наименование документа WARM.CALC.D.PLAN.4.178 v.3.16.0.xls) предложение об установлении цен (тарифов), включая документы и материалы, предусмотренные пунктом 16 Правил, и заявление о выборе метода регулирования тарифов отсутствовали.

Обществом представлен лишь шаблон посредством сайта ЕИАС 06.04.2021 WARM.BAL.4.178, в котором содержалась информация о балансе тепловой энергии и мощности, Информация о тарифной заявке на 2022 год в направленном шаблоне также отсутствовала.

По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества составлен протокол от 05.07.2021 № 25/1-21 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Постановлением от 15.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 25/1-21 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Общество оспорило постановление Комитета в судебном порядке.

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии события и состава вмененного Обществу нарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы Комитат в силу следующего.

Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, признаются юридические лица, обязанные представить информацию в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов, цен, розничных цен, размера платы за услуги, предельных размеров оптовых надбавок и розничных надбавок, подлежащих государственному регулированию, и регулирование которых отнесено компетенции Комитета.

Распоряжением Комитета от 29.08.2018 № 83-р установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Степан Разин Девелопмент» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2018-2023 годы.

Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Правила).

В силу пункта 13 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Согласно пункту 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация:

а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (далее - заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП));

б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).

К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются документы и материалы, перечисленные в пункте 16 Правил.

При этом заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации (при ее наличии) и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов (пункт 17 Правил).

Суд первой инстанции в своем решении указал, что у Общества имеются доказательства того, что информация об установлении цен (тарифов), и заявление о выборе метода регулирования тарифов были направлены в Комитет посредством сайта ЕИАС 30.04.2021 г., за № документа В_2021_6817, наименование документа WARM.CALC.D.PLAN.4.178_v.3.16.0.xls., что свидетельствует об отсутствии в его действиях события и состава административного правонарушения.

По мнению апелляционного суда, указанные выводы являются недостаточно обоснованными.

Действительно, из материалов дела следует, что Обществом в адрес Комитета направлен шаблон посредством сайта ЕИАС 06.04.2021 WARM.BAL.4.178, где представлена информация о балансе тепловой энергии и мощности, а также посредством сайта ЕИАС 30.04.2021 г., за № документа В_2021_6817, наименование документа WARM.CALC.D.PLAN.4.178_v.3.16.0.xls направлены информация об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Вместе с тем, сам факт направления указанных документов не может служить основанием надлежащего исполнения Обществом требований законодательства.

В ходе административного расследования Комитетом установлено, что в направленном шаблоне (№ документа В_2021_6817, наименование документа WARM.CALC.D.PLAN.4.178 v.3.16.0.xls) предложение об установлении цен (тарифов), включая документы и материалы, предусмотренные пунктом 16 Правил, и заявление о выборе метода регулирования тарифов отсутствовали, а в шаблоне документа, направленного посредством сайта ЕИАС 06.04.2021 WARM.BAL.4.178, отсутствовала Информация о тарифной заявке на 2022 год.

Даже если учесть, что Общество действительно направляло в адрес Комитета информацию об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов, доказательств того, что Обществом к указанным документам прилагались документы и сведения, установленные пунктом 16 Правил, последним в материалы дела не представлено и в материалах настоящего дела такие доказательства отсутствуют.Каких-либо пояснений о причинах непредставления указанных документов Обществом не представлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами административного органа о наличии в действиях Общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований Правил, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, вопреки выводам суда первой инстанции и Общества, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая что правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере регулирования цен и тарифов, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Указанный вывод согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5.

Наказание назначено Обществу административном органом в размере 100 000 руб. с учетом характера допущенного административного правонарушения, наличия отягчающего ответственность обстоятельства (повторное совершение правонарушения, что подтверждается постановлением от 25.08.2020 №16/1-20). По мнению апелляционного суда, наказание в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При указанных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2021 года по делу № А56-72267/2021 отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Степан Разин Девелопмент» о признании незаконным постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 25/1-21, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Л.В. Зотеева