ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-76740/12 от 17.06.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 июня 2015 года                                                Дело № А56-76740/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Ракчеевой М.А., Сергеевой И.В.,

при участии от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Агаповой А.В. (доверенность от 17.09.2014 № 161), от правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 22.12.2014 № 60-4363/14), от администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области Плиева Р.С. (доверенность от 12.01.2015),

рассмотрев 17.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 (судьи Кашина Т.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) и кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2014 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу № А56-76740/2012,

                                                  у с т а н о в и л:

Администрация Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, место нахождения: 187023, Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Лисино-Корпус, ул. Турского, д. 3, ОГРН 1054700604782 (далее - Администрация поселения), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании решений Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 8, лит. А, ОГРН 1037843029498 (далее - Леноблкомимущество), выраженных в письмах от 26.10.2012 № локуги-11-5855/12-0-2, от 28.11.2012 № 11-5855/12-2-1 незаконными, а отказа Федерального агентства лесного хозяйства, место нахождения: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298 (далее - Рослесхоз), в согласовании материалов по включению земельных участков в границы населенных пунктов от 27.09.2012 № ЮД-11-27/11308 - немотивированным и поступившим за пределами срока, установленного пунктом 17 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 191-ФЗ).

Администрация также просила признать согласованными с Рослесхозом 20 заявлений о включении в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Лисинское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, земельных участков из земель лесного фонда, а именно:

в границы поселка Лисино-Корпус следующих земельных участков:

- общей площадью 10 432 (+/- 1787) кв. м с кадастровым номером 47:26:0137001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Перинское участковое лесничество, квартал 37 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 1 134 437 (+/- 18 639) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702002:3, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 98 (часть), 105 (часть), 110 (часть), 199 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 680 397 (+/- 14 435) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702001:5, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 98 (часть), 105 (часть), 199 (часть), 204 (часть), 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 38 442 (+/- 3431) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 200 (часть), 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 73 728 (+/- 4752) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:24, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 266 852 (+/- 9040) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702001:4, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 199 (часть), 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей рекреационного использования»;

- общей площадью 25 373 (+/- 2788) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:20, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 15 962 (+/- 2211) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:23, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 105 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 21 211 (+/- 2549) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:21, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 105 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 368 895 (+/- 10629) кв. м с кадастровым номером 47:26:0000000:347, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 26 344 (+/- 2840) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:7, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей рекреационного использования»;

- общей площадью 10 777 (+/- 1817) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:6, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей рекреационного использования»;

- общей площадью 6296 (+/- 1389) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:5, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 251 380 (+/- 8774) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:19, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, кварталы 10 (часть), 11 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 197 222 кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:4, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Тосненское участковое лесничество, квартал 115 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 42 512 кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:3, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Тосненское участковое лесничество, квартал 115 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 55 819 (+/- 4135) кв. м с кадастровым номером 47:26:0137001:17, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Перинское участковое лесничество, кварталы 37 (часть), 38 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

в границы деревни Гришкино - следующих земельных участков:

- общей площадью 47 231 (+/- 3803) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:26, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 183 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

- общей площадью 25 921 (+/- 2817) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:25, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 183 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства»;

в границы поселка при железнодорожной станции Кастенская

- земельного участка из земель лесного фонда общей площадью 150 860 (+/- 6797) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:22, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 181 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид «для целей комплексного жилищного строительства».

Администрация также просила обязать правительство Ленинградской области включить данные земельные участки в границы указанных населенных пунктов.

Определением от 01.04.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено правительство Ленинградской области (далее - Правительство).

Решением от 03.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2013, в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2014 решение от 03.06.2013 и постановление от 10.10.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением от 27.06.2014 признаны незаконными решения (действия) Леноблкомимущества, оформленные письмами от 26.10.2012 № локуги-11-5855/12-0-2, от 28.11.2012 № 11-5855/12-2-1, а также отказ Рослесхоза в согласовании материалов по включению спорных земельных участков в границы населенных пунктов; суд обязал Правительство включить данные земельные участки в границы населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования земельных участков; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 01.12.2014 решение от 27.06.2014 изменено: в удовлетворении требования об обязании Правительства включить спорные земельные участки в границы населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования отказано; в остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация поселения, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит постановление от 01.12.2014 отменить, решение от 27.06.2014 оставить в силе.

По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции нарушил статьи 4, 15, 16 АПК РФ, а также пункт 22 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ.

В кассационной жалобе Рослесхоз, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 27.06.2014 и постановление от 01.12.2014 в части удовлетворения требований отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Как указывает Рослесхоз, выводы судов о нарушении им сроков рассмотрения заявления о включении земельных участков в границы населенных пунктов ошибочны; действия Леноблкомимущества в связи с отказом Рослесхоза в согласовании включения земельных участков в границы населенных пунктов законны; отказ Рослесхоза направлен до исключения спорных земельных участков из государственного природного комплексного заказника «Лисинский»; представленные Администрацией поселения материалы не содержали достаточного обоснования необходимости включения земельных участков в границы населенных пунктов, в том числе обоснования площади земельных участков; Рослесхоз вправе мотивировать отказ в согласовании, основываясь как на формальных запретах и ограничениях, так и на общих принципах лесного законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу Леноблкомимущество просит решение от 27.06.2014 и постановление от 01.12.2014 в части удовлетворения требований отменить, в удовлетворении заявления Администрации поселения отказать.

В судебном заседании представитель Администрации поселения поддержал доводы своей кассационной жалобы и возражал против доводов жалобы Рослесхоза.

Представители  Правительства и Леноблкомимущества поддержали доводы жалобы Рослесхоза и возражали против доводов Администрации поселения.

Рослесхоз о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в отношении спорных участков Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 17.07.2012 утверждены акты выбора участков земель лесного фонда, а 19.07.2012 утверждены акты натурного технического обследования участков земель лесного фонда; указанные акты согласованы с Управлением лесами Ленинградской области.

Администрация поселения 19.07.2012 обратилась в Леноблкомимущество с заявлениями о принятии решения о включении в границы населенных пунктов поселка Лисино-Корпус, поселка при железнодорожной станции Кастенская и деревни Гришкино данных участков с изменением вида разрешенного использования.

Леноблкомимущество 26.10.2012 известило заявителя о полученном 27.09.2012 из Рослесхоза отказа в согласовании материалов о включении земельных участков в границы указанных населенных пунктов.

Администрация поселения 31.10.2012 направила в Леноблкомимущество письма с указанием на возможность и целесообразность включения земельных участков в границы населенных пунктов.

Письмом от 28.11.2012 Леноблкомимущество повторно сообщило Администрации поселения о мотивированном отказе Рослесхоза в согласовании материалов в связи с тем, что представленные документы не содержат ни достаточного обоснования необходимости включения земельных участков в границы населенных пунктов, ни обоснования площади земельных участков.

Администрация поселения обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Леноблкомимуществом нарушен срок рассмотрения заявления, отказ Рослесхоза является немотивированным и не содержит ссылок на нормы права; Рослесхоз отказал в согласовании включения в границы населенных пунктов трех из двадцати земельных участков; заявитель сообщил об исключении спорных участков из государственного природного комплексного заказника регионального значения «Лисинский»; данные участки длительное время используются исключительно для постоянного проживания населения.

Суды признали отказ Рослесхоза в согласовании включения спорных земельных участков в границы населенных пунктов формальным и необоснованным, повлекшим отказ Леноблкомимущества в удовлетворении заявления Администрации поселения, и удовлетворили заявление.

Апелляционный суд на основании статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ изменил решение; в удовлетворении требования об обязании Правительства включить спорные земельные участки в границы населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования отказал; в остальной части решение оставил без изменения.

Кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалоб.

Суды правильно применили статьи 8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 4.1 Закона № 191-ФЗ, статью 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Судами установлено, что в порядке пункта 14 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ Леноблкомимущество направило в Рослесхоз документы для согласования вопроса о включении земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов.

Письмом от 27.09.2012 Рослесхоз отказал в согласовании материалов, указав, что часть земельных участков расположена на территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Лисинский»; на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0702003:6 расположено братское захоронение воинов, погибших в годы ВОВ, в связи с чем необходимо уточнить разрешенный вид использования данного земельного участка; на земельных участках с кадастровыми номерами 47:26:0702003:7 и 47:26:0702001:4 расположен ранее созданный поселок Лисино-Корпус, однако устанавливаемый вид разрешенного использования земельных участков «для целей рекреационного использования» не соответствует фактическому использованию данных земельных участков; в отношении остальных земельных участков Рослесхоз посчитал недостаточно обоснованной необходимость их включения в границы населенных пунктов.

Оценив представленные в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили, что все спорные земельные участки заняты населенными пунктами и используются для целей комплексного жилищного строительства; спорные участки являются участками, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки.

С учетом фактических обстоятельств дела суды пришли к выводу о том, что отказ Рослесхоза в согласовании включения спорных земельных участков в границы населенных пунктов не соответствует закону и препятствует реализации прав и законных интересов Администрации поселения и жителей соответствующих населенных пунктов в установлении границ фактически существующих поселков.

Суды указали, что необоснованный отказ Рослесхоза в согласовании включения земельных участков в границы населенных пунктов повлек отказ Леноблкомимущества в удовлетворении заявления Администрации поселения, в связи с чем требования в части признания действий названных органов незаконными правомерно удовлетворены.

На основании части 1 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ, а также статьи 182 АПК РФ апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, указав, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов ограничены датой 31.12.2012 и обусловлены отсутствием утвержденного генерального плана поселения.

Таким образом, отсутствие у Правительства с 01.01.2013 полномочий на принятие решения о включении земельного участка в границы населенных пунктов влечет невозможность исполнения Правительством требований, заявленных Администрацией поселения.

Оснований для отмены постановления от 01.12.2014, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                              п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу № А56‑76740/2012оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области и Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.С. Гафиатуллина

Судьи

М.А. Ракчеева

 И.В. Сергеева