ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-73618/2022 от 23.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 августа 2023 года

Дело №

А56-73618/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Ефимчук Л.В. (доверенность от 26.12.2022), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Курортный лесопарк» Януковича И.Ю. (доверенность от 13.10.2022),

рассмотрев 21.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Курортный лесопарк» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу № А56-73618/2022,

у с т а н о в и л:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Курортный лесопарк», адрес: 195197, Санкт-Петербург, Лабораторная ул., д. 15, корп. 2, лит. Б, ОГРН 1089847113949, ИНН 7804386156 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., д. 19, лит. А, ОГРН 1057810212503, ИНН 7801378679 (далее – Управление), от 27.06.2022 № Ю 78-04-05/27-106-2022.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1099847031570, ИНН 7840424142 (далее – Комитет).

Решением суда первой инстанции от 10.01.2023 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.04.2023 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Учреждение просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что у Комитета, чьи полномочия реализует Учреждение, отсутствуют полномочия и правовые основания для расходования средств бюджета Санкт-Петербурга на проведение акарицидных обработок территорий городских лесов. Законом о бюджете соответствующие денежные средства выделены администрациям районов Санкт-Петербурга. Иксодовые клещи не относятся к категории вредителей зеленых насаждений. Учреждение не является собственником или иным титульным владельцем городских лесов Санкт-Петербурга, а выполняет лесопарковые и лесохозяйственные работы исключительно на основании государственного задания, утвержденного исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а работы по проведению обработки территорий районов Санкт-Петербурга, на которых расположены городские леса, ему в государственное задание не включались.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Управления возразила против удовлетворения жалобы.

Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании распоряжения от 02.06.2022 № 78-04-05/19-33-2022 проведено санитарно-эпидемио логическое расследование причин возникновения инфекционных заболеваний и проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза.

10.06.2022 составлены протоколы осмотра (обследования) с фотофиксацией.

Согласно экспертному заключению федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» от 15.06.2022 № 78-20-12.000.О23273 спорные территории Курортного лесопарка не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, имеются показания к истребительным мероприятиям против иксодовых клещей (акарицидной обработке) указанных территорий.

По результатам санитарно-эпидемиологического расследования Управлением составлен акт от 27.06.2022 № 78-04-05/19-33-2022 о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.

В ходе расследования Управлением выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований статьи 11, части 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 (далее – СанПиН 3.3686-21), а именно:

- в нарушение п. п. 1001, 1686 СанПиН 3.3686-21 – обследованные территории имеют благоприятные условия для развития иксодовых клещей (жилые норы грызунов - прокормителей клещей, наличие прошлогодних листьев, загущение кустарников, сухие ветки, валежник);

- в нарушение п. 986 СанПиН 3.3686-21 юридическое лицо с целью предупреждения случаев заболевания людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, не провело: расчистку и благоустройство территории мест массового отдыха и пребывания населения; энтомологическое обследование территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после; противоклещевые акарицидные обработки территорий;

- в нарушение п. п. 995, 1681 СанПиН 3.3686-21 – не проводятся противоклещевые мероприятия (обнаружены иксодовые клещи, имаго, 2-х видов ix. persulcatus и ix. ricinus, средняя численность клещей – 2,3 экз. на 1 учетный флаго/час);

- в нарушение п. 995 СанПиН 3.3686-21 – обследованные территории являются участками высокого риска заражения людей клещевыми инфекциями;

- в нарушение п. 1678 СанПиН 3.3686-21 – в период активности иксодовых клещей не обеспечено проведение мероприятий по неспецифической профилактике клещевого вирусного энцефалита (акарицидные обработки территорий), что привело к случаям присасывания клещей 9 человек.

По результатам проверки Управлением выдано предписание, которым Учреждению предписано устранить нарушения статьи 11, части 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ по адресам территорий, обслуживаемых Учреждением, а именно: муниципальное образование (далее – МО) «Сестрорецк», оз. Разлив, лесной массив вдоль велосипедных дорожек, дорога на пирс, вдоль оз. Сестрорецкий Разлив, МО «Сестрорецк», Тарховский лесопарк, парковые дорожки, МО «Смолячково», лесные массивы между детским оздоровительным лагерем «Юный строитель», «Солнечное», «Лига», МО «Смолячково», вдоль лесной дорожки по границе с детским оздоровительным комплексом«Буревестник», Смолячково, муниципальный парк (далее – Территории), для чего:

- в срок до 15.07.2022 провести мероприятия по акарицидной обработке и контролю ее эффективности после Территорий в соответствии с п. п. 986, 995, 1681, 1678 СанПиН 3.3686-21;

- до 22.07.2022 предоставить информацию (акты выполненных работ по акарицидным обработкам и контролю эффективности) о проведенных мероприятиях по акарицидной обработке Территорий в соответствии с п. п. 986, 995, 1681, 1678 СанПиН 3.3686-21;

- до 01.07.2022 провести мероприятия по благоустройству Территорий в соответствии с п. п. 1001, 1686 СанПиН 3.3686-21.

Не согласившись с предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав предписание неправомерным.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В силу положений Закона № 52-ФЗ обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абзац 2 статьи 1 Закона № 52-ФЗ).

Согласно абзацу 2 статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как установлено пунктом 1 СанПиН 3.3686-21, настоящие санитарные правила и нормы разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.

В силу пункта 986 СанПиН 3.3686-21 юридические лица и индивидуальные предприниматели с целью предупреждения случаев заболевания людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, проводят:

расчистку и благоустройство территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных баз и организаций, мест массового отдыха и пребывания населения, а также прилегающих к ней территорий на расстоянии не менее 50 метров;

энтомологическое обследование территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после (в том числе на расстоянии не менее 50 метров за территорией оздоровительных организаций и баз отдыха);

противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения, а также прилегающих к ним территорий на расстоянии не менее 50 метров;

дератизационные мероприятия против диких мелких млекопитающих на расчищенных территориях осенью и весной (в том числе по периметру оздоровительных организаций и баз отдыха);

обеспечение профессиональных групп риска средствами индивидуальной защиты (специальными инсектоакарицидными и репеллентными аэрозолями для обработки одежды и защитной одеждой);

ежегодно составляют списки профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против КВЭ, туляремии, и лихорадки Ку, обеспечивают явку работающих для ее проведения в медицинские организации. Не допускают людей к работе в природном очаге без предварительной вакцинации;

осуществляют информационно-разъяснительную работу с населением, обучают профилактике природно-очаговых инфекций, передающихся иксодовыми клещами.

Пункт 1001 СанПиН 3.3686-21 определяет, что юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обеспечивается:

уход и удовлетворительное санитарное содержание территории организации, включающее стрижку газонов, уборку листвы и сухой травы, сухостоя, хозяйственного и бытового мусора. Территория считается благоустроенной при отсутствии павшей листвы и сухой травы, веток, валежника, сухостоя, твердых коммунальных отходов (за исключением специально отведенных мест для их временного хранения и утилизации);

расчистка прилегающих территорий от мусора, валежника, сухостоя в радиусе 50 - 100 м вокруг принадлежащего им участка;

ограждение территории организации забором, полосой зеленых насаждений или другим естественным способом по периметру. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий;

организация и проведение акарицидных обработок на принадлежащей им территории за 7 календарных дней до открытия (заезда людей), создавая ширину барьера не менее 50 м по периметру ограждения (для руководителей и членов СНТ обработки проводятся по эпидемическим показаниям). При наличии эпидемиологических показаний (регистрация случаев присасывания клещей, заболевания инфекциями, передающимися клещами, на принадлежащей им территории) обработку необходимо повторить с последующей оценкой эффективности проведенных работ;

проведение профилактических прививок против инфекций, передающихся иксодовыми клещами, и обеспечение средствами индивидуальной защиты для работников, по виду деятельности или роду занятий связанных с пребыванием в природных биотопах, в том числе лицам, занятым в сельскохозяйственной, гидромелиоративной, строительной, заготовительной, промысловой, геологической, изыскательской, экспедиционной, дератизационной, дезинсекционной, лесозаготовительной, лесоустроительной, озеленительной деятельности, а также деятельности по выемке и перемещению грунта, в зонах отдыха и оздоровления населения.

Из пункта 3379 СанПиН 3.3686-21 следует, что с целью предупреждения заболеваемости паразитарными болезнями, передающимися через укусы насекомых и клещей, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводится комплекс профилактических мероприятий:

благоустройство парков, скверов, кладбищ, территорий оздоровительных организаций, иных мест массового пребывания людей;

акарицидная обработка территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, баз отдыха, включая домашних и сельскохозяйственных животных;

дератизационные мероприятия с целью снижения численности прокормителей клещей (диких грызунов) на расчищенных территориях;

дезинсекционные профилактические (противоэпидемические) мероприятия с целью снижения численности кровососущих насекомых, с учетом результатов энтомологического мониторинга, в том числе в местах формирования очагов трансмиссивных болезней (водоемов вблизи населенных пунктов и рекреационной зоне, территорий выгула и содержания собак, в жилых и нежилых помещениях и других);

обработка инсектоакарицидными препаратами широкого спектра действия собак и кошек;

обучение населения методам индивидуальной защиты человека и домашних животных от кровососущих насекомых и клещей.

В соответствии с пунктом 1681 СанПиН 3.3686-21 истребление клещей в природных биотопах с помощью акарицидных (инсектоакарицидных) средств проводят по эпидемиологическим показаниям на участках высокого риска заболевания людей КВЭ на территориях социально значимых объектов (школьные лагеря, санатории, базы отдыха, кладбища и иные), мест хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей и иные), а также на участках не менее 50 м прилегающих к ним территорий.

Согласно уставу Учреждения предметом его деятельности является выполнение лесопарковых и лесохозяйственных работ.

В соответствии с положениями Лесохозяйственного регламента Курортного лесопарка Санкт-Петербурга (являющегося приложением к распоряжению Комитета от 14.07.2017 № 173-р и в котором прямо поименовано Учреждение) требуется сохранение санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. В регламенте указано специфическое целевое назначение лесов Курортного лесопарка - отдых городского населения, проведение культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В данном регламенте отмечено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Законом № 52-ФЗ.

Учреждение не отрицает, что спорный лесопарк используется в целях пребывания и отдыха населения.

Апелляционным судом отмечено, что соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе п. п. 986, 1001, 3379, 1681 СанПиН 3.3686-2021, является необходимым условием для надлежащего осуществления рекреационной деятельности, как одного из видов деятельности Учреждения, предусмотренных его уставом.

Согласно стандарту отрасли ОСТ 56-100-95 «Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы», утвержденному приказом Рослесхоза от 20.07.1995 № 114, под лесной рекреацией понимается пребывание людей на землях лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях.

Отклоняя выводы суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что отсутствие соответствующего государственного задания и бюджетных средств само по себе не исключает наличие у Учреждения обязанности проведения спорных мероприятий.

Апелляционный суд также отметил, что ранее между Учреждением (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Коршуновым Д.А. (исполнитель) был заключен государственный контракт от 15.04.2019 № 15, по условиям которого заказчик, действующий от имени Санкт-Петербурга, поручал, а исполнитель принимал на себя обязательство по выполнению работ по акарицидной обработке лесных площадей от иксодового клеща.

Представитель Учреждения пояснил, что в отношении собственных работников, пребывающих и задействованных в обслуживании лесов Курортного лесопарка (в частности, лесничих), проводятся обязательные профилактические антиклещевые и противоэпидемические мероприятия (прививки, индивидуальная защита и т.д.).

Апелляционный суд оценил доводы заявителя о наделении соответствующими полномочиями администраций районов города, отметив, что в данном случае речь идет об обслуживаемом лесопарке с пребыванием людей, а Учреждение относится к указанным в статьях 11, 29 Закона № 52-ФЗ и СанПиН 3.3686-21 юридическим лицам, обязанным проводить соответствующие мероприятия по коллективной антиклещевой защите согласно видам своей деятельности.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств предписание Управления правомерно, постановление суда апелляционной инстанции является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено, оценка доказательств произведена согласно требованиям статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу № А56-73618/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Курортный лесопарк» – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая