ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
15 марта 2021 года | Дело № А56-77370/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 16.10.2020
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 29.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-33056/2020 ) АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2020 по делу № А56-77370/2020 , принятое
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: <***>, адрес: 191014, Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 39; далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (ОГРН: <***>, адрес: 188808, <...>; далее – АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области", Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.10.2020 суд первой инстанции привлек АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Управлением в ходе проверки установлено, что АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», осуществляя лицензируемый вид деятельности, допустило к обращению с отходами производства и потребления, а именно к работам по разравниванию и уплотнению отходов, загрузке, разгрузке, транспортированию инертных материалов, работе по изоляции отходов и выравниванию откосов полигона на объектах размещения отходов расположенных по адресам: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Сланцевское городское поселение, зона специального назначения №1 и Ленинградская область, Волховский район, Кисельнинское сельское поселение, ориентир: д. Кути, лиц, с которыми не заключены трудовые договоры, что является нарушением пп. 2 пункта 3 статьи 8 № 99-ФЗ Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), пп. г пункта 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее – Положение № 1062).
По факту выявленного нарушения 12.08.2020 составлен протокол об административном правонарушении по делу №АД-13-136/2020, которым действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, привлек ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона 99-ФЗ, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
На основании части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования при обращении с отходами I - IV классов опасности, установлены пунктом 3 Положения N 1062.
В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон №89-ФЗ), лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно части 3 статьи 15 Закона N 89-ФЗ профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения N 1062, действовавшего рассматриваемый период времени, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности – наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, поскольку Общество, осуществляя лицензируемый вид деятельности, не заключило трудовые договоры с лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, что является нарушением пп. 2 пункта 3 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, пп. г пункта 3 Положения N 1062.
Вместе с тем, Управлением и судом первой инстанции не учтено следующее.
По мнению суда апелляционной инстанции и вопреки доводам Управления, отсутствие упомянутых трудовых отношений по смыслу подпункта "г" пункта 3 Положения N 1062 не является нарушением требований данной нормы. Ее нарушением может являться отсутствие у работника лицензиата профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности. При этом доказательств заключения Обществом трудовых договоров с физическими лицами на осуществление деятельности с отходами I - IV классов опасности материалы дела не содержат.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на привлечение иных лиц для выполнения работ (услуг), либо обязанности по осуществлению данного вида деятельности только работниками Общества, состоящих с ним в трудовых отношениях. Данный вывод Управлением должным образом не опровергнут.
При этом из материалов дела усматривается, что Обществом заключены договоры на оказание услуг по аренде специальной техники с экипажем (л.д.50-70), согласно которым Исполнители осуществляют сбор и транспортировку отходов. Доказательств того, что экипажи, привлекаемые к осуществлению работ на основании указанных договоров, не прошел необходимую подготовку в рассматриваемой сфере материалы дела не содержат.
При этом ссылок на какие-либо иные нарушения Обществом требований действующего законодательства о лицензировании протокол об административном правонарушении по делу N АД-13-136/2020 об административном правонарушении не содержит.
Таким образом, в данном случае отсутствует событие вменяемого Обществу административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, следовательно, заявление Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 октября 2020 года по делу № А56-77370/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Л.В. Зотеева Н.И. Протас |