ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-7594/2023 от 04.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 октября 2023 года

Дело №А56-7594/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе

председательствующего Полубехиной Н.С.,
судей Балакир М.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Апхудовым А.А.

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 04.10.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24458/2023) закрытого акционерного общества «Карьер «Гаврилово» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2023 по делу № А56-7594/2023, принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Карьер «Гаврилово» Заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области о признании недействительным отказ Комитета о предоставлении лесного участка;

об обязании Комитет заключить договор аренды в отношении лесного участка

установил:

Закрытое акционерное общество «Карьер «Гаврилово» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет) о признании недействительным отказ от 16.12.2022 в предоставлении участка площадью 7,22 га, кадастровый номер 47:01:0000000:501/1076 в аренду на срок до 31.12.2026. Местоположение лесного участка Рощинское лесничество, Черкасовское участковое лесничество квартал № 101 (части выделов 5,10,12,16,17,27,37, выдел 11); об обязании Комитет заключить договор аренды в отношении лесного участка общей площадью 7,22 га, кадастровый номер 47:01:0000000:501/1076 в аренду на срок до 31.12.2026. Местоположение лесного участка Рощинское лесничество, Черкасовское участковое лесничество квартал № 101 (части выделов 5,10,12,16,17,27,37, выдел 11).

Решением суда от 02.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.

От Комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит в ее удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции

Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществу была выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 47047 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков строительных на Северном участке месторождения «Гавриловское», расположенного в Выборгском районе Ленинградской области. Срок действия лицензии продлен до 31.12.2026.

14.09.2022 ЗАО «Карьер «Гаврилово» обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду без торгов лесного участка общей площадью 7,22 га, кадастровый номер 47:01:0000000:501/1076 на срок до 31 декабря 2026 года. Местоположение лесного участка: Рощинское лесничество, Черкасовское участковое лесничество квартал № 101 (части выделов 5,10,12,16,17,27,37, выдел 11).

Комитет решением от 16.12.2022 №02-23986/2022 сообщил Обществу о том, что перечни объектов, размещение которых допускается на лесных участках при их использовании для разведки и добычи полезных ископаемых утверждены распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 № 999-р и распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 № 1084-р. Указанными перечнями не предусмотрено размещение каких-либо объектов, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в защитных лесах категории «леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» и в границах особо защитных участков лесов. При этом испрашиваемый лесной участок представлен защитными лесами категории «леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения». Кроме того, испрашиваемый лесной участок расположен в границах участков лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ (СНТ «Сампо»), согласно нормам действующей лесоустроительной инструкции (Приказ Минприроды России от 29.03.2018 № 122) относящимся к особо защитным участкам лесов. Размещение объектов и сооружений, необходимых для ведения деятельности в соответствии с лицензией на пользование недрами от 20.11.2009 г. № ЛОД 47047 ТЭ в границах испрашиваемого лесного участка противоречит требованиям действующего законодательства, заявленная цель использования лесного участка является необоснованной.

Ссылаясь на то, что Комитет необоснованно уклоняется от заключения договора аренды, а также на отсутствие оснований для отказа в применении административной процедуры по предоставлению лесных участков в аренду, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых отнесены к виду использования лесов.

Согласно части 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 указанного Кодекса.

В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с этим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

В статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1); выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса (часть 2); в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).

К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся, в том числе леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) (пункт 1 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации).

К ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в частности, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции) (пункт 11 части 1 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации Ф установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Как предусмотрено частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям), перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (утратил силу; далее - Перечень N 849).

Согласно пункту 2 Перечня N 849 карьеры включены в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня).

В силу пункта 2(1) Перечня N 849 карьеры также включены в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не являющихся объектами капитального строительства, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов.

В данном случае судом первой инстанции установлено, что согласно проектной документации спорные лесные участки относятся к защитным лесам, часть площади которых занята ценными лесами (запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов), а часть лесами, выполняющими функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

При этом возможность размещения карьера в защитных лесах, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в ценных лесах, Перечнем N 849 не предусмотрена.

Исходя из этого, суд первой инстанции указал, что размещение карьера в указанных лесах противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.

Согласно Порядку, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 № 999-р, размещение карьера допускается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции), нерестоохранных полосах лесов (за исключением особо защитных участков лесов), при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно Порядку, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р, размещение карьера допускается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции), нерестоохранных полосах лесов (за исключением особо защитных участков лесов), при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 49 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в случае строительства, реконструкции объектов в границах соответствующих зон с особыми условиями использования территории, а также при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды:

Указанными перечнями не предусмотрено размещение каких-либо сооружений в защитных лесах категории «леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

Основываясь на данных правовых нормах, предоставление в аренду спорного участка не представляется возможным, поскольку испрашиваемый Обществом лесной участок относится к защитным лесам, выполняющим функции зашиты природных и иных объектов - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а указанными выше Перечнями не предусмотрено размещение объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в защитных лесах указанной категории.

Учитывая изложенное, испрашиваемый заявителем лесной участок не может быть предоставлен в аренду для добычи строительных песков, поскольку это создает угрозу засорения расположенного рядом озера, являющегося источником водоснабжения города Выборга.

Зоны санитарной охраны, в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устанавливаются для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса РФ).

Таким образом, в данной части в связи с отменой распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 849-р и принятием распоряжений Правительства РФ от 23.04.2022 № 999-р и от 30.04.2022 № 1084-р, ситуация не изменилась.

Правовые основания для размещения карьера в защитных лесах категории леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а именно леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствуют.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утратило силу в связи с утверждением Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 № 999-р нового перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 1084-р

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа Комитета указанных нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с этим суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2023 по делу № А56-7594/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

М.В. Балакир

С.А. Нестеров