ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-76054/2022 от 28.11.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 ноября 2023 года

Дело №

А56-76054/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Родина Ю. А.,

при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» Майоровой А. Н. (доверенность от 22.11.2023), от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Прокопьевой О. А. (доверенность от 18.01.2023),

рассмотрев 28.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской областина решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу № А56-76054/2022,

у с т а н о в и л:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург», адрес: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, лит. Б, ИНН 7801265957, ОГРН 1047800031355 (далее – Учреждение, Академия), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее – Отделение), о признании недействительным акта от 01.06.2022 № 875/01 и дополнения к этому акту от 09.12.2022 № 144/001 о результатах проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за периоды работы с 11.01.2021 по 31.12.2021 и периоды работ с 01.01.2017 по 31.12.2021 в структурном подразделении «отделение дошкольного образования детей» и достоверности представленного «Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за этот период (с учетом уточнений); о признании правомерными сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за периоды работы с 11.01.2021 по 31.12.2021 и периоды работ с 01.01.2017 по 31.12.2021 в структурном подразделении «отделение дошкольного образования детей» и достоверности представленного «Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за этот период, предоставленные Учреждением.

Решением суда от 07.05.2023 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными актов Отделения от 01.06.2022 № 875/01, от 09.12.2022 № 144/001 и признания правомерным представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части включения периодов с 01.01.2017 по 31.12.2021, с 11.01.2021 по 31.12.2021 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и в сводный перечень льготных профессий.

Постановлением от 07.08.2023 решение суда от 07.05.2023 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствии их выводов обстоятельствам дела, просит решение суда от 07.05.2023 и постановление суда от 07.08.2023 отменить в части удовлетворения требований, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены судами, ошибочен вывод судов, что Учреждение как образовательная организация соответствует условиям пункта 1.10 раздела Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Постановление № 781).

В судебном заседании представитель Отделения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами, Управлением проведена проверка соответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за 2017 – 2021 года и достоверности представленного перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за 2017 – 2021 год.

По результатам проверки составлен акт от 01.06.2022 № 875/01, в котором указано, что период работы с 11.01.2021 по 31.12.2021 в Учреждении работников, занимающих должности: заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по дополнительному образованию, учитель, учитель-логопед, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, преподаватель-организатор ОБЖ, не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Основанием для отказа Управления во включении сведений о специальном стаже послужило то обстоятельство, что наименование учреждения «Академия» не указано в Постановлении № 781.

В Акте от 09.12.2022 № 144/001 Отделение в дополнение к акту от 01.06.2022 № 875/01 указало следующее: должности «заместитель директора по дополнительному образованию отделения дошкольного образования детей», «руководитель отделения дошкольного образования», «руководитель физического воспитания», «воспитатель отделения дошкольного образования», «старший воспитатель», «воспитатель», «музыкальный руководитель» в структурном подразделении «отделение дошкольного образования для детей» с 01.01.2017 по 31.12.2021 в ГБОУ школа-интернат № 576 Василеостровского района Санкт-Петербурга (СПБ ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург») не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в Сводный Перечень льготных профессий включены необоснованно; индивидуальные сведения за период работы с 01.01.2017 до 31.12.2021 структурного подразделения «отделение дошкольного образования» необходимо откорректировать без кода «27-ПД» на сотрудников, указанных в Приложении 1 к этому акту.

Учреждение оспорило указанные акты в судебном порядке.

Суд первой инстанции частично удовлетворил требования.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы).

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее – Закон № 173-ФЗ, действующий до 01.01.2015) трудовая пенсия по старости, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 19 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии за лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ.

Постановлением № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 1.10 Списка должностей и учреждений установлено, что к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат и другие.

По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены судами, ошибочен вывод судов, что Учреждение как образовательная организация соответствует условиям пункта 1.10 раздела Списка, утвержденного постановлением № 781. Отделение также полагает, что в данном случае с учетом пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, для Учреждения, осуществляющего смешанный вид деятельности, в стаж педагогической работы засчитываются работы в должностях, указанных в Списке, в определенных структурных подразделениях (техникум, лицей, общеобразовательные школы всех наименований и др.). Ввиду отсутствия таких структурных подразделений в Академии, его работники не могут воспользоваться правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Данные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как установлено судами, Учреждение создано в 2004 году на основании распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.04.2004 № 150-р и приказа Отдела по образованию и культуре администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 07.04.2004 № 139 путем реорганизации в форме слияния Государственного образовательного учреждения среднего (полного) общего образования для обучающихся, воспитанников школы-интерната № 7 Василеостровского административного района Санкт-Петербурга и Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по хоккею «Спартак» Василеостровского административного района Санкт-Петербурга.

Наименование Учреждения при создании: государственное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 576 среднего общего (полного) образования с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.07.2020 № 574 «О передаче государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы интерната № 576 среднего общего образования с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района Санкт-Петербурга в ведение Комитета по физической культуре и спорту, о переименовании, изменении целей и предмета деятельности» (далее - Постановление № 574) изменены цели предмет деятельности, Учреждение передано из ведения администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга в ведение Комитета по физической культуре и спорту, переименовано в Государственное бюджетное учреждение профессионального образовательного учреждения «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург», изменены цели и предмет деятельности Учреждения. Устав Учреждения в новой редакции утвержден распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 15.09.2020 № 1823-P3.

В соответствии с Постановлением № 574 целями деятельности Учреждения являются: организация предоставления среднего организация предоставления общего образования лицам, проходящим подготовку в Учреждении и входящим в состав команд, а также лицам, проходящим подготовку в Учреждении в целях включения их в состав команд, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей.

Предметом деятельности Учреждения является: реализация образовательных программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта; реализация образовательных программ дошкольного образования; реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов (биология и физическая культура), для лиц, проходящих подготовку в Учреждении и входящих в состав команд, а также лиц, проходящих подготовку в Учреждении в целях включения их в состав команд; осуществление присмотра и ухода за детьми, содержание детей.

Судами учтено, что на момент создания Учреждения действовал Закон «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, в соответствии с частью 1 статьи 12 которого образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Изучив устав Академии, суды отметили, что он по содержанию полностью соответствует требованиям статьи 13 Закона об образовании и содержит соответствующие Постановлению № 76 цели и предмет деятельности. Анализ документов, регламентирующих деятельность Учреждения, позволил прийти к выводу о том, что изменение наименования Учреждения, реализация в Учреждении дополнительных образовательных программ, не повлекла изменения его образовательного профиля, а обязанности, выполняемые сотрудниками Учреждения, остались неизменными и связаны с осуществлением педагогической деятельности.

С учетом указанного следует признать правильным вывод судов о том, что как на момент создания Академия как образовательная организация, соответствовала условиям пункта 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, так и после внесения изменений в ее устав соответствует условиям указанной нормы. При этом наименование типа учреждения, соответствует ранее существующему - учреждение среднего профессионального образования.

Суды обоснованно не приняли в качестве основания для отказа в назначении досрочной пенсии по старости ссылку Отделения на реализацию Академией образовательных программ смешанного типа.

Апелляционный суд правильно отклонил довод Отделения об отсутствии право на досрочную пенсию у работников Учреждения, имеющего различный вид деятельности, если в нем структурно выделены подразделения, поскольку право на льготное пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, по смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ связано именно с характером осуществляемой с детьми педагогической деятельности, с нагрузками, то есть деятельностью по преподаванию детям, что не зависит от вида и формы образовательного учреждения.

Законодательством не запрещено осуществление образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования как специально созданным для этого образовательным учреждением (школа искусств и др.), так и учреждением, созданным для реализации программ среднего профессионального образования.

Доводы Отделения о том, что такое учреждение, как Академия (слово значится в наименовании Учреждения) в Списке отсутствует, правомерно отклонены судами, поскольку вид деятельности образовательного учреждения устанавливается не в наименовании, а в Уставе.

Кроме этого, сам пункт 1.10 Списка указывает на то, что в список учреждений входят также образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), в том числе, техникумы всех наименований.

Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, судыправомерно частично удовлетворили заявленные требования.

При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.

В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.

Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу № А56-76054/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.И. Трощенко

Судьи

С.В. Лущаев

Ю.А. Родин