ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-77354/2017 от 01.03.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 марта 2018 года

Дело №А56-77354/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.

при участии:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 09.07.2017

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 10.01.2018

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34841/2017) ООО "Инколаб Сервисез Раша" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 по делу № А56-77354/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению ООО "Инколаб Сервисез Раша"

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

об оспаривании пунктов 2,3,4 предписания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инколаб Сервисез Раша» (далее – заявитель, ООО "Инколаб Сервисез Раша", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее – Комитет) о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 предписания от 05.07.2017 № 003-2017/Прп-270 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Решением суда от 30.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы считает вывод суда о накоплении Обществом отходов и доказанности факта осуществления деятельности по обращению с отходами бездоказательными, поскольку Комитетом установлено, что офисные помещения заявителя оборудованы мусорными корзинами. Общество указывает, что сбор и накопление твердых бытовых отходов осуществляются в мусорных контейнерах, являющихся собственностью АО «Автопарк № 1 Спецтранс». Кроме того, заявитель ссылается на обязание судом Общества устранить требования пункта 1 предписания Комитета, правомерность которого Обществом не оспорена.

В судебном заседании представить заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Комитетом на основании распоряжения от 30.05.2017 № 003-2017/Р1-270 в период с 09.06.2017 по 05.07.2017 проведена плановая выездная проверка ООО "Инколаб Сервисез Раша".

Выявленные в результате проверки нарушения зафиксированы в Акте проверки от 05.07.2017 № 003-2017/Акп-270.

Предписанием от 05.07.2017 № 003-2017/Прп-270 Комитет обязал Общество устранить следующие нарушения:

- представить документы, подтверждающие отнесение отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (включая крупногабаритный) к конкретному классу опасности» (пункт 1);

- предпринять меры к разработке Проекта нормативов образовавшихся отходов и лимитов на их размещение (пункт 2);

- осуществлять хозяйственную и иную деятельность в соответствии с установленными у Общества Нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (пункт 3);

- вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 4).

Не согласившись с пунктами 2, 3, 4 вышеуказанного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что Нормативы образования отходов производства и потребления и Лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).

Общество не учитывает, что Закон № 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции или иной специализированной деятельности, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

В соответствии с пунктом 3.2 Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 07.03.1999, среднегодовая норма образования и накопления твердых бытовых отходов для учреждений и предприятий составляет 40-70 кг. (0,2-0,3 куб. м) на сотрудника.

В результате проверки выявлено, что Общество расположено (осуществляет деятельность) в офисе по адресу: 196240, Санкт-Петербург, ул. Новостроек, д.25 корп.2. Основной вид деятельности: выполнение работ по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

У Общества имеется паспорт на образующийся в результате его деятельности отход IV класса опасности «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», код отхода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов – 7 33 100 01 72 4. Указанный паспорт утвержден директором Общества 12.06.2017. Накопление отходов осуществляется в мусорных корзинах, расположенных в помещении, занимаемым Обществом.

В ходе проверки Обществом представлен договор на вывоз и передачу на размещение отходов IV-V классов опасности от 01.01.2016 № 6476 (далее - Договор), в соответствии с которым Общество поручает АО «Автопарк №1 Спецтранс» осуществлять вывоз (перевозку) отходов с контейнерной площадки Общества, а также организовать их размещение (захоронение). На момент заключения договора (на 01.01.2016) объем образования отходов составляет 1,875 м.куб. в месяц, 22,5 м.куб. в год.

Согласно пункту 1.4 Договора сбор и временное накопление отходов заказчик (Общество) производит в контейнерах.

Переход права собственности на отходы в рамках договора не производится. Перевозчик не приобретает права собственности на отходы заказчика, принимаемые к перевозке/размещению, поскольку в установленном тарифе не включены затраты по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и в стоимость услуг они не входят. Ответственность за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лежит на заказчике (пункт 1.5 Договора).

Довод жалобы о том, что Общество не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, не является юридическим лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не относится к хозяйствующим субъектам, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, основан на ошибочном толковании норм закона.

В силу приведенных выше положений Закона N 89-ФЗ, Закона N 7-ФЗ и Правил проведения паспортизации отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), обязаны разработать проект Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обеспечить установление специально уполномоченными органами Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы IV класса опасности.

Указанный подход соответствует Определению Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 16-АД17-6.

Общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, что отражено в Акте проверки и самим заявителем не отрицается.

Ввиду невыполнения Обществом указанных требований законодательства суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что пункты 2,3,4 оспариваемого предписания соответствует нормам законодательства, предписание выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий, не возлагает на заявителя не предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.

Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.

Оснований для возврата 1 500 руб., излишне уплаченной суммы государственной пошлины по апелляционной жалобе не имеется, поскольку не представлен оригинал платежного поручения, которое не содержит ссылки на номер настоящего арбитражного дела.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 по делу № А56-77354/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

А.Б. Семенова

Н.И. Протас