АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 ноября 2023 года
Дело №
А56-77523/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни ФИО1 (доверенность от 28.12.2022 № 04-25/37366), от Северо-Западной оперативной таможни ФИО2 (доверенность от 12.01.2023 № 23-07/00166),
рассмотрев 07.11.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобыСанкт-Петербургской таможни и Северо-Западной оперативной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу № А56-77523/2022,
у с т а н о в и л:
Публичное акционерное общество «Северсталь», адрес: 162608, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Таможня), от 25.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-2086/2022, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 7000 руб., а также решения Северо-Западной оперативной таможни, адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 71, корп. 2, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Оперативная таможня), от 06.07.2022 № 10212000/50ю/64А по жалобе на названное постановление Таможни.
Решением суда от 20.04.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023, оспариваемые постановление Таможни и решение Оперативной таможни признаны незаконными и отменены.
В кассационных жалобах Таможня и Оперативная таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просят отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателей кассационных жалоб, у судов отсутствовали основания для распространения на Общество положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон № 70-ФЗ), который вступил в силу 06.04.2022, поскольку правонарушения не выявлены в ходе одного контрольного мероприятия.
В отзыве на кассационные жалобы Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представители Таможни и Оперативной таможни поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес Общества 24.03.2022 в зону таможенного контроля станции Череповец - 1 (контейнерная площадка) для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации № 10719100/090322/0019514 и железнодорожной накладной от 25.02.2022 № 30259077 прибыла железнодорожная платформа № 94510591 с установленной на ней контейнером № TKRU3391813 с товаром.
Вологодским областным таможенным постом Таможни (далее - таможенный пост) таможенная процедура таможенного транзита завершена 27.03.2022.
Согласно представленному Обществом 25.03.2022 на таможенный пост отчету по форме ДО-1 от 25.03.2022 № 0000001, указанный товар 25.03.2022 размещен на временное хранение на склад временного хранения (далее - СВХ) Общества (свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ от 24.03.2022 № 10210/171210/20101/12).
Данный отчет зарегистрирован должностным лицом таможенного поста 25.03.2022 за № 10210310/250322/0000321.
По результатам проведенного 30.03.2022 должностным лицом таможенного поста таможенного осмотра помещений и территорий СВХ Общества установлено, что товар, указанный в представленном Обществом отчете по форме ДО-1 от 25.03.2022 № 0000001, в ПЗТК СВХ Общества отсутствует.
В письме от 15.04.2022 № исх/105-07-22-0252 Общество сообщило, что в связи поломкой кранового оборудования в ПЗТК ст. Череповец-1 (контейнерная площадка) перемещаемый товар размещен на СВХ Общества в иную дату, чем указано в отчете ДО-1 от 25.03.2022 № 0000001.
Таможня пришла к выводу, что в нарушение статьи 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Общество представило в таможенный орган отчет по форме ДО-1 25.03.2022 № 0000001, содержащий недостоверные сведения о дате и времени помещения перемещаемого товара на склад СВХ.
По факту выявленного нарушения должностное лицо Таможни 25.04.2022 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 10210000-2086/2022, квалифицировав его действия по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 25.05.2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 7000 руб. административного штрафа.
Решением Оперативной таможни от 06.07.2022 № 10212000/50ю/64А жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а постановление Таможни - без изменения.
Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, Общество оспорило постановление Таможни и решение Оперативной таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ. Вместе с тем, приняв во внимание положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд пришел к выводу о том, что в данном случае Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконными и подлежащими отмене оспариваемые постановление Таможни и решение Оперативной таможни.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании статьи 345 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций; порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец СВХ обязан вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 2 приложения № 5 к Приказу Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 № 444 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.04.2019 № 54416, далее - Приказ № 444) владельцы СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде, в том числе по формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение; ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения).
Пунктом 4 приложения № 5 к Приказу № 444 установлено, что владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет отчет по форме ДО-1 не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров); отчет по форме ДО-2 - не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Факт представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-1, содержащей недостоверные сведения о дате и времени помещения товара на склад СВХ (нарушения срока представления отчетности по форме ДО-1) установлен судами и подтверждается материалами дела.
Вопрос наличия вины Общества в совершении административного правонарушения исследован Таможней в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Как установили суды, доказательств невозможности соблюдения Обществом требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как обоснованно отмечено судами, приведенные положения статьи 4.4 КоАП РФ применяются ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом.
В данном случае в одном акте таможенного осмотра от 30.03.2022 указано на отсутствие товаров по нескольким отчетам по форме ДО-1.
Первым таможенным органом вынесено постановление от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении № 10210000-2035/2022.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, учтя положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды обоснованно посчитали, что Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности от 25.05.2022 № 10210000-2035/2022, а оспариваемое постановление Таможни принято с нарушением закона и подлежит отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь положениями части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды правомерно признали незаконным оспариваемое постановление Таможни от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении № 10210000-2086/2022 и отменили его.
Требование о признании незаконным решения Оперативной таможни от 06.07.2022 № 10212000/50ю/64А удовлетворено судами как производное от требования о признании незаконным постановления Таможни от 25.05.2022 № 10210000-2086/2022.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Несогласие таможенных органов с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу № А56-77523/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы Северо-Западной оперативной таможни и Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В. Лущаев
Судьи
Е.С. Васильева
С.В. Соколова