ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 апреля 2022 года
Дело №А56-73767/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Богдановской Г.Н., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 07.12.2020;
от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1946/2022) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2021 по делу № А56-73767/2021(судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Выборгской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, Общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня) от 20.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10206000-1520/2021.
Решением суда от 26.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Выборгская таможня просит решение суда от 26.12.2021 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статьи 16.5 КоАП РФ, поскольку переместило железнодорожные вагоны с товаром, не подлежащие убытию с таможенной территории ЕАЭС, в ПЗТК ЖДПУП Светлогорск (на путь №3 и с пути №3 на выставочные пути необщего пользования ЗАО «Интернейшнл Пейпер») без разрешения таможенного органа. Кроме того Общество раннее уже привлекалось к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ.
ОАО «РЖД» представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.04.2021 в 23 часа 53 минуты в зону таможенного контроля железнодорожного грузового, пассажирского временного многостороннего упрощенного пункта пропуска Светогорск таможенного поста железнодорожного пункта пропуска Бусловская Выборгской таможни (<...>, лит. А) (далее – ЖДПУП Светогорск) прибыл грузовой поезд №3731.
Представителем ОАО «РЖД» для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля на грузовой поезд №3713 была предоставлена поездная передаточная ведомость (далее – ППВ) №4559 с товаросопроводительными документами.
Согласно поездной передаточной ведомости №4559 в грузовом поезде № 3713, состоящем из 43 вагонов, перемещались следующие товары:
- «Баланс еловый», вес брутто/нетто 55440 кг;
- «Баланс сосновый», вес брутто/нетто 58092 кг;
- «Баланс березовый», вес брутто/нетто 231613 кг;
- «Щепа сосновая», вес брутто/нетто 55000 кг.
При проведении таможенного досмотра установлено, что фактически грузовой поезд №3713 состоит из 51 железнодорожного грузового вагона. Сведения о вагонах №№ 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 с товаром «баланс еловый тонкомер» весом брутто/нетто 456000 кг, прибывшим зону таможенного контроля, в поездной передаточной ведомости № 4559 не отражены, товаросопроводительные документы в адрес таможенного органа не представлены.
По результатам таможенного досмотра составлен акт №10206022/070421/000044, из которого следует, что в составе поезда прицеплены 8 вагонов с лесоматериалами, не указанные в поездной передаточной ведомости № 4559.
Из объяснения от 08.04.2021 начальника железнодорожной станции Светогорск ОАО «РЖД» ФИО4, полученного в рамках статьи 340 ТК ЕАЭС, следует, что получателем данных вагонов является ЗАО «Интернешнл Пейпер». Восемь вагонов, отсутствующие в ППВ № 4559, не являются вагонами, предназначенными для убытия с территории Союза, и не входят в состав поезда № 3713(0331), заявленного перевозчиком к убытию с таможенной территории Союза. Данные вагоны были временно оставлены на пути № 3 в составе поезда, предназначенного для убытия, в рамках выполнения хозяйственной деятельности перевозчика по выполнению маневровых работ.
В своих объяснениях (письмо от 03.06.2021 № ДС-7) начальник железнодорожной станции Светогорск подтвердила, что маневровые работы с вагонами на пути №3 были начаты и приостановлены только после подачи СОУ таможенному органу и начала проведения таможенного контроля, при этом документы на вагоны №№42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 4224164 в электронном или бумажном виде не подавались.
После проведения Обществом маневровых работ по перемещению вагонов №№42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 на выставочные пути необщего пользования ЗАО «Интернешнл Пейпер», 07.04.2017 в 11 часов 25 минут таможенным органом разрешено убытие с пути №3 поезда № 3713 (0331) по поездной ведомости № 4559 в составе 43 вагонов из России в Финляндию.
04.05.2021 в ОТОиТК №2 поступило письмо (с приложенными документами) от 30.04.2021 № 221-2462 (вх. № 1622 от 04.05.2021) от юриста ЗАО «Интернешнл Пейпер» ФИО5, из которого следует, что лесоматериалы «баланс еловый тонкомер» 24 штабеля, весом брутто/нетто 456000 кг и объемом в коре 447,6 м3, перемещаемые в вагонах №№ 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646, поставляются по договору между ООО «Группа Компаний «Белая Сосна» и ЗАО «Интернешнл Пейпер» и не предназначены для убытия с таможенной территории Союза.
Перевозчик ОАО «РЖД» за разрешением на размещение в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК) или перемещение в пределах ЗТК указанных железнодорожных вагонов с товаром «лесоматериалы» как до подачи товаросопроводительных документов на грузовой поезд № 3713 (0331), так и в момент их предоставления не обращался.
По фактуперемещения Обществом железнодорожных вагонов с товаром, не подлежащих к убытию с таможенной территории Союза, через границу ЗТК и в ее пределах (на путь №3 и с пути №3 на выставочные пути необщего пользования ЗАО «Интернешнл Пейпер») без разрешения таможенного органа, уполномоченным должностным лицом Выборгской таможни в отношении Общества составлен протокол от 09.06.2021 об административном правонарушении №10206000-1520/2021, предусмотренном статьей 16.5 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 20.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10206000-1520/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 9000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что таможенным органом не доказано нарушение Обществом статьи 217 Федерального закона №289-ФЗ, а соответственно не установлено и не доказано наличие состава вмененного Обществу правонарушения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пунктом 22 статьи 217 Федерального закона от 30.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №289-ФЗ) установлено, что в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации в пределах пятикилометровой зоны от Государственной границы Российской Федерации, производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, организацией и обслуживанием стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары, обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства, со строительством, с реконструкцией зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций, строительством и реконструкцией дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортноинженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков), допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
В соответствии с пунктом 23 статьи 217 Федерального закона №289-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
Порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения таможенного органа на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах утвержден Приказом Федеральной таможенной службы России от 17.01.2019 № 45 «Об утверждении порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах» (далее - Приказ №45).
Пунктом 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 03.06.2019 №903 «О внесении изменений в Приказ ФТС России от 17.01.2019 №45 «Об утверждении порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах» (далее – Приказ ФТС от 17.01.2019 №45) установлено, что Приказ №45 не подлежит применению при перемещении транспортных средств в целях проведения маневровых работ через границы зон таможенного контроля, созданных на железнодорожных путях, в пределах сортировочных станций, на которых осуществляется формирование поездов.
Согласно пункту 4 Приказа ФТС от 17.01.2019 №45 разрешение на перемещение выдается уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения поданного заявления.
Как установлено судом первой инстанции, из представленных железнодорожных транспортных накладных №№ ЭЧ964036, ЭЧ96537 следует, что вагоны №№ 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 с грузом «баланс еловый тонкомер», следовавшие в составе поезда №3713 с назначением до станции Светогорск в адрес грузополучателя ЗАО «Интернейшнл Пейпер», для убытия с территории ЕАЭС не предназначались.
Вагоны поданы на железнодорожные путь общего пользования № 3, входящего в зону таможенного контроля, в составе поезда №3713 для проведения маневровых работ и дальнейшей подачи на пути необщего пользования грузополучателя.
Согласно отметкам в железнодорожных транспортных накладных №№ ЭЧ964036, ЭЧ96537, 07.04.2021 в 07 часов 27 минут груз, перевозимый в вагонах №№ 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 по результатам проведенных маневровых работ подан на пути необщего пользования грузополучателя ЗАО «Интернейшнл Пейпер», выданы оригиналы железнодорожных транспортных накладных грузополучателю.
Из заявления от 25.12.2020 вх. №5826, адресованного начальнику таможенного поста железнодорожного пропускного пункта «Бусловская» ФИО6, следует, что Общество просит разрешить осуществление в пределах зоны таможенного контроля железнодорожной станции Светогорск производственной и иной хозяйственной деятельности, в том числе связанной с приемом, отправлением поездов, выполнением маневровых работ с перемещением вагонов по территории станции, погрузкой, выгрузкой и перегрузом вагонов, эксплуатацией железнодорожной станции и железнодорожных путей.
На заявлении от 25.12.2020 вх.№5826 имеется резолюция начальника таможенного поста о разрешении производственной и иной хозяйственной деятельности в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Таким образом, заявление Общества от 25.12.2020 на перемещение товаров, транспортных средств через границы зон таможенного контроля и в их пределах соответствует требованиям пункта 4 Приказа ФТС от 17.01.2019 №45, а наличие резолюции должностного лица с указанием срока разрешения предусмотрено по форме и содержанию указанным пунктом Приказа.
Таможенным органом не выяснялось наличие у Общества обязанности по получению разрешения на перемещение вагонов с провозимым товаром через границы зон таможенного контроля, установленного Приказом №45 с учетом положений пункта 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 03.06.2019 №903 «О внесении изменений в Приказ ФТС России от 17.01.2019 №45 «Об утверждении порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах».
Вместе с тем, оценка данных обстоятельств, по мнению суда апелляционной инстанции, имела существенное значение для рассмотрения административного дела, установления наличия в действиях заявителя всех элементов состава вмененного ему правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Выборгской таможней не доказано нарушение Обществом положений статьи 217 Федерального закона №289-ФЗ и соответственно не установлено и не доказано в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку материалами дела не подтверждается наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Общества, признав незаконным оспариваемое постановление.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2021 по делу № А56-73767/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Г.Н. Богдановская
А.Б. Семенова