ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 марта 2022 года
Дело №А56-75382/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): 1) ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, 2) ФИО3 по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3704/2022) АО "Гатчинское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 по делу № А56-75382/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению АО "Гатчинское"
к МИФНС № 7 по Ленинградской области; Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
об оспаривании
установил:
Акционерное общество «Гатчинское», адрес: 188349, <...> Победы, дом 1, пом. 301, ОГРН <***> (далее – заявитель Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
- о признании незаконным решения Заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области ФИО4 (далее - Инспекция) № 570 от 01.04.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления АО «Гатчинское» суммы страховых взносов, подлежащих уплате за отчетный период (квартальный расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2020): по обязательному пенсионному страхованию 1 113 812,54 руб.; по обязательному медицинскому страхованию 8 227,64 руб.; по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 254 915,55 руб., в общей сумме 1 376 955,73 руб., а так же пени на сумму несвоевременно внесенных авансовых платежей в порядке ст. 75 НК РФ по состоянию 01.04.2021 в сумме 27 855,21 руб.
- о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее – Управление) № 16-21- 05/09197 от 07.06.2021;
- о признании незаконным исключения АО «Гатчинское» из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10.08.2020 по 10.12.2020.
Решением суда от 28.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество было неправомерно исключено из реестра МСП в период с 10.08.2020 по 10.12.2020, поскольку в указанный период заявитель соответствовал критерия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, Общество своего представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения спора по существу в его отсутствии.
Представители Инспекции и Управления доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонили и просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество "Гатчинское" представило 28.10.2020 в Инспекцию расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, согласно которому исчислены страховые взносы на ОПС - в размере 2709754,01 руб. на ОМС - в размере 822362,13 руб.; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в размере 158688,71 руб.
Камеральной налоговой проверкой расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года установлено, что общество "Гатчинское" в нарушение пункта 1 статьи 421, пункта 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации занизило сумму начисленных страховых взносов в части обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки от 04.02.2021 N 751.
При исчислении страховых взносов общество "Гатчинское" применило пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.04.2021 N 570, в соответствии с которым, обществу "Гатчинское " доначислены страховые взносы за 9 месяцев 2020 года на обязательное пенсионное страхование в сумме 1113812,55 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 8227,64руб., страховые взносы на обязательное социальное страхование в размере 254915,55 руб., а также начислены пени в сумме 27885,21 руб.
В оспариваемом решении налоговым органом сделан вывод о том, что общество "Гатчинское" неправомерно применило пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ, поскольку не было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10.08.2020 по 09.12.2020.
Так, инспекцией установлено, что Общество "Гатчинское" не совершило необходимых действий для проведения общего собрания акционеров в срок до 05 июля 2020, в результате чего АО «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.» - держатель реестра акционеров АО «Гатчинское» не представил в ФНС России сведения о соответствии налогоплательщика условиям, установленным подпунктом «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в связи с чем, Общество было исключено из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2020.
Поскольку согласно сведениям, размещенным на портале ФНС России, общество "Гатчинское" исключено из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2020, налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов за расчетный (отчетный) период.
Решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 07.06.2021 N 16-21-05/09197 апелляционная жалоба общества "Гатчинское" оставлена без удовлетворения, решение Инспекции без изменения.
Полагая, что оспариваемые решения Инспекции и Управления не соответствуют положениям законодательства, нарушают права и интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Решением суда первой инстанции заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу доводы, проверив правильность применения судом норм материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическими лицам.
В соответствии со статьей 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Статьей 6 Закона N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
Согласно статье 3 Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действующей до 03082018) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" статья 3 Закона N 209-ФЗ в части раскрытия понятия субъектов малого и среднего предпринимательства была дополнена словами: "сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства".
Таким образом, законодатель в 2018 окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в Реестр.
С учетом изложенного, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в Реестр.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 данного закона.
Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
В связи с тем, что, как указано выше, необходимые сведения в установленный законодательством срок – до 5 июля Обществом в уполномоченный орган не представлены, общество "Гатчинское" правомерно было исключено из реестра 10.08.2020.
07 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон №349-Ф3, предусматривающий ежемесячное формирование реестра МСП на основании сведений, предусмотренных частями 4 и 4.1 статьи 4.1 Федерального закона №209-ФЗ (в редакции указанного Федерального закона №349-Ф3), в том числе, на основании сведений, представленных в ФНС России, в соответствии с частью 7.1 указанной статьи.
Само по себе уточнение понятия «субъекта малого и среднего предпринимательства» (пункт 1 статьи 3 Федерального закона №209-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 №313-Ф3) не привело к изменению действующего правового регулирования. Необходимость подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства сведениями единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства при обращении за получением поддержки имела место и до внесения таких изменений (часть 5 статьи 4 Федерального закона №209-ФЗ).
В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра субъектов МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра субъектов МСП.
Согласно сведениям, размещенным на портале ФНС России, АО «Гатчинское» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.12.2020 и вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 01.12.2020.
Ввиду того, что Общество в период с 10.08.2020 до 09.12.2020 не было включено в Реестр, в отчетном периоде (август, сентябрь 2020) оно было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, доначисление страховых взносов произведено Инспекцией правомерно.
Аналогичная правовая позиция изложена Арбитражным судом Северо-Западного округа от 01.01.2022 по делу N А56-32372/21.
Доводы Общества о том, что предусмотренные законом сведения не могли быть представлены до проведения годового общего собрания акционеров, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах", годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом Общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 115-ФЗ, действие первого предложения абзаца 3 пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 208-ФЗ приостановлено до 31.12.2020. Подпунктом 1 пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что годовое общее собрание акционеров в 2020 году проводится в сроки, определенные советом директоров (наблюдательным советом), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года. Таким образом, законодатель перенес только окончание срока проведения годовых собраний в 2020 году. При этом, Федеральным законом N 115-ФЗ не установлены изменения либо приостановления действия каких либо норм Федерального закона N 209-ФЗ и Налогового кодекса РФ.
Таким образом, общее собрание акционеров АО "Гатчинское" могло быть проведено в пределах сроков, предусмотренных положениями Федерального закона N 209-ФЗ.
При этом, сведений, позволяющих установить то обстоятельство, что Общество предприняло все меры для надлежащего подтверждения своего статуса в установленный срок, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалобы Общества подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 по делу № А56-75382/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.О. Третьякова
Судьи
М.Л. Згурская
Е.И. Трощенко