ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-73589/2021 от 03.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 февраля 2022 года

Дело №А56-73589/2021

Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42103/2021) ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу № А56-73589/2021 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

к ООО "Блок Макси Строй"

о взыскании,

рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, г.Санкт-Петербург, пр. Энгельса, дом 73, литера А, ОГРН: 1027801558223 (далее – истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Блок Макси Строй», адрес: 195271, г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., дом 72, литер А, пом. 30Н, ОГРН: 1197847168914, (далее – Общество, ответчик) 11 000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за июль, август, ноябрь 2020 года.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 08.12.2021 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Учреждения взыскано 10 500 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за июль, ноябрь 2020 года. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 500 руб. финансовой санкции за нарушение предоставления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года, принять по делу в указанной части новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно квалифицировал представление Обществом дополняющей формы СЗВ-М за август 2020 года как устранение ошибок, поскольку в настоящем случае сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года в первичной форме не представлялись.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ежемесячный отчет «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М (исходная) представлены Обществом (страхователем) в Учреждение с нарушением предусмотренного пунктом 2.2 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ) срока: за июль 2020 года - 18.08.2020 (на 6 застрахованных лиц), за ноябрь 2020 года – 17.12.2020 (на 15 застрахованных лиц).

17.09.2020 Обществом представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года по типу «дополняющая» на 1 сотрудника, информация о котором ранее не представлялась в форме СЗВ-М (исходная) за август 2020 года от 14.09.2020.

По результатам камеральной проверки Учреждением составлены акты №202S18200076141 от 16.10.2020, №202S18200089022 от 03.12.2020, 202S18200093800 от 21.12.2020.

Рассмотрев материалы проверки, Учреждением приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:

- №202S19200084840 от 26.11.2020 за несвоевременное представление ежемесячной отчетности на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за август 2020 года, в соответствии с которым, Общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.;

- №202S19210003420 от 20.01.2021 за несвоевременное представление ежемесячной отчетности на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2020 года, в соответствии с которым, Общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 3 000 руб.;

- №202S19210007950 от 04.02.2021 за несвоевременное представление ежемесячной отчетности на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, в соответствии с которым, Общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 7 500 руб.

Поскольку страхователем не была исполнена обязанность по уплате штрафных санкций Учреждением направлены требования от 25.12.2020 №202S01200096052 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500 руб., от 16.02.2020 №202S01210010656 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб., от 04.03.2021 №202S01210014879 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 7 500 руб.

Определением от 28.07.2021 по делу № А56-63357/2021 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за июль, август, ноябрь 2020 года в размере 11 000 руб. по основаниям, установленным частью 3 статьи 229.4 АПК РФ, – в связи с наличием спора о праве, в связи с чем, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о взыскании 500 руб. финансовой санкции за нарушение представления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года, исходил из того, что сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года были исправлены Обществом самостоятельно, что исключает привлечение Общества к ответственности за указанный период.

Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).

Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц в определенном Инструкцией порядке.

Согласно абзацу третьему пункта 40 Инструкции страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Суд установил и материалами дела подтверждено, что Общество самостоятельно выявило факт непредставления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года на одного застрахованного лица.

Проверка, по результатам которой установлено нарушение Обществом требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена Учреждением после получения от Общества сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая".

Как обоснованно указал суд первой инстанции, положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции, на которые ссылается Учреждение, подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений.

В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации и представил исправленные сведения за этот период.

В соответствии с пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Учреждением, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что избранный Учреждением подход лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.

Учитывая изложенное, основания для отмены решение суда в обжалуемой части апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу № А56-73589/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.О. Третьякова