ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
12 марта 2018 года
Дело №А56-77354/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 09.07.2017
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 10.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34841/2017) ООО "Инколаб Сервисез Раша" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 по делу № А56-77354/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Инколаб Сервисез Раша"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об оспаривании пунктов 2,3,4 предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Инколаб Сервисез Раша» (далее – заявитель, ООО "Инколаб Сервисез Раша", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее – Комитет) о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 предписания от 05.07.2017 № 003-2017/Прп-270 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением суда от 30.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает вывод суда о накоплении Обществом отходов и доказанности факта осуществления деятельности по обращению с отходами бездоказательными, поскольку Комитетом установлено, что офисные помещения заявителя оборудованы мусорными корзинами. Общество указывает, что сбор и накопление твердых бытовых отходов осуществляются в мусорных контейнерах, являющихся собственностью АО «Автопарк № 1 Спецтранс». Кроме того, заявитель ссылается на обязание судом Общества устранить требования пункта 1 предписания Комитета, правомерность которого Обществом не оспорена.
В судебном заседании представить заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом на основании распоряжения от 30.05.2017 № 003-2017/Р1-270 в период с 09.06.2017 по 05.07.2017 проведена плановая выездная проверка ООО "Инколаб Сервисез Раша".
Выявленные в результате проверки нарушения зафиксированы в Акте проверки от 05.07.2017 № 003-2017/Акп-270.
Предписанием от 05.07.2017 № 003-2017/Прп-270 Комитет обязал Общество устранить следующие нарушения:
- представить документы, подтверждающие отнесение отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (включая крупногабаритный) к конкретному классу опасности» (пункт 1);
- предпринять меры к разработке Проекта нормативов образовавшихся отходов и лимитов на их размещение (пункт 2);
- осуществлять хозяйственную и иную деятельность в соответствии с установленными у Общества Нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (пункт 3);
- вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 4).
Не согласившись с пунктами 2, 3, 4 вышеуказанного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что Нормативы образования отходов производства и потребления и Лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Общество не учитывает, что Закон № 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции или иной специализированной деятельности, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В соответствии с пунктом 3.2 Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 07.03.1999, среднегодовая норма образования и накопления твердых бытовых отходов для учреждений и предприятий составляет 40-70 кг. (0,2-0,3 куб. м) на сотрудника.
В результате проверки выявлено, что Общество расположено (осуществляет деятельность) в офисе по адресу: 196240, Санкт-Петербург, ул. Новостроек, д.25 корп.2. Основной вид деятельности: выполнение работ по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
У Общества имеется паспорт на образующийся в результате его деятельности отход IV класса опасности «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», код отхода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов – 7 33 100 01 72 4. Указанный паспорт утвержден директором Общества 12.06.2017. Накопление отходов осуществляется в мусорных корзинах, расположенных в помещении, занимаемым Обществом.
В ходе проверки Обществом представлен договор на вывоз и передачу на размещение отходов IV-V классов опасности от 01.01.2016 № 6476 (далее - Договор), в соответствии с которым Общество поручает АО «Автопарк №1 Спецтранс» осуществлять вывоз (перевозку) отходов с контейнерной площадки Общества, а также организовать их размещение (захоронение). На момент заключения договора (на 01.01.2016) объем образования отходов составляет 1,875 м.куб. в месяц, 22,5 м.куб. в год.
Согласно пункту 1.4 Договора сбор и временное накопление отходов заказчик (Общество) производит в контейнерах.
Переход права собственности на отходы в рамках договора не производится. Перевозчик не приобретает права собственности на отходы заказчика, принимаемые к перевозке/размещению, поскольку в установленном тарифе не включены затраты по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и в стоимость услуг они не входят. Ответственность за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лежит на заказчике (пункт 1.5 Договора).
Довод жалобы о том, что Общество не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, не является юридическим лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не относится к хозяйствующим субъектам, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, основан на ошибочном толковании норм закона.
В силу приведенных выше положений Закона N 89-ФЗ, Закона N 7-ФЗ и Правил проведения паспортизации отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), обязаны разработать проект Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обеспечить установление специально уполномоченными органами Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы IV класса опасности.
Указанный подход соответствует Определению Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 16-АД17-6.
Общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, что отражено в Акте проверки и самим заявителем не отрицается.
Ввиду невыполнения Обществом указанных требований законодательства суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что пункты 2,3,4 оспариваемого предписания соответствует нормам законодательства, предписание выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий, не возлагает на заявителя не предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
Оснований для возврата 1 500 руб., излишне уплаченной суммы государственной пошлины по апелляционной жалобе не имеется, поскольку не представлен оригинал платежного поручения, которое не содержит ссылки на номер настоящего арбитражного дела.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 по делу № А56-77354/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М. Толкунов
Судьи
А.Б. Семенова
Н.И. Протас