ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-73877/2021 от 01.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 марта 2022 года

Дело №А56-73877/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1, ФИО2

при участии:

от заявителя: предст. ФИО3 – доверенность от 13.01.2022 (до и после перерыва)

от заинтересованного лица: предст. ФИО4 – доверенность от 31.10.2021 ( до перерыва

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40265/2021) общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом Новоселье» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2021 по делу № А56-73877/2021 (судья Сундеева М.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом Новоселье»

к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области

об оспаривании предписания от 08.07.2021 № 62-21(ЭА)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом Новоселье» (далее - заявитель, Общество, ООО «УК «Наш дом Новоселье») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее – Комитет) от 08.07.2021 № 62-21 (ЭА).

Решением суда от 02.11.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое предписание от 08.07.2021 № 62-21 (ЭА) признано недействительным.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 02.11.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом не было представлено решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, равно как и доказательств установки, введения в действие и пользования в исследованный период автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, обеспечивающей возможность одномоментного снятия показаний, Как указывает податель жалобы, Общество осуществляло расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в спорном МКД в период с марта 2020 года по май 2021 года, исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, что противоречит положениям части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Расчет за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, должен осуществляться, по мнению подателя жалобы, исходя из норматива потребления, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 № 208 для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в размере 1,66кВт.ч./кв.м. в месяц. Кроме того, податель жалобы указывает, что нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества утверждены без дифференциации по времени суток (день/ночь), таким образом, при расчете платы должен быть применен одноставочный тариф, не дифференцированный по зонам суток, утвержденный приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 № 533-п. По мнению подателя жалобы, расчет платы за холодную, горячую воду, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД должен осуществляться с применением норматива для многоквартирных домов с централизованным (нецентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водоотведением от 6 до 9 этажей, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 № 199, в размере 0,019 куб.м./кв.м. в месяц.

В судебном заседании 22.02.2022 представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представил копию жалобы ФИО5, на основании которой проведена проверка. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, представил копии платежных документов на оплату коммунальных услуг за спорный период.

В судебном заседании 22.02.2022 был объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 01.03.2022, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, гп. Новоселье, ул. Невская, д. 10/5 (далее - МКД), с целью проверки обращений гр. ФИО5 от 15.06.2020 № гжи-08-7016, от 12.01.2021 № гжи-08-126 относительно правильности расчета платы за коммунальные услуги.

В ходе проверки Комитетом установлено, что Общество осуществляло расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в МКД в период с марта 2020 года по май 2021 года исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. При этом МКД оснащен общедомовыми приборами учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды, однако не оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг. Решение, предусмотренное положениями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общим собранием собственников помещений МКД не принято.

Учитывая изложенное, Комитет пришел к выводу о том, что порядок расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, применяемый Обществом противоречит положениям части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.

По мнению Комитета расчет за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, должен осуществляться исходя из норматива потребления, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 № 208 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области» (далее – Постановление № 208) для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в размере 1,66кВт.ч./кв.м. в месяц. При этом нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества утверждены без дифференциации по времени суток (день/ночь), таким образом, при расчете платы должен быть применен одноставочный тариф, не дифференцированный по зонам суток, утвержденный приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 № 533-п «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области в 2019 году» (далее – Приказ № 533-п).

Расчет платы за холодную, горячую воду, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД должен осуществляться с применением норматива для многоквартирных домов с централизованным (нецентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водоотведением от 6 до 9 этажей, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 № 199 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года № 25» (далее – Постановление №199), в размере 0,019 куб.м./кв.м. в месяц.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 08.07.2021 № 62-21(ЭА).

По результатам проверки Комитетом вынесено предписание от 08.07.2021 №62-21(ЭА), в соответствии с которым Обществу в срок до 01.09.2021 предписано:

1) Привести в соответствие с положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, начисленной всем собственникам помещений МКД в период с марта 2020 года по май 2021 год, а именно:

- осуществить снятие ранее начисленной в указанный период платы за такие коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД;

- осуществить начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД за период с марта 2020 по май 2021 года, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утвержденных Постановлением № 199, а также Постановлением № 208; при расчете размера платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД исходя из нормативов потребления применять тариф на электрическую энергию, не дифференцированный по зонам суток.

2) С 01.06.2021 осуществлять расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в МКД строго в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.

Не согласившись с предписанием Комитета от 08.07.2021 № 62-21(ЭА), Общество обратилось в суд первой инстанции с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, признал предписание Комитета от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) недействительным. Суд первой инстанции указал на то, что Комитет при вынесении оспариваемого предписания не учитывал, что с 19.12.2019 по 17.07.2020 управление осуществлялось по договору заключенному с застройщиком, в котором было предусмотрено в Приложении № 4, что расчет коммунальных ресурсов предоставленных на содержание общего имущества рассчитывается по показаниям приборов учета, а с 17.07.2020 управление МКД осуществляется по договору управления, заключенному в соответствии с протоколом № 110620/24821041/01 рассмотрения заявок в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления МКД, согласно Приложению № 3 к которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а разница в объемах потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета относится к расходам на общедомовые нужды и подлежит распределению между всеми собственниками в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Суд также указал на то, что Общество производит начисление за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток (день/ночь) в соответствии с Приложением к Приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 № 533-п на 2019 год, Приложением к Приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2019 № 623-п на 2020 год и Приложением к Приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2020 № 478-п на 2021 год. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Комитета подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 02.11.2021 подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае оспариваемое предписание от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) вынесено Комитетом в рамках осуществления лицензионного контроля в пределах предоставленных полномочий.

В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Ленинградской области нормативы потребления электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением № 208.

Поскольку нормативы утверждены без разделения на время суток (день/ночь), при расчете размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества подлежит применению одноставочный тариф, утвержденный приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на конкретный год.

Нормативы потребления холодной воды в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным (нецентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, утвержден Постановлением № 199.

В ходе проверки Комитетом установлено, что МКД оснащен общедомовыми приборами учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды, однако не оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.

При этом, решение, предусмотренное положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ общим собранием собственников помещений МКД не принято.

Таким образом, размер расходов собственников помещений спорного МКД в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в спорном МКД, должен определяться в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утвержден Постановлением № 208 и Постановлением № 199, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, как установлено Комитетом, Общество осуществляло расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в МКД в период с марта 2020 года по май 2021 года, исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, что является нарушением части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.

Суд первой инстанции указал на то, что Комитет при вынесении оспариваемого предписания не учитывал, что с 19.12.2019 по 17.07.2020 управление осуществлялось по договору заключенному с застройщиком, в котором было предусмотрено в Приложении № 4, что расчет коммунальных ресурсов предоставленных на содержание общего имущества рассчитывается по показаниям приборов учета, а с 17.07.2020 управление МКД осуществляется по договору управления, заключенному в соответствии с протоколом № 110620/24821041/01 рассмотрения заявок в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления МКД, согласно Приложению № 3 к которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а разница в объемах потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета относится к расходам на общедомовые нужды и подлежит распределению между всеми собственниками в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, условия договоров управления, заключенных с застройщиком или по результатам конкурса, не могут противоречить императивно установленным требованиям части 9.2 статьи 156 ЖК РФ. При этом, в материалы дела не представлены доказательства принятия собственниками помещений МКД на общем собрании решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в данном МКД, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Комитета о том, что Общество в проверенный период с марта 2020 года по май 2021 года неправомерно осуществляло расчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества МКД исходя из показаний общедомовых приборов учета (без учета норматива).

При таких обстоятельствах, установив факт нарушения Обществом требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, Комитет правомерно в пределах предоставленных полномочий выдал Обществу предписание от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) об устранении указанных нарушений.

Довод Общества о том, что оспариваемое предписание от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) является неисполнимым ввиду отсутствия конкретики и четких формулировок по выполнению определенных действий подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.

Как усматривается из материалов дела, в оспариваемом предписании от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) указаны выявленные в ходе проверки нарушения и установлены требования об устранении данных нарушений, а именно:

1) Привести в соответствие с положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, начисленной всем собственникам помещений МКД в период с марта 2020 года по май 2021 год, а именно:

- осуществить снятие ранее начисленной в указанный период платы за такие коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД;

- осуществить начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД за период с марта 2020 по май 2021 года, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утвержденных Постановлением №199, а также Постановлением №208; при расчете размера платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД исходя из нормативов потребления применять тариф на электрическую энергию, не дифференцированный по зонам суток.

2) С 01.06.2021 осуществлять расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в МКД строго в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.

Указанные требования предписания от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) направлены на устранение конкретных выявленных в ходе проверки нарушений, отраженных в акте проверки от 08.07.2021 № 62-21(ЭА).

При этом, оспариваемое Обществом предписание Комитета от 08.07.2021 №62-21(ЭА) отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных Комитетом нарушений требований жилищного законодательства со стороны Общества (произвести соответствующий перерасчет всем собственникам помещений МКД за конкретный период). Само по себе несогласие заявителя с выявленными нарушениями не является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Комитета от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 08.07.2021 № 62-21(ЭА) недействительным не имеется.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 02.11.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы Общества по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат оставлению на заявителе.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 ноября 2021 года по делу № А56-73877/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом Новоселье» требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.И. Протас