ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-76178/16 от 20.10.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 октября 2017 года

Дело №

А56-76178/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Карина»
Агеева Н.В. (доверенность от 15.01.2017 № 5), от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Стефанского А.В. (доверенность от 05.01.2017 № 21),

рассмотрев 17.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 (судья
Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу
№ А56-76178/2016,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Карина», место нахождения: 187340, Ленинградская область, Кировский район, город Кировск, Набережная улица, дом 1, ОГРН 1024701333690, ИНН 4706015630 (далее – ООО «Карина», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – УГИБДД), выразившихся в отказе заявителю внести соответствующие изменения в паспорт транспортного средства (далее – ПТС) № 78 ОМ 931173 относительно сведений «цифрового значения массы автомобиля». ООО «Карина» просило суд обязать заинтересованное лицо внести в указанный ПТС следующие изменения: вместо «масса без нагрузки 11 200 кг» отметить «масса без нагрузки 12 000 кг».

В качестве заинтересованного лица судом первой инстанции привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 50/52, ОГРН 1027809233132,
ИНН 7830002600 (далее – ГУ МВД, Управление).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 заявленные требования ООО «Карина» удовлетворены; оспариваемые действия УГИБДД признаны незаконными. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции обязал ГУ МВД устранить нарушение прав Общества путем внесения в ПТС (в разделе «Особые отметки») сведений «о цифровом значении массы транспортного средства без нагрузки – 12 000 кг» в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 данное решение от 28.03.2017 изменено. Резолютивная часть судебного акта изложена в иной редакции: «обязать в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу внести в ПТС № 78 ОМ 931173 изменения путем указания в разделе «Особые отметки» цифрового значения массы транспортного средства без нагрузки – 11 950 кг».

В кассационной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить и принять новый – об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы приводит конкретные доводы относительно отсутствия правовых оснований для внесения указанных изменений в ПТС.

В судебном заседании представитель ГУ МВД поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ООО «Карина» владеет на праве собственности грузовым автомобилем «Skania R420LB 6х2 HLB» (год выпуска
2006-й; идентификационный номер (VIN) YS2R6X20002021694). Первоначально на данное транспортное средство Центральной акцизной таможней был оформлен ПТС № 78 ТХ 939252, в строке «15» которого было указано: «масса без нагрузки –
11 200 кг».

Позднее 17.08.2015 взамен указанного ПТС № 78 ТХ 939252 уже само УГИБДД оформило дубликат ПТС серии 78 ОМ 931173. В данном документе также была указана «масса названного автомобиля – 11 200 кг».

Общество (как новый владелец автомобиля) в 2016 году неоднократно обращалось в УГИБДД с заявлениями о внесении изменения в дубликат ПТС в части указания массы транспортного средства, а именно «12 000 кг». В своих ответных письмах от 28.04.2016, 12.07.2016 и от 21.09.2016 УГИБДД отказало заявителю в удовлетворении данной просьбы, руководствуясь «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденными приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее – Правила № 1001), а также «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013
№ 605. В данном случае УГИБДД сообщило Обществу, что цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки внесено таможенным органом (оформившим и выдавшим паспорт транспортного средства) на основании сведений, указанных в товаросопроводительных документах на транспортное средство, в одобрении типа транспортного средства и в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, в официальных справочных изданиях и каталогах, а также данных от изготовителей и иных документов.

Полагая полученные от УГИБДД отказы незаконными, ООО «Карина» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, констатировав при этом ошибочность сведений (указанных в ПТС на данное транспортное средство) в отношении «массы автомобиля без нагрузки» ввиду их несоответствия реальному весу автомобиля (12 000 кг) и, как следствие, – указав на отсутствие у УГИБДД правовых оснований на отказ во внесении изменений в ПТС в части цифрового значения массы данного транспортного средства без нагрузки. В качестве доказательства доводов Общества об ошибочности цифрового значения массы транспортного средства без нагрузки, указанного в ПТС, судом первой инстанции принято «Заключение по идентификации и установлению параметров ТС» от 21.10.2016, оформленное техническим экспертом «Консультации технических экспертов».

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции по существу, вместе с тем изменил резолютивную часть решения от 28.03.2017 в части определения фактической массы транспортного средства без нагрузки, так как посчитал, что в действительности эта масса составляет 11 950 кг. Данные выводы были сделаны апелляционным судом на основании результатов контрольного взвешивания автомобиля, проведенного в рамках судебного разбирательства с участием представителей Управления.

Указанную позицию судов двух инстанций кассационная инстанция признает ошибочной и основанной на неправильном применении норм материального права.

«Порядок оформления паспортов на транспортные средства» установлен «Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее – Положение о ПТС). Пунктами 25 – 52 Положения о ПТС регламентирован «Порядок оформления паспортов транспортных средств». Так, в пункте 38 данного Положения указано, что в строке «15. Масса без нагрузки, кг» указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки. В свою очередь, сведения, предусмотренные пунктами 33 – 38 настоящего Положения о ПТС, заполняются на основании: одобрения типа транспортного средства (ОТТС); свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (Свидетельство), а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов (пункт 39 Положения о ПТС).

Применительно к рассматриваемому делу суды двух инстанций установили, что спорное транспортное средство (изготовитель – «SKANIA» (Швеция), год выпуска 2006-й) было ввезено в Российскую Федерацию в 2008 году из Финляндии (ДТ № 10009192/280308/0003147).

В соответствии с пунктом 6 Положения о ПТС паспорта на ввозимые в Российскую федерацию транспортные средства после 1 июля 1997 года выдаются таможенными органами, уполномоченными ФТС России. Согласно пункту 57 Положения выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при предоставлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства, сведений о наличии ОТТС или Свидетельств, данных товаросопроводительных документов, заключений экспертиз и результатов досмотра транспортных средств.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что «цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки» вносится уполномоченным органом на основании документов, предоставленных при оформлении транспортного средства, и результатов досмотра.

Согласно пункту 23 Положения о ПТС, при первичной выдаче паспортов внесение в них исправлений не допускается. При ошибочном заполнении паспортов они подлежат замене.

В ходе производства по данному делу ООО «Карина» указывало на изначальное ошибочное указание в ПТС спорных сведений «о массе транспортного средства без нагрузки» при оформлении таможенным органом. В обоснование данного утверждения Общество представило результаты взвешивания, произведенные 21.10.2016 экспертом «Консультации технических экспертов», а позднее (05.06.2017) инженером-испытателем Ассоциации «Научно-технический центр «Респект». Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о фактическом весе спорного автомобиля на момент его взвешивания (в 2016-м и 2017 годах), масса которого может отличаться от весовых характеристик производителя по тем или иным причинам (изменение конструкции составных частей, установка дополнительного оборудования или запасных частей и т.п.). Результаты взвешивания по истечении продолжительного времени эксплуатации транспортного средства сами по себе уже не являются доказательством наличия ошибки в «цифровом значении веса» на момент оформления документов таможенным органом.

Доказательств, подтверждающих доводы ООО «Карина» о внесении в строку «15» ПТС изначально неправильных сведений о массе транспортного средства, – в материалы дела не представлено. Общество и суды двух инстанций ограничились лишь ничем не подтвержденным утверждением «об ошибочном заполнении реквизитов при первичной выдаче ПТС»; никакой ссылки на документ, подтверждающий данную точку зрения, судебные акты не содержат.

При этом приводимый в суде кассационной инстанции довод ООО «Карина» о том, что совпадение веса (11 200 кг.) в графе «38» (вес брутто) и графе «35» (вес нетто) в ДТ № 10009192/280308/0003147 уже само по себе свидетельствует о наличии ошибки в указании весовой характеристики транспортного средства, – подлежит отклонению ввиду его несостоятельности. Совпадение цифровых значений веса транспортного средства «брутто» и «нетто» может свидетельствовать лишь о том, что спорное транспортное средство, ввезенное в качестве товара, прибыло на территорию Российской Федерации «самоходом» (в отсутствие тары и упаковки) и без груза. Напротив, – совпадение веса транспортного средства «брутто» и «нетто» подтверждает действительность указанной информации о массе автомобиля без нагрузки в том его понимании, которое приведено в «Конвенции о дорожном движении», открытой для подписания в Вене 8 ноября 1968 года («масса без нагрузки означает массу транспортного средства без экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива и необходимым комплектом инструмента»).

Нормами указанного Положения о ПТС не установлена обязанность уполномоченных органов вносить какие-либо исправления в реквизиты первично выданных ПТС по безусловному заявлению заинтересованных лиц о наличии (по их мнению) ошибок при оформлении данных документов. Не приведены такие нормы и в принятых судебных актах.

Ввиду изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований ООО «Карина».

Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, а также принять новый судебный акт – об отказе заявителю в его требованиях.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу № А56-76178/2016 отменить.

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Карина» отказать.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

И.О. Подвальный

С.В. Соколова