ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-74721/2023 от 25.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 февраля 2024 года

Дело №А56-74721/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 16.10.2023

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40831/2023) ООО «БИОСФЕРА» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 по делу № А56-74721/2023, принятое

по заявлению ООО «БИОСФЕРА»

к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

3-е лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре

об оспаривании решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Биосфера" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет) от 19.04.2023 №218139 об отказе в выдаче разрешения.

Решением суда от 19.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Комитета является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Комитет и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с заявлением о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации по адресу: г. Санкт-Петербург, <...>. стр.1.

Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации был вынесен отказ от 19.04.2023 № 218139 в выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.

Не согласившись с вышеуказанным решением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.

Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее - Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка, разрешения на установку объектов для размещения информации выдает КПВСМИ после согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Согласно абзацу 1 пункта 7 порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе Комитет по градостроительству и архитектуре, в срок, не превышающий 11 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от КПВСМИ, рассматривают в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ в согласовании.

Согласно абзацу 3 пункта 7 порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679 (далее - Положение), задачами Комитета являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию Комитета при согласовании вывесок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство является градостроительной деятельностью. Цели благоустройства, в том числе обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории.

Пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории определено, как деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению, в том числе эстетического состояния территории муниципального образования.

Для реализации указанных задач в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга №891-180) Правила благоустройства содержат перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, а требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства устанавливаются эстетическими регламентами объектов благоустройства и элементов благоустройства.

В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга № 891-180 размещение элементов благоустройства на объекте благоустройства осуществляется на основании проектов благоустройства, которые согласованы в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.

Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила благоустройства), приложением № 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (далее - Эстетические регламенты) утвержден эстетический регламент наружной рекламы и информации.

Наружная информация (объекты для размещения информации),к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.

В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности, а также в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Согласно абзацу 3 пункта 7 порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно абзацу 5 пункта 7 Порядка Комитет отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках процедуры, определенной Порядком, Комитетом были рассмотрены и 24.03.2023 отклонены от согласования информационные материалы по заявлению ООО «Биосфера» от 09.03.2023 № 189170 на установку вывески «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА» на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, <...>.

В обосновании причин отказа в согласовании заявления Комитетом указано на нарушение требований в сфере градостроительства: на основании пункта 2.3.5 приложения №3 к Правилам благоустройства, пункта 3.1.4 приложения №1 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, пункта 1 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (пункт «ж» части 1 статьи 1).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения, Комитет уполномочен на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры.

В обосновании отказа Комитета в согласовании указано, здание, на котором планируется к размещению вывеска «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА», введено в эксплуатацию как многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, не предназначенными для торговли.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы в том числе о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения, необходимые для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.

Согласно настоящему заявлению ООО «Биосфера» использует нежилое помещение 16-Н в многоквартирном жилом доме по указанному адресу на основании договора аренды №0421-1 от 01.04.2023 на возмездной основе под торговлю (п. 1.2.1 договора).

В соответствии со сведениями Государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью» (далее - АИС «УГД») на здание по указанному адресу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2019 №78-16-69-2019, в графе 1 раздела II которого «Общие показатели вводимого в эксплуатацию объекта» указано, что помещение 16-Н является офисным помещением.

Иная документация в отношении указанного здания Комитетом не рассматривалась, и не согласована, сведения о реконструкции здания или сведения о расположении на указанном земельном участке объекта капитального строительства с иным видом разрешенного использования в Комитете отсутствуют.

Проектирование и последующее размещение вывески «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА» на фасаде нежилого помещения с видом разрешенного использования «офисные помещения» является нарушением законодательства в области градостроительной деятельности.

Следует также отметить, что согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 (далее - Правила землепользования и застройки).

Так, в соответствии с пунктом 2.2.1 приложения №1 к Правилам землепользования и застройки использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 3.1.4 приложения №1 к Правилам землепользования и застройки назначение нежилых помещений должно соответствовать градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.

Аналогичные требования содержатся в статье 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков в том числе, требования градостроительных регламентов.

Согласно сведениям АИС «УГД» здание, на фасаде которого Заявитель планирует разместить вывеску «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА», располагается в границах земельного участка, расположенного в территориальной зоне Т3Ж2 (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).

Градостроительный регламент указанной жилой зоны определен пунктом 2.6 приложения №7 к Правилам землепользования и застройки.

Так, в соответствии с пунктами 2.6.3 и 2.6.4 приложения №7 к Правилам землепользования и застройки вид разрешенного использования код 4.4 «Магазины» может размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям и(или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.

В соответствии со сведениями АИС «УГД» земельный участок по указанному адресу к красным линиям и(или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам не примыкает.

В соответствии с требованиями пунктов 1, 5 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием, а также в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отказ мотивирован тем, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.

В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация здания должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), в соответствии с проектной документацией.

Одновременно в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения № 6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ в согласовании размещения указанного элемента наружной информации и принятое в связи с этим решение КПВСМИ соответствуют действующему законодательству.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 октября 2023 года по делу № А56-74721/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Биосфера» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева